Тягово-сцепные устройства легковых автомобилей и замковые устройства прицепов




Г.

«Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля»

Преподаватель: Тучков Н. В.

Урок № 24

Тема: Тягово-сцепное устройство.

Цель: Изучить лекционный материал и представленные схемы. Составить краткий конспект, отвечая на вопросы темы урока. Просмотреть и изучить видео материал (перейти по ссылке).

Интернет источники

https://yandex.ua/video/preview?filmId=10446996032583229716&parent-reqid=1605728545463428-975970118037254363100275-prestable-app-host-sas-web-yp-148&path=wizard&text=тягово-сцепное+устройство+для+грузовых+автомобилей&wiz_type=vital

Лекция

Тягово-сцепное устройство выполняется на усиленной задней поперечине рамы и служит для буксирования прицепов. Тягово-сцепное устройство грузовых автомобилей двустороннего действия позволяет смягчать осевые толчки, возникающие во время движения автопоезда в обоих направлениях.

Тягово-сцепное устройство представляет собой стальной крюк, проходящий внутри упругого резинового элемента, зажатого между двух опорных шайб. Опорные шайбы вместе с упругим элементом размещаются в массивном цилиндрическом корпусе, с одной стороны закрытом колпаком, а с другой — крышкой, которая болтами крепится к поперечине рамы. Упругий резиновый элемент смягчает ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места при движении по неровной дороге. На крюке имеется защелка, которая застопорена собачкой и шплинтом с цепочкой, предотвращающими самопроизвольный выход дышла прицепа из зацепления с крюком. На автомобилях, не имеющих тягово-сцепного устройства, устанавливают петли, предназначенные только для кратковременного буксирования автомобиля, но исключающие работу с прицепом.

Рис. 71. Конструкция тягово - сцепного устройства: 1 — колпак гайки; 2 — гайка; 3 и 14 — опорные шайбы; 4 — упругий элемент; 5 — корпус; 6 — задняя поперечина рамы; 7 — собачка; 8 — отверстие для шплинта; 9 — ось собачки; 10 — цепочка шплинта; 11 — защелка; 12 — крюк; 13 — крышка корпуса.

Тягово-сцепные устройства легковых автомобилей и замковые устройства прицепов

Для обеспечения взаимозаменяемости легковых автомобилей различных марок и прицепов по аналогии с грузовыми автомобилями присоединительные элементы их стандартизированы.

Рис. 72. Тягово-сцепное устройство легкового автомобиля: а - детали тягово-сцепного устройства; б детали съемной шаровой головки.

Основными деталями тягово-сцепного устройства (рис. 72, а) являются: шаровая головка 1, кронштейн 2 крепления тягово-сцепного устройства, кронштейн крепления штепсельной розетки 3, штепсельная розетка 4, кабель 5 и штепсельная вилка 6, устанавливаемая на прицепе. Шаровая головка 1 изготавливается заодно с фланцем (см. рис. 72, а) или съемной (рис. 72,6). При этом шаровая головка 4 (рис. 72, б) соединяется с фланцем 3 резьбовым соединением и фиксируется гайкой 1 с шайбой 2. Для предохранения шаровой головки от попадания грязи при отсоединенном прицепе на нее надевают колпачок 5 или скобу.

Конструкцию тягово-сцепного устройства легкового автомобиля рассмотрим на примере подобного устройства к автомобилю BA3-21013 «Жигули» (рис. 73). Каркас тягово-сцепного устройства предназначен для соединения автомобиля и прицепа и восприятия усилий, передаваемых от прицепа на кузов автомобиля. Он состоит из швеллерной балки 3, к которой приварены два кронштейна: передний 2 и задний 5 с усиленной накладкой 4. Кронштейн 12 крепления сцепного шара 8 связывает поперечную балку 14 с продольной балкой 3. На поперечной балке 14 имеются два болта 13 с гайками и шайбами для крепления предохранительных цепей. К балке 14 приварен кронштейн 7 для установки выключателя 16 и семиконтактной штепсельной розетки 15, которая служит для соединения систем электрооборудования автомобиля и прицепа. Для более равномерного распределения нагрузки на днище багажника устанавливают накладки 1 и 6. Сцепной тар 8 закреплен на кронштейне 12 при помощи гайки 10, а предохранительная скоба 9 соединена с кронштейном винтом 11. Провода штепсельной розетки и выключателя собраны в пучок 17 и для соединения с электрической цепью автомобиля снабжены наконечниками 18. Тягово-сцепные устройства автомобилей других марок имеют некоторые конструктивные отличия. Замковые устройства легковых прицепов должны обеспечивать быструю сцепку и расцепку автомобиля с прицепом.

