ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ РАБОТЫ В ГРУППЕ




БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Как мы отметили выше, Бог является педагогом. Но в педагогическом процессе Он не пренебрегает группой, занимаясь только индивидуальным обучением. И даже более того, Он призывает нас работать вместе с Ним в одной команде. «6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 9 Ибо мы соработники у Бога, вы Божия нива, Божие строение» 1Кор.3:6,9

Также служение Иисуса Христа на земле не происходило в одиночку, несмотря на то, что Он был намного способнее каждого из нас. Сразу, как только Он начал Свое служение, Он сформировал Себе команду. Также когда Он работал со своей командой, Он не призывал их работать в одиночестве, но посылал их на служение в парах. «И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами» Мк.6:7.

И первая церковь дает нам пример работы в команде, инициатором этого события был Дух Святой: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» Деян.13:2. Павел никогда не оставался один, всегда при нем был кто-то, даже когда Павел был в узах.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫРАБОТЫВ ГРУППЕ

+ Ученик может объяснить другому ученику материал на более понятном языке, чем учи-тель. Очень часто для учеников является препятствием терминология, которую употреб-ляет учитель в своей речи. Ученик как бы спотыкается об эти слова и не успевает за хо-дом мысли учителя. Тогда хорошо, если можно обсудить только что поступившую ин-формацию в группе и уточнить ее значение.

+ Ученик может высказать свои вопросы другим ученикам, но не всегда учителю. Часто ученики стесняются либо своего учителя, либо того, что они не сразу все поняли, ощущая себя «тупыми», они не хотят уточнять у учителя, но не стесняются спросить у соседа.

+ Увеличивается активность учащихся. Из-за того, что групповая работа требует активного включения работы каждого учащегося, членам группы приходится включаться в работу и активизировать свою мыслительную деятельность.

+ Группа оказывает огромное влияние на отдельную личность. Несомненно, при индивидуальной работе, учитель оказывает влияние на ученика, но остальные ученики в группе не смогут оказать на него влияния до тех пор, пока они не займутся совместной деятельностью. Только в совместной деятельности мы становимся ближе друг к другу и оказываем влияние друг на друга.

+ Группа дает возможность ученику проявить себя. Для каждого человека необходимо получить признание. Девушка не считается певицей, если поет только в ванной комнате. Нам необходимо показать свои возможности для начала в малой группе, чтобы потом мы себя более уверенно чувствовали в большей аудитории. Корабль выходит в плавание и достигает океана, не минуя моря, а иногда и реки. Группа является рекой как началом большого путешествия ученика в океанские просторы. ­

  • Теряется чувство ответственности у каждого. Из-за того, что в группе несколько человек, ленивый ученик (или же уставший) может пренебречь воспитательным и образовательным процессом за счет работы других учеников. Заданная работа ло-жится не на плечи одного ученика, как при индивидуальной форме обучения, но на всю группу. И более ответственные ученики будут брать на себя больший объем работы для достижения результатов. В результате этого возникает следующая проблема. ­
  • Оценка группы не соответствует реальным возможностям каждого. Невозможно увидеть объективно знания и умения участников группы, поскольку недочеты од-ного ученика компенсируются возможностями другого. ­
  • Разные уровни усвоения материала учеников требуют больше времени. Учитель, объясняя материал, всегда ориентируется на более слабых учащихся, в результате времени на объяснение тратится гораздо больше и в это время более сильные участники группы чувствуют скуку и теряют внимание. Из этого аспекта можно вывести и следующий. ­
  • Количество передаваемой информации заметно уменьшается. Время обычно ограниченно, и если учитель ставит перед собой задачу, не простое изложение матери-ала, а достижение конкретных результатов в жизни детей, ему придется обратить внимание на процесс усвоения материала. Обратная связь занимает гораздо боль-ше времени, если в ней принимает участие не один ученик, а группа. ­
  • Влияние сильных учеников на слабых не всегда положительное. Часто авторитетными учениками становятся те, кто имеет вредные привычки и пренебрегает авторитетом взрослых. В этом случае необходимо формировать группы таким образом, чтобы отрицательное влияние было наименьшим. Например, можно поставить для работы в паре самого успешного ученика в учебе и самого авторитетного. ­
  • Групповая работа не вполне отвечает на личные нужды каждого участника. Обсуждая педагогический процесс, мы обращали внимание на важность постановки цели в зависимости от нужд и потребностей учащегося. Не все нужды и потребности участников группы совпадают. Кто-то нуждается больше в информации о том, как построить хорошие взаимоотношения с родителями, а у другого с родителями все отлично, а вот с братьями и сестрами совсем никак не клеится. Разбивая детей в группы по возрастам, а иногда по полу, мы подразумеваем тем самым, что у них в большей массе одинаковые проблемы, но они не могут совпадать на 100%, потому что каждый из нас индивидуален.

Таким образом, изучение положительных и отрицательных последствий работы в группе показывает нам, почему в педагогике не используется только одна форма работы: индивидуальная или групповая. На первый взгляд есть ощущение, что индивидуальная работа более эффективная, но это ошибочное мнение. В действительности же нет какой-то одной лучшей формы для обучения и воспитания, но наибольшего результата можно достигнуть при сочетании всех возможных педагогических форм и методов в педагогическом процессе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: