5.1.1 При оценке практической пропускной способности в конкретных дорожных условиях рекомендуется использовать уравнение:
, (5.1.1)
где - итоговый коэффициент снижения пропускной способности, равный произведению частных коэффициентов ;
- максимальная практическая пропускная способность, легковых авт/ч (см. п.5.1.13).
Максимальная практическая пропускная способность устанавливается на эталонном участке при благоприятных погодно-климатических условиях и транспортном потоке, состоящем только из легковых автомобилей.
Снижение максимальной пропускной способности происходит в результате влияния различных факторов.
5.1.2 Значения коэффициента приведены в табл.5.1.1.
Таблица 5.1.1 Значения коэффициента
Автомобильная дорога | Ширина, м | ||
полосы | проезжей части | ||
Многополосная | 3,0 | - | 0,7 |
Многополосная | 3,5 | - | 0,96 |
Многополосная | >3,75 | - | 1,0 |
Двухполосная | - | 6,0 | 0,85/0,54* |
Двухполосная | - | 7,0 | 0,9/0,71* |
Двухполосная | - | 7,5 | 1,0/0,87* |
Примечание. В знаменателе приведены коэффициенты при наличии снежного наката на полосе движения.
5.1.3 Коэффициент имеет следующие значения:
Ширина обочины, м | 3,75 | 3,00 | 2,50 | 2,0 | 1,5 |
1,00 | 0,97 | 0,92 | 0,8 | 0,7 |
5.1.4 Коэффициенты -приведены в табл.5.1.2-5.1.4.
Таблица 5.1.2 Значения коэффициента
Расстояние от кромки проезжей части до препятствия | при ширине полосы движения, м | |||||
боковые помехи с одной стороны | боковые помехи с обеих сторон | |||||
3,75 | 3,0<<3,75 | 3,0 | 3,75 | 3,0<<3,75 | 3,0 | |
2,5 | 1,0 | 1,0 | 0,98 | 1,0 | 0,98 | 0,96 |
2,0 | 0,99 | 0,99 | 0,95 | 0,98 | 0,97 | 0,93 |
1,5 | 0,97 | 0,95 | 0,94 | 0,96 | 0,93 | 0,91 |
1,0 | 0,95 | 0,90 | 0,87 | 0,91 | 0,88 | 0,85 |
0,5 | 0,92 | 0,83 | 0,80 | 0,88 | 0,78 | 0,75 |
0,85 | 0,78 | 0,75 | 0,82 | 0,73 | 0,70 |
Таблица 5.1.3 Значения коэффициента
Количество автопоездов в потоке, % | при числе легких и средних грузовых автомобилей, % | ||||
0,99 | 0,98 | 0,94 | 0,90 | 0,86 | |
0,97 | 0,96 | 0,91 | 0,88 | 0,84 | |
0,95 | 0,93 | 0,88 | 0,85 | 0,81 | |
0,92 | 0,90 | 0,85 | 0,82 | 0,78 | |
0,90 | 0,87 | 0,82 | 0,79 | 0,76 | |
0,87 | 0,84 | 0,79 | 0,76 | 0,73 | |
0,84 | 0,81 | 0,76 | 0,72 | 0,70 |
Примечание. Коэффициент на подъемах не учитывают, так как состав движения учтен при определении коэффициента (табл.5.1.5).
Таблица 5.1.4 Значения коэффициента
Продо- льный уклон, ‰ | Длина подъе- ма, м | при количестве автопоездов в потоке, % | Продо- льный уклон, ‰ | Длина подъе- ма, м | при количестве автопоездов в потоке, % | ||||||
0,98 | 0,97 | 0,94 | 0,89 | 0,90 | 0,85 | 0,80 | 0,74 | ||||
0,97 | 0,94 | 0,92 | 0,87 | 0,86 | 0,80 | 0,75 | 0,70 | ||||
0,96 | 0,92 | 0,90 | 0,84 | 0,82 | 0,76 | 0,71 | 0,64 | ||||
0,96 | 0,95 | 0,93 | 0,86 | 0,83 | 0,77 | 0,70 | 0,63 | ||||
0,95 | 0,93 | 0,91 | 0,83 | 0,77 | 0,71 | 0,64 | 0,55 | ||||
0,93 | 0,90 | 0,88 | 0,80 | 0,70 | 0,63 | 0,53 | 0,47 | ||||
0,93 | 0,90 | 0,86 | 0,80 | 0,75 | 0,68 | 0,60 | 0,55 | ||||
0,91 | 0,88 | 0,83 | 0,76 | 0,63 | 0,55 | 0,48 | 0,41 | ||||
0,88 | 0,85 | 0,80 | 0,72 |
5.1.5 Коэффициенты -имеют следующие значения:
Расстояние видимости, м | <50 | 50-100 | 100-150 | 150-250 | 250-350 | >350 | |
0,68 | 0,73 | 0,84 | 0,80 | 0,98 | 1,0 | ||
Радиус кривой в плане, м | <100 | 100-250 | 250-450 | 450-600 | >600 | ||
0,85 | 0,90 | 0,96 | 0,99 | 1,0 | |||
Ограничение скорости знаком, км/ч | |||||||
0,44 | 0,76 | 0,88 | 0,96 | 0,98 | 1,0 |
5.1.6 Значения коэффициента приведены в табл.5.1.5.
Таблица 5.1.5 Значения коэффициентов
Число автомобилей, поворачивающих налево, % | Тип пересечения | ||||||
Т-образное | Четырехстороннее | ||||||
при ширине проезжей части основной дороги, м | |||||||
7,0 | 7,5 | 10,5 | 7,0 | 7,5 | 10,5 | ||
Необорудованное пересечение | |||||||
0,97 | 0,98 | 1,00 | 0,94 | 0,95 | 0,98 | ||
0,85 | 0,87 | 0,92 | 0,82 | 0,83 | 0,91 | ||
0,73 | 0,75 | 0,83 | 0,70 | 0,71 | 0,82 | ||
0,60 | 0,62 | 0,75 | 0,57 | 0,58 | 0,73 | ||
0,45 | 0,47 | 0,72 | 0,41 | 0,41 | 0,70 | ||
Частично оборудованное пересечение с островками без переходно-скоростных полос | |||||||
1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,98 | 0,99 | 1,0 | ||
0,97 | 0,98 | 1,0 | 0,98 | 0,97 | 0,99 | ||
0,93 | 0,94 | 0,97 | 0,91 | 0,92 | 0,97 | ||
0,87 | 0,88 | 0,93 | 0,84 | 0,85 | 0,93 | ||
0,87 | 0,88 | 0,92 | 0,84 | 0,85 | 0,92 | ||
Полностью канализированное пересечение | |||||||
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | ||
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | ||
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | ||
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | ||
0,97 | 0,98 | 0,99 | 0,95 | 0,97 | 0,98 |
При отсутствии данных об интенсивности движения на пересечениях автомобильных дорог допускается принимать значения коэффициента, соответствующие случаю, когда доля автомобилей, поворачивающих налево, равна 20%.
5.1.7 Коэффициенты -имеют следующие значения:
Грунтовая обочина без укрепления | 1,0 |
Обочины укреплены: щебнем с краевой полосой из бетонных плит | 0,99 |
Обочины укреплены: щебнем без вяжущего | 0,99 |
Грунтовая обочина, неровная, с колеями | 0,90 |
Неукрепленные обочины в сухом состоянии | 0,90 |
Шероховатое асфальто- или цементобетонное, черное щебеночное покрытие | 1,0 |
Асфальтобетонное покрытие без поверхностной обработки | 0,91 |
Сборное бетонное покрытие | 0,86 |
Булыжная мостовая | 0,42 |
Грунтовая дорога без пыли, сухая | 0,90 |
Грунтовая дорога размокшая | 0,1-0,3 |
Площадка отдыха, бензозаправочные станции или остановочные площадки с полным отделением от основной дороги и наличием специальной полосы для въезда | 1,0 |
То же, при наличии только отгона ширины | 0,98 |
То же, при отсутствии полосы и отгона | 0,80 |
То же, без отделения от основной проезжей части | 0,64 |
Осевая разметка | 1,02 |
Краевая и осевая разметки | 1,05 |
Разметка полос на подъемах с дополнительной полосой | 1,50 |
То же, на четырехполосной дороге | 1,23 |
То же, на трехполосной дороге | 1,30 |
Двойная осевая разметка | 1,12 |
5.1.8 Значения коэффициента приведены в табл.5.1.6.
Таблица 5.1.6 Значения коэффициентов
Число автобусов в потоке, % | при числе легковых автомобилей в потоке, % | |||||
0,82 | 0,76 | 0,74 | 0,72 | 0,70 | 0,68 | |
0,80 | 0,75 | 0,72 | 0,71 | 0,69 | 0,66 | |
0,77 | 0,73 | 0,71 | 0,69 | 0,67 | 0,65 | |
0,75 | 0,71 | 0,69 | 0,67 | 0,66 | 0,64 | |
0,73 | 0,69 | 0,68 | 0,66 | 0,64 | 0,62 | |
0,70 | 0,66 | 0,64 | 0,63 | 0,61 | 0,60 |
5.1.9 Промежуточные значения коэффициентов, приведенных в табл.5.1.1-5.1.6, определяют интерполяцией.
5.1.10 При оценке практической пропускной способности по формуле (5.1.1) допускается использовать не более 6 частных коэффициентов, выделяя в каждом конкретном случае основной частный коэффициент и второстепенные.
Для прямолинейных горизонтальных участков основным частным коэффициентом может быть коэффициент, учитывающий ширину проезжей части, а второстепенные коэффициенты - ширину обочин, расстояние видимости, состав транспортного потока, наличие разметки, тип пересечения.
Для участков кривых в плане основной частным коэффициентом может быть коэффициент, учитывающий величину радиуса кривой в плане, а второстепенные коэффициенты - ширину проезжей части и обочин, расстояние видимости, тип покрытия, наличие разметки.
Для участков подъемов - основным частным коэффициентом является коэффициент, зависящий от величины продольного уклона, а второстепенные - ширину проезжей части, количество автопоездов в составе транспортного потока, наличие дополнительной полосы, тип покрытия, наличие разметки.
На характерных участках автомобильных дорог с другими дорожными условиями используют коэффициенты, имеющие наибольшие значения.
5.1.11 При оценке практической пропускной способности в реальных дорожных условиях для целей организации движения следует пользоваться уравнением:
, (5.1.2)
где - коэффициент, зависящий от загрузки встречной полосы движения (1,3 при малой загрузке встречной полосы <0,4; 1 при равном распределении интенсивности по встречным полосам; 0,99 при высокой загрузке встречной полосы >0,4);
- скорость движения в свободных условиях на рассматриваемом участке, км/ч;
- максимальная плотность движения на рассматриваемом участке, авт/км;
- длина участка;
- интервал между автомобилями.
5.1.12 Максимальную плотность смешанного транспортного потока устанавливают с учетом интервалов между автомобилями и их габаритов. Для удобства определения следует ввести средний расчетный интервал, представляющий собой сумму дистанций между автомобилями и длину участка, занимаемого передним автомобилем.
При разнородном составе потока средний интервал следует определять с учетом возможного сочетания стоящих друг за другом автомобилей:
, (5.1.3)
где,, - фактическая вероятность появления легкового, грузового автомобиля и автомобильного поезда (определяют по данным учета движения или задают составом движения);
,,, - интервалы между типами автомобилей с учетом их длины.
Таблица 5.1.7 Рекомендуемые интервалы между автомобилями
Тип задних автомобилей | интервалы между автомобилями, м | ||
легковых | грузовых | автопоездов | |
Легковые | 7,3 | 9,3 | 13,2 |
Грузовые | 9,0 | 9,7 | 14,1 |
Автопоезда | 13,0 | 14,2 | 17,3 |
5.1.13 При расчетах следует исходить из величины максимальной практической пропускной способности (, легковых авт/ч):
Двухполосные дороги | 3600 в оба направления |
Трехполосные дороги | 4000 в оба направления |
Четырехполосные без разделительной полосы | 2100 по одной полосе |
Четырехполосные с разделительной полосой | 2200 по одной полосе |
Шестиполосные без разделительной полосы | 2200 по одной полосе |
Шестиполосные с разделительной полосой | 2300 по одной полосе |
Автомобильные магистрали, имеющие 8 полос | 2300 по одной полосе |
5.1.14 Приведение различных транспортных средств к легковым автомобилям внегородских автомобильных дорог производят с помощью коэффициента приведения:
Легковые автомобили | 1,0 |
Мотоциклы и мопеды | 0,5 |
Грузовые автомобили грузоподъемностью до 2 т | 1,1 |
Грузовые автомобили грузоподъемностью до 6 т | 1,8 |
Грузовые автомобили грузоподъемностью до 8 т | 2,1 |
Грузовые автомобили грузоподъемностью до 14 т | 2,4 |
Грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 14 т | 2,5 |
Автопоезда грузоподъемностью до 12 т | 2,2 |
Автопоезда грузоподъемностью до 20 т | 2,4 |
Автопоезда грузоподъемностью свыше 30 т | 3,3 |
Автобусы | 2,6 |
Указанные выше значения коэффициентов приведения следует увеличить в 1,2 раза в пересеченной и горной местностях.
5.1.15 Для оперативной (ориентировочной) оценки практической пропускной способности участков двухполосной автомобильной дороги, имеющей сочетание геометрических элементов, рекомендуется уравнение:
(5.1.4)
где - ширина проезжей части, м (7,0<<9,0);
- продольный уклон, ‰ (0<<60);
- радиус кривой в плане, м (400<<1000);
- доля легковых автомобилей в составе движения, в долях единицы (0,2<<0,8).
5.1.16 При проектировании пропускную способность участка подъема двухполосных дорог с дополнительной полосой определяют как сумму пропускных способностей двух полос с учетом распределения потока по полосам на подъем:
(5.1.5)
Пропускная способность дополнительной (правой) полосы на подъеме
, (5.1.6)
Пропускная способность основной (левой) полосы при наличии дополнительной полосы на подъеме
, (5.1.7)