Рис. 73. Тягово-сцепное устройство для легкового автомобиля BA3-21013 «Жигули»

Рис. 74. Замковое устройство прицепа со съемными вкладышами

Чтобы обеспечить безопасность движения, замковое устройство должно иметь не менее двух приспособлений, исключающих саморасцепление автопоезда и действующих независимо друг от друга, а также аварийные тросы (цепи), соединяющие дышло прицепа с кузовом автомобиля. При аварийном отрыве от автомобиля дышло прицепа должно провисать на предохранительных тросах (цепях) и не касаться поверхности дороги. Существует много конструкций замковых устройств, но наиболее распространенным являются замковое устройство прицепа со сменными вкладышами, с фиксацией шаровой головки при помощи клина и подвижного цилиндрического сухаря. Замковое устройство прицепа со сменными вкладышами (рис. 74) имеет корпус 1, приваренный к концу дышла 8 прицепа. В корпусе 1 при помощи пружинного кольца 10 установлен передний вкладыш 9, а на нижнем конце запорного рычага 5 при помощи гайки 4 укреплен задний вкладыш 3. Фиксатор 6 с пружиной 7 удерживает запорный рычаг 5 в рабочем положении и поджимает задний вкладыш 3 к шаровой головке 2, обеспечивая постоянный контакт сферических вкладышей с шаровой головкой прицепа. Для расцепки прицепа необходимо оттянуть ручку II фиксатора 6 и, повернув ее, освободить запорный рычаг 5 и поднять его вверх. После этого можно разъединять корпус 1 замкового устройства с шаровой головкой 2. Замковое устройство (рис. 75) имеет фиксацию шаровой головки 2 при помощи клина 9, перемещающегося ниже оси шара в корпусе 1, связанном с дышлом 6. Для сцепки прицепа с автомобилем необходимо вынуть шплинт 4 из отверстия фиксатора 3 и рычага 5. Затем, освободив фиксатор 3, отвести рычаг 5 в крайнее переднее положение относительно оси 10. При этом рычаг 5 своим нижним концом отводит вдоль крышки 7 клин 9, преодолевая сопротивление пружины 8, и освобождает отверстие шарового гнезда. Удерживая рычаг 5 в крайнем положении, можно соединить шаровую головку с замковым устройством, после чего зафиксировать соединение.

Замковое устройство с подвижным цилиндрическим сухарем прицепа ММЗ-81021 (рис. 76) состоит из корпуса 7, который приварен к концу дышла 2 прицепа. В корпусе имеется сферическая чашка 3, которая надевается на шаровую головку 4 тягово-сцепного устройства автомобиля. Цилиндрический сухарь 5 постоянно поджат пружиной 6 и резьбовой пробкой 9 с рукояткой 8, чем обеспечивается беззазорная сцепка. На сухаре 5 имеется кольцевая проточка, совпадающая с отверстием в корпусе 7. В это отверстие входит предохранительный штырь 10, исключающий возможность самопроизвольного сжатия пружины 6 при набегании прицепа на автомобиль. В комплект сцепного устройства входят предохранительные цепи 1, передние концы которых крепятся к отверстиям или крюкам автомобиля.

Рис. 75. Замковое устройство прицепа с фиксацией шаровой головки при помощи клина

Рис. 76. Замковое устройство с подвижным цилиндрическим сухарем прицепа МАЗ-81021

Вопросы по теме урока!

1. Что позволяет тягово-сцепное устройство грузовых автомобилей двустороннего действия.

2. Что представляет собой тягово-сцепное устройство.

3. Основные детали тягово-сцепного устройства.

4. Что должно иметь замковое устройство, чтобы обеспечить безопасность движения.

5. Устройство замкового устройство с подвижным цилиндрическим сухарем прицепа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: