Дом Сомова, в котором жил С.Я. Маршак, 1913 г., - ул. К. Маркса (Старомосковская), 72




Дом Кричевского, начало ХХ века

Жилой дом зубного врача Л.В. Кричевского построен в начале XX в. Он был сооружен на месте старого флигеля усадьбы, которая до 1908 г. принадлежала купцам А.Ф. и Н.Ф. Петровым и со стороны нынешней площади Никитина включала их здание гостиницы «Петербург». В литературе встречается ошибочное название памятника – «Дом Белоусовых». В действительности участок, принадлежавший жене купца Н.Ф. Белоусовой, был в смежности с участком Л.В. Кричевского, с правой стороны. В 2013 г. снесен флигель Белоусовых под № 53.

Дом Л.В. Кричевского, национализированный в 1919 г., был в 1920-е гг. закреплен за Управлением опытным полем. После Великой Отечественной войны его занимали различные учреждения. Во время ремонтных работ были уничтожены балконы, имевшие, как и все здание, отделку в духе модерна, а также шатровое покрытие за аттиком.

В начале 2010-х гг. проведены ремонтные работы для приспособления здания для областного департамента культуры. Устроен навес над входом в здание.

№ 55, дом врача Мартынова (он же дом полицмейстера).

В начале 1770-х годов этот дом был построен для городского головы Т.И. Нечаева, а после его смерти здание перешло к сыну – Н.Т. Нечаеву. Сын также служил городским головой и даже превзошел своего отца – добился для своей семьи дворянского титула, активно участвуя в благотворительных городских мероприятиях. С 1850-х годов здание арендовала городская полиция, и оно стало называться «Домом полицмейстера». С 1897 года здесь жил врач, народоволец С.В. Мартынов. У него в то время собирались разные революционеры и общественные деятели. В 1940-х годах в здании разместился Дом пионеров и школьников, а в 1990-х – комитет по культуре.

Дом Сомова, в котором жил С.Я. Маршак, 1913 г., - ул. К. Маркса (Старомосковская), 72

Доходный дом камергера М.М. Сомова (1849–после 1917) построен в 1912–1913 гг. по проекту П.И. Медведева. По данным 1880 г., усадьба принадлежала мещанам, братьям Афанасию, Иосифу и Григорию Павловичам Зубаревым. Деревянный флигель, стоявший на красной линии, они перестроили в одноэтажный кирпичный дом, а в глубине участка построили новый двухэтажный дом, уменьшив площадь сада. Оба новых дома имели эклектичную обработку фасадов, в которой присутствовали элементы классицизма. Новый двухэтажный дворовый дом был поставлен с небольшим отступом от северной (левой) границы усадьбы, отделявшей владение Зубаревых от владения соседа. В начале XX в. усадьба принадлежала дворянину Митрофану Михайловичу Сомову (1849 – после 1917), директору Воронежского отделения Императорского русского музыкального общества, активному общественному деятелю, жертвовавшему крупные суммы денег на содержание музыкальных классов, на строительство и содержание музыкального училища. По заказу М.М. Сомова на месте двухэтажного надворного дома был построен новый трехэтажный – описываемый памятник. Проект, утвержденный в городской управе в сентябре 1912 г. (сохранились архивные чертежи), разработал крупный воронежский техник и архитектор начала XX века Пантелеймон Иванович Медведев (1873 – после 1946). В это время он зарекомендовал себя как автор ряда значимых частных зданий, фасады которых отличает своеобразная обработка в духе модерна. П.И. Медведев также осуществлял общее руководство строительством этого дома как подрядчик. Подрядчиком кирпичных работ выступил крестьянин Автоном Никитович Калинин, часто работавший в паре с П.И. Медведевым. Первоначально дом был неоштукатуренным. Проект, в частности, предусматривал лепные женские маски на главном фасаде на уровне третьего этажа центральной входной части. Не установлено, были ли они созданы. В этом доме с весны 1915 г. до января 1917 г. жил Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) – выдающийся советский писатель, детский поэт и переводчик, уроженец Воронежа. Он поселился на первом этаже (слева от парадного входа), в квартире № 1, которую снимал его дядя, известный в Воронеже зубной врач Михаил Борисович Гительсон. В 1915 г., в связи с Первой мировой войной, Маршак прибыл на родину из-под города Выборга для прохождения воинской призывной комиссии, в армию не был призван по состоянию здоровья и задержался в Воронеже, жил и работал здесь до отъезда в Петербург. В квартире М.Б. Гительсона он делал переводы английской поэзии, которые принесли ему раннюю известность (В. Блейк, старинные британские и шотландские баллады), работал над пьесами для самодеятельного подросткового театра, устраивал в квартире хоровые домашние представления. Во время Первой мировой войны здание со всей усадьбой перешло к другому владельцу Вишнякову-Рудакову. После реквизиции усадьбы (1919) она в 1920-х гг. была занята жилищным товариществом «Паровоз». Дом, стоявший на красной линии улицы, снесен в 1960-х гг. во время реконструкции квартала, когда сооружены два девятиэтажных жилых дома, освобожден участок перед домом № 72, проложен бульвар на ул. К. Маркса. После этого прежний дворовый дом стал восприниматься как лицевое строение улицы, и его главный фасад был оштукатурен. До начала XXI в. это был жилой дом. Во второй половине 2000-х гг. по проекту, разработанному в 2006 г. архитектором-реставратором В.М. Сысоевым, с северной стороны сооружена пристройка такой же этажности, повторившая стилистику старого дома, при этом укреплена аварийная торцевая стена. 7 февраля 1989 года на главном фасаде была открыта мемориальная доска в память о поэте С.Я. Маршаке (автор – скульптор А.В. Мельниченко). В 2015 году мемориальная доска была отреставрирована. В 2015 году рядом с домом открыт памятник С.Я. Маршаку, автор памятника – М. Дикунов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: