Дивнова Мария Сергеевна, ЗНО-117




Фрагмент урока по методике преподавания математики.

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 2 (1 ч.), стр.33

 

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Длина ломаной»

 

Цель фрагмента: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку путём решения задачи другим способом.

Оборудование: презентация

 

Задача:

За день мимо станции прошло 2 скорых поезда и 6 товарных. Только 3 поезда на этой станции остановились. Сколько поездов прошло мимо станции без остановки?

Тип задачи: Нетиповая.

1 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.

За день мимо станции прошло 2 скорых поезда и 6 товарных. Сколько всего поездов прошло мимо станции?

2 вид простой задачи: Задачи на нахождение второго слагаемого по сумме и первому слагаемому.

За день мимо станции прошло 8 товарных и скорых поездов. Из них только 3 на этой станции остановились. Сколько поездов прошли мимо станции без остановки?

 

 

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски/Презентации
Подготовительный этап (Отработка умения решать простые задачи) Задачи: -Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. -Ребята, давайте вспомним, что мы с вами уже изучили. Для этого решим задачу:   Бабушка испекла 6 пирожков с маком и 3 с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка? -Сколько пирожков с маком испекла бабушка? (6) -Сколько пирожков с мясом испекла бабушка? (3) -Чтобы узнать сколько всего пирожков испекла бабушка, какое действие нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 6+3=9(п.)-всего испекла бабушка. -Мы ответили на вопрос задачи? (да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее: Вера нарисовала 9 рисунков акварелью и гуашью. 3 рисунка она нарисовала акварелью. Сколько рисунков нарисовала Вера гуашью? -Сколько всего рисунков нарисовала Вера? (9) -Что еще сказано в условии? (Что 3 рисунка из всех она нарисовала акварелью) -Что нужно найти? (Сколько рисунков Вера нарисовала гуашью.) Составим схему.   Чтобы узнать, сколько рисунков Вера нарисовала гуашью, какое действие нужно выполнить? (Вычитание) -Верно. Какое выражение у нас получилось? 9 – 3 = 6 (р.)-гуашью нарисовала Вера? -Молодцы!       Схему рисуем на доске      
1. Чтение и осознание текста задачи: · Выделение структурных компонентов задачи. · Построение модели задачи. Задачи: Формировать умения, направленные на чтения и осознание постановки задачи, выделять условия и вопрос, данные и искомое, известные и неизвестные величины, уметь строить модель. . -Ребята, откройте учебник на странице 33 и прочитайте «про себя» задачу под № 5. -Кто прочитает задачу вслух? (Ученик читает задачу вслух) -О чем идет речь в задаче? (О поездах, которые ездили мимо станции) -Что мы знаем про поезда? (Что мимо станции прошло 2 скорых и 6 товарных поездов) -Что еще нам известно?(Что 3 поезда на станции остановились) -Что нам нужно узнать? (Сколько поездов прошли мимо этой станции без остановки) -Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько всего поездов прошло мимо станции) -Знаем ли мы, какие именно поезда останавливались на станции? (Нет) -Важно ли это для решения задачи? (Нет) -Верно! Для того,чтобы лучше понять ситуацию,происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче? Посмотрите на доску. Как вы думаете, что на схеме показано квадратами? (Скорые поезда) А что показано кружками?(Товарные поезда)     (Подойдет 2 схема) -Объясните, почему не подходят первая и третья схемы?(Потому что в первой схеме 5 товарных поездов, а в нашей задаче их 6. А третья схема не подходит, потому что в ней выделен не главный вопрос задачи) -Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Мимо станции прошли 2 скорых и 6 товарных поездов. Из них 3 поезда на станции остановились. Сколько поездов прошли без остановки?)     Схемы на доске:
2. Поиск пути решения задачи и составление плана решения. Задачи: Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключения, выбирать арифметические действия, расставлять их по порядку.   -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи) -Для начала составим план решения.   - Каков главный вопрос задачи? (Сколько поездов прошли мимо станции без остановки?) -Какие два числа нужно знать,чтобы ответить на этот вопрос? (Сколько поездов всего прошло мимо станции и сколько на ней остановились.) -Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Сколько поездов остановились на станции-3) А какое число мы пока что не знаем? (Сколько всего поездов прошло мимо станции) -Что еще нам известно, что поможет нам найти нужное число? (Что мимо станции прошли 2 скорых и 6 товарных поездов) -Какие два числа нам нужны для того,чтобы найти, сколько всего прошло мимо станции поездов? (Количество чкорых-2, количество товарных - 6) -Найдем это число, будем его знать. А так же знаем, что три поезда на станции остановились. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)   Одновременно строим «Дерево рассуждений»:   Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько поездов прошли мимо станции. Что для этого нужно сделать?(Для этого нужно сложить количество скорых поездов и количество товарных поездов, прошедших мимо станции.) -Когда это число будет известно, найдем, сколько поездов прошли мимо станции без остановки. Что для этого нужно сделать? (Вычесть из количества всех поездов, прошедших мимо станции, количество поездов, которые на станции остановились)       Одновременно рисуем на доске «Дерево рассуждений» Затем дополняем его знаками.
3. Записи решения задачи. Задачи: Формировать умения оформлять намеченный план решения в виде последовательности действий, с помощью выражения, уметь делать пояснения, уметь выполнять вычисления, формулировать ответ на вопрос задачи. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Запишем первое действие. Какое оно? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 2+6=8 -8 чего? (поездов) 1) 2+6=8 (п.)- количество поездов, прошедших мимо станции. -Что мы нашли в первом действии? (количество поездов, прошедших мимо станции) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? Один ученик пишет на доске, остальные в тетради. 2)8-3=5 -5 чего? (поездов) 2) 8-3=5(п.)- количество поездов, прошедших мимо станции без остановки. -Чему равно? (5) -Что мы нашли во втором действии? (количество поездов, прошедших мимо станции без остановки) -Запишем пояснение ко второму действию. -Теперь давайте составим выражение. -Выберите подходящую запись: А) (2+6)-3 Б) 2+(6-3) В) 2+6-3 Запишите верное выражение в тетрадь: (2+6)-3=5 (п.)- прошли мимо станции без остановки. На доске выполняется решение учеником.
4. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: Совершенствовать умения выполнять проверку решения задачи другим способом. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим, верно ли мы ее решили. -Давайте подумаем, можно ли решить эту задачу другим способом? (Можно) -Предположим, что все поезда, которые останавливались на станции, были товарные. -Как тогда можно решить задачу? (Сначала найти, сколько товарных поездов прошли на станции без остановки.) -Какие два числа нам помогут это узнать? (6 и 3) -Что нужно сделать? (Из количества товарных поездов вычесть количество товарных поездов, которые остановились на станции)   -Запишем первое действие Один ученик пишет на доске, все остальные в тетради. 1)6-3=3 3-(чего?)поездов 1)6-3=3(п.)-количество товарных поездов, прошедших мимо станции без остановки. -Что мы нашли в первом действии? (количество товарных поездов, прошедших мимо станции без остановки) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? Один ученик пишет на доске, остальные в тетради. 2)3+2=5 -5 чего? (поездов) 2) 3+2=5(п.)- количество всех поездов, прошедших мимо станции без остановки. -Чему равно? (5) -Что мы нашли во втором действии? (количество всех поездов, прошедших мимо станции без остановки) -Запишем пояснение ко второму действию.     -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили одинаковые ответы) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно.Теперь можно записать ответ к исходной задаче: Ответ: всего мимо станции без остановки прошли 5 поездов.   Одновременно строим «Дерево рассуждений»: Затем ставим знаки.     На доске написано решение


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: