Лексико-семантическое значение слов категории времени




 

Содержание понятия «время» постоянно изменялось вместе с эволюцией сознания человека, будучи предметом различных научных дисциплин. Первоначально категория времени складывалась как категория естественная. Однако, в описании временных отношений всегда были значимыми такие признаки, как положение наблюдателя, характер и условия восприятия. [Кубрякова, 1997, с. 7]

Категория времени, оказавшись в поле зрения специалистов самых разных научных направлений, рассматривалась в самых различных ипостасях. Не обошла эта тенденция и лингвистику, где время изучалось не только в грамматическом, но и в текстообразующем аспектах.

Я попыталась классифицировать временные формы поэзии Асеева в порядке длительности: от большего к меньшему.

Во-первых, понятие «эпоха», которое в словаре Ожегова толкуется, как длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию. В отобранном материале это слово встречается один раз (стихотворение «Гастев», карточка №58).

Следующей формой времени можно назвать век, которую мы находим в десяти случаях (стихотворения «Сегодня», «Северный Кавказ», «Проклятие Москве», «Об обыкновенных», «Курские края» и другие). Понятие «век» имеет несколько толкований. В одном значении - это период времени в сто лет, т.е. столетие (карточки №№8, 18, 47, 73, 103). В другом - это понятие обозначает неопределенный, но долгий период времени: навек, на веки веков, в веках - вечно, навсегда, на долгие времена (карточки №№16, 66, 111, 132). Один пример слова «средневековый» (стихотворение «Северный Кавказ», карточка №131), в данном случае оно употреблено в значении устаревший, отсталый в своем развитии. Словарь толкует это понятие, как относящийся к средним векам.

Такая категория времени как год упоминается четырнадцать раз. Но в своем первом значении год - промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, двенадцати календарным месяцам - в стихотворениях Асеева мы не находим. Зато мы имеем точную дату - семнадцатый год (карточка №85), тысячу лет (карточка №105), сто довоенных лет (карточка №109), пятнадцать лет назад (карточка №126), сорок лет (карточка №32), десять лет (карточка №110), семь лет (карточка №72), три года (карточка №41), просто неопределенные годы (карточки №№83, 98), череда учебных лет (карточка №116), семилетье (карточка №70), многолетний и малолетний период (карточки №№28, 88).

Так как мы рассматриваем временные формы в порядке убывания, то следующий по длительности период будет отрезок года, т.е. время года. «Весна» встречается восемь раз в таких стихотворениях, как «Кумач», «О нем», «Счастье», «Россия издали» и других (карточки №№9, 11, 34, 51, 60, 79, 130, 133). «Лето» - всего один раз (карточка №6) в стихотворении «Морской шум». «Осень» - пять раз (карточки №№17, 24, 31, 112, 134) в стихотворениях «Летнее письмо», «Ещё и осени не близко», «Дом» и других. Понятие «зимний» мы находим в трех случаях (карточки №14, 99, 113).

Месяц - единица исчисления времени, равная одной двенадцатой части года [Ожегов, 1989, с. 281]. У Асеева мы находим не только данный промежуток времени, имеющий общее название, но и обращение к конкретным месяцам, за названием которых мы видим опять же определенное время года. Например, начало стихотворения «Город Курск» погружает нас в зимнюю стужу благодаря упоминанию о январе. А апрель в «Стихах сегодняшнего дня» ассоциируется у поэта с будущим, светлым временем. Май не только календарный месяц весны, но и время наступления другого мира, т.е. время выступает в значении «другая жизнь» (стихотворения «Первомайский гимн», «Россия издали», «Гастев»). Июль и декабрь представлены поэтом в своем первоначальном значении: июль - жарким и ярким временем года («Послание критику»), а декабрь - морозным и туманным («Декабрьский туман»).

Временной отрезок определенной длительности, а именно семь дней - неделя. Данная форма времени также присутствует в стихотворениях, причем встречается не редко (стихотворения «Летят недели кувырком», «Приглашение к пляске» и др.; карточки №№30, 74, 93, 100).

Следующей формой времени по длительности будет день. Слово «день» может обозначать не только светлую часть дня, но и сутки, т.е. время от одного восхода солнца до другого восхода, в отличие от слова «ночь», обозначающую только темную часть суток. Так вот, в анализируемом материале день как сутки (а также и само слово «сутки» (карточка №61)) употреблено 6 раз (карточки №№5, 35, 93, 101, 104). А сочетания слов «целый день», «дни и ночи», «праздные дни» ещё более убеждают нас, что автор употребляет это слово в значении «сутки». Причем слово «праздные» указывает на то, что это дни ничем не занятые, проведенные без полезных занятий. Скорее всего, данная фраза - «праздные дни» - употреблено здесь в более широком значении «праздная жизнь». Встречается существительное «день» и в уменьшительной форме - денёк (карточка №104). День как светлое время суток мы находим 4 раза (карточки №№10, 23, 36, 69). В одном случае у Асеева слово «день» выступает в переносном значении, обозначая состояние души человека:

И хоть ночь, и на отдых пора б, - ему - день.

«Ночь» здесь употреблено в своем прямом значении (карточка №63). С понятием «ночь» мы встречаемся ещё 8 раз (карточки №№1, 5, 12, 45, 48, 62, 68, 113). Существуют и другие части суток, которые также имеют место в поэзии Асеева: утро - начало дня (карточки №№7, 115), есть конкретизация утра: не когда-то, а именно нынче утром (карточка №56); вечер - часть суток перед наступлением ночи (карточки №№13, 49). Для обозначения вечернего времени Асеев использует и устаревшие формы - вечор (карточка №55), ввечеру (карточка №2) и уменьшительную форму - вечерок (карточка №123). Более того, мы находим время начала утра: рассвет (карточка №75) и рань, рано (карточки №76, 64) и начало вечера: сумерки (карточка №92).

Самые минимальные отрезки времени - минута (карточки №№39, 124), миг (карточка №22), мгновенье (карточки №№29, 129). Буквально слово «мгновение» означает время мигания, смыкания век [Универс. словарь рус. яз., 2009, с. 765]. Видимо, поэтому мы и имеем в русском языке фразеологизм «в мгновение ока».

Возрастное состояние человека также в языке обозначают лексемами времени. И в данной работе мы встречаем: ранняя пора жизни - детство (карточки №№97, 108, 122), возраст от детства до зрелых лет - молодость, юность (карточки 3 52, 118) и преклонный возраст - старость (к арточка №38).

Мы рассмотрели большой пласт временных лексем от «века» до «мига» и от «детства» до «старости», встречающихся в поэтических произведениях Н.Н. Асеева.

А теперь обратимся к обозначениям времени относительно настоящего момента и будем двигаться от прошлого к настоящему и будущему. И хотелось бы начать, как бы, с эпиграфа: строчками из стихотворения Асеева «Город Курск» (карточка №125)

Старина в нем сошлась с новизной, - обе полы времени свиты.

Такое ощущение времени было у поэта в Курске.

Итак, обозначения прошлого времени облачены в следующие слова: былые (карточка №20), древний (карточки №№19, 67), давний (карточка

№86), старый (карточка №40), прошлое, прошедшее (карточки №№81, 65), вчера - совсем недавнее прошлое (карточка №96). И встречается интересная форма наречия инде (карточка №117), употребленная в тексте в значении прошлого времени:

Вот таков же и город Льгов, инде звавшийся Ольгов-градом.

К прошлому у поэта негативное отношение, поэтому читаем в стихотворении «Первомайский гимн»: была пора глухая, была пора немая. Здесь слово время заменено синонимом пора.

А настоящее у Асеева, наоборот, хоть и суровое, но любимое время (карточка №71). Лексемы настоящего времени представлены в основном наречиями: нынче - разговорная форма (карточки №№15, 87), теперь (карточки №№37, 42), сегодня (карточка №46), сейчас (карточка №107) и словосочетанием «свежего времени» (карточка №94), употребленного в значении новизна.

Будущее время также широко и разнообразно представлено поэтом. От обыденного «позже» (карточка №127) и «завтрашний» (карточки №№54, 90) до возвышенных «будущих» (карточки №№33, 59, 91) и «грядущих» времен (карточки №№21, 78).

И, наконец, выявлена лексико-семантическая группа слов, обозначающая временной период неограниченной длительности: вечно (карточки №№3, 25), никогда (карточка №120), всегда (карточка №106), навсегда (карточка №119) и неопределенной длительности: однажды (карточка №82), ненадолго (карточка №114), раньше срока (карточка №84).

 


Заключение

семантический лексический время морфология

Итак, каковы же наши выводы?

Морфологический и лексико-семантический анализ лексем показал, что почти все формы времени имеют место быть в поэзии Асеева. А это значит, что временная лексика является одним из важнейших стилистических средств, создающих язык художественного произведения.

Несмотря на пафос и заданность многих стихов Асеева 20-х годов, в лучших произведениях поэта этого времени талантливо воплотилось то отношение к миру, которое отметил В. Брюсов: «…у него есть здоровое мировосприятие человека, близкого к природе». [Брюсов, 1922, с. 58]. А Маяковский отводит Асееву роль лирического выразителя романтического «лёта» в будущее. Мотив молодости, в свою очередь, как по электрической цепи, вызывает целый ряд сходных или близких по значению мотивов, понятий, образов, связанных с многократно используемой Асеевым категорией времени.

Один из характерных для Асеева образов времени возникает в стихотворении «Экспромты на песке». Импрессионистическими средствами поэт стремится уловить «таинственное» состояние природы в момент вечернего захода солнца. Пейзаж создает впечатление полного растворения лирического субъекта в природе. В состоянии лирической погруженности в естество природы герой стихотворения дает клятву. Обращает на себя внимание обобщающий романтический смысл, который приобретает при этом категория времени:

 

Я поклялся над закатом

Кровью солнечной руки:

Никогда не стану с катом

Ни товарищем, ни братом,

Чтоб не выйти в старики.

Вяжу вековечными узами

Себя с голубыми медузами,

Сверяюсь с далекими предками,

С молчащими жадно креветками,

И домик, влекомый отшельником-раком,

Мне будет судьбы замирающим знаком,

И в скобки морских расплескавшихся блох

Я вставлю мечты оборвавшийся слог.

(1919)

 

Здесь все идет от романтического противопоставления вольного воздуха природы душной атмосфере обыденщины - противопоставления, очень характерного для всей поэзии Асеева.

Когда мы говорим о существенной роли образа времени в лирике поэта, это не означает, что явление или факт непременно очерчиваются у него рамками определенного времени. Как раз этого чаще всего нет. Время, особенно в пореволюционные годы, выполняет у Асеева отвлеченную от какого-либо конкретного факта функцию, одинаково проявляющую себя в разных обстоятельствах и по разным мотивам. Постоянство функции времени у Асеева сказывается в поляризации двух временных пластов - прошлого и будущего. Прошлое и будущее у поэта символизируют собой два мира - старый и новый. Разделяет их Октябрь 1917 года. Отсюда свой истинный смысл обретают лишь в социальном контексте и такие понятия, так или иначе связанные с категорией времени, как молодость, старость, юноша, старик, прошедшее, прежнее, наступившее, век, весна, осень, зима. Зная смысл подобного словоупотребления, легко расшифровать образность стихотворений «Интервенция веков» и «Машина времени». В первом речь идет о прошлых веках, следы и приметы которых в настоящем ранят поэта: «Витрина Мясницкой приколота к синему, застыла, затлела - три века назад…» В пределах стихотворения нет и следа тех настроений, которые позже явятся следствием кризиса романтической отвлеченности и отразятся в значительнейшем произведении Асеева - «Лирическом отступлении»:

 

И ветер весны поднимаем мы заново,

И жить нам светло и бороться легко,

И мы не преклоним зрачка партизаньего

Перед интервенцией прошлых веков!

 

Источник глубоких переживаний талантливого поэта таится в том, что плавное течение времени или его скачок от прошлого к будущему он слышит в своей крови так же, как иные - ежедневное присутствие быта. Для него бег времени не умозрительное понятие, а постоянное творческое испытание на прочность собственного бытия. Поэтому разговор со своими современниками для Асеева - это то же, что разговор с вечностью, с будущим.

 


Список литературы

 

1. Асеев Н.Н. Избранное/ вступ. ст. и сост. А. Карпова. - М.: Худож. лит., 1979 - 430 с.

. Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики: (анализ слов со значением времени в русском языке) / под ред. Л.А. Новикова. - М.: Изд-во Московского университета, 1977. - 166 с.

. Краткая русская грамматика / под ред. Н.Ю. Шведова, В.В. Лопатина. - М.: Изд-во института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2002. - 653 с.

. Русский язык: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др./ под ред. Л.Л. Касаткина. Изд-е 3-е, стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -

с.

. Кубрякова Е.С. Категоризация мира: пространство и время (вступительное слово) // Категоризация мира: пространство и время. Материалы научной конференции. - М.: 1997. - С. 3 - 14

. Смола О.П. Лирика Асеева. - М.: Худож. лит., 1980. - 158 с.

. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под. Ред. Н.Ю. Шведовой. Изд. 20-е, стереотипное. - М.: «Русский язык», 1989. - 750 с.

. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия. - М.: ЭКСМО, 2007. - 959 с.

. Универсальный словарь русского языка. - СПб.: Издательская группа «Весь», 2009. - 827 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: