Технология подготовки праздника




Массовый праздник

Подготовкой праздника занимается организационный комитет, в который могут входить:

· сценарная группа, которая должна найти яркий документальный и художественный материал, определить героев будущего праздника;

· режиссерско-постановочная группа, обеспечивающая подготовку художественных коллективов;

· группа технического обеспечения призвана позаботиться о налаживании и отработке техники: массовый праздник не может обойтись без проверенной радиоаппаратуры и других технических средств;

· группа информационная берет на себя широкое оповещение населения о порядке мероприятий, местах развлечений, зрелищах, изготавливает афиши, программы - рекламную кампанию;

· группа художников-оформителей: они должны украсить территорию в соответствии с темой, организовать наглядную агитацию;

· спонсорская группа занимается поиском спонсоров;

· хозяйственная группа - обеспечение транспорта, сборка и разборка сцен, подмостков…;

· группа поддержки порядка;

· торговая группа и т.д.

Члены штаба, в который входят руководители всех групп, а также представители общественных организаций координируют действия групп, руководят ходом праздника, оперативно вмешиваются в случае необходимости.

Технология подготовки праздника

Для того, чтобы подготовить какое-либо мероприятие, орга­низаторы пользуются определенными технологиями, которые на­правлены на решение конкретных задач и состоят из последова­тельности или системы приемов и техник. Очень важно представ­лять проект подготовки и проведения массового театрализованного мероприятия как целостный (интегральный) процесс, а не серию стадий, через которые нужно пройти, при этом стадии не обяза­тельно должны осуществляться в упомянутом порядке, некоторые из них будут проходить одновременно, накладываясь друг на друга. Под системой алгоритмов понимается моделирование, преобразо­вание и использование действий по организации интеллектуально-творческой и организационной деятельности для успешной подго­товке и реализации массового театрализованного представления. Грамотный организатор всегда должен уметь ответить на 2 вопроса: «что праздновать?» и «как праздновать?».

Сегодня как никогда российский календарь богат праздниками. За­мелькали новые названия: презентация, вернисаж, бенефис, мара­фон, прием, юбилей, шоу.... Причем религиозные и народные тор­жества перемежаются с профессиональными и сугубо государст­венными. Есть еще одна категория памятных дат, которые унасле­дованы от Советской власти – 1 Мая, 7 Ноября, День Конституции, 8 Марта, хотя сейчас с ними произошли интересные метаморфозы:

7 Ноября теперь День Примирения, 1 Мая - лишние выходные дни,8 Марта никто не вспоминает, хотя бы формально о К. Цеткин. «О том же свидетельствует многообразие форм и расширение массо­вых театрализованных представлений у нас: повсеместно устраива­ются праздники города, новогодние гуляния, проводы масленицы и другие фольклорные праздники и зрелища, в которых принимают участие самодеятельные и профессиональные коллективы и зрите­ли». Л.М.Аронов «Опыт постановки массовых театрализованных представлений и праздников» М. 1998

Как «оживить» государственные праздники? Как привлечь к ним внимание? Как сохранить интерес к традиционным, народным праздникам? Стоит ли привносить в них что-то новое, или идти по накатанным сценариям? Есть ли какие-то общие рецепты, «алго­ритмы успеха» – или все зависит от количества выделенных на под­готовку празднования средств? – с ответа на эти вопросы и начина­ется применение культурно-досуговых технологий. Восторг, фее­рия, яркие впечатления – это принадлежит гостям, тем же, кто за­нимается организацией, хорошо знакома другая сторона – кропот­ливая подготовка, многократное согласование всех составляющих, координация работы технических служб и творческих коллективов. Изучение опыта ведущих режиссеров страны показывает, что в ал­горитме подготовки массового театрализованного мероприятия су­ществуют стабильные компоненты административно-организационного характера, такие как:

· создание Оргкомитета и (или) оперативно-постановочного штаба, распределение обязанностей между его членами,

· проведение PR и фандрайзинговой кампаний,

· организация проведения репетиций,

- подведение финансовых и организационных итогов и т.п.

Можно представить, что в развернутом виде технологическая «це­почка» могла бы иметь шесть «звеньев»:

1. Принятие решения о проведении мероприятия (хотя, строго гово­ря, п.1 - это еще не технология, т.к. здесь перед организаторами стоит вопрос «что праздновать», а технология начинается с ответа на вопрос «как», но без принятия решения о проведении мероприятия, не нужны и остальные действия); На первом этапе решается еще одна проблема, – в какой форме будет проходить мероприятие каждой формы есть свои технологические особенности: меро­приятие в форме диспута принципиально отличается от театрализо­ванного представления).

2. На этапе планирования:

· создается Оргкомитет, состав которого предлагает инициа­тивная группа (должностные лица, заказчики, либо другие организаторы).

· Оргкомитет разрабатывает Программу мероприятия, рас­пределяет обязанности, создает рабочую группу (творче­скую, организаторскую, техническую);

· творческая группа готовит сценарий мероприятия. (Многое зависит, от выбора режиссера и сценариста. Сценарий праздника, заявка и разработка необходимы для реализации замысла режиссера. А от режиссера требуется большая ра­бота по воплощению сценария, конкретное вхождение в ка­ждый эпизод. Режиссер не только дает идею, но и должен рассказать технологию: как он будет делать то-то и то-то, какими средствами, что ему для этого нужно, вместе с орга­низаторами посмотрит площадку, поговорит о ее оформле­нии. Режиссер должен подумать и о том, чтобы ведущий во­площал идеи режиссера и даже сам где-то был бы режиссе­ром);

· техническая группа готовит техническое задание (преду­сматривается необходимость применения звуковой и свето­вой аппаратуры, других технических средств как для основ­ного действа, так и для спецэффектов, продумываются во­просы художественного оформления, другие организацион­ные вопросы - стоянки автотранспорта, наличие мест обще­го пользования и т.п.);

· организаторская задача состоит в координации усилий всех заинтересованных сторон;

· финальный аккорд планирования - утверждение сметы финансовых затрат.

На первом же своем заседании штаб разбился на отдельные секции:

1. Художественно-постановочная секция, в обязанность которой вошло:

а) подыскать место для инсценировки;

б) сделать расстановку сооружений;

в) оформить отдельные моменты инсценировки;

г) подобрать костюмы, грим, световые эффекты, кино, музыку и т.д.;

д) проводить репетиции.

2. Административно-хозяйственная секция:

а) закупка материалов для инсценировки;

б) постройка необходимых сооружений;

в) приобретение костюмов и грима, а так же оборудование всей монтажной части.

3. Организационная секция:

а) подбор участников для инсценировки;

б) переговоры с организациями о снабжении всем необходимым;

в) установление порядка во время репетиций и самой инсценировки»

Создание оргкомитета по постановке праздника. В него входят представители административных, профсоюзных органов и других учреждений, от участия которых зависит четкая и точная работа по подготовке праздника. Члены оргкомитета – руководители учреждений, занимающиеся вопросами питания, транспорта, обеспечения безопасности, развития культуры (государственной и профсоюзной), спорта, народного образования....

Итак, помимо главных специалистов в состав РПГ могут входить:

1.Творческие работники:

а) режиссеры-постановщики...

б) художники-постановщики...

в) балетмейстеры-постановщики...

г) хормейстеры...

д) дирижеры...

2. Производственно-технический персонал:

а) художник по свету...

б) звукорежиссер;

в) режиссер кинофрагментов;

г) режиссер слайдфильмов;

д) заведующий художественно-постановочной частью. 3. Административно - организационный персонал:

а) заместитель директора (по расселению и питанию, по транспорту, по техническому обеспечению)

б) администраторы (главный, старшие и просто);

в) бухгалтер;

г) кассир;

д) снабженцы - экспедиторы;

е) заведующие складами;

ж) машинистки.

4. Авторско - редакционная группа:

а) автор сценария...;

б) авторы поэтических текстов, публицистических текстов и лозунгов, конферанса и интермедий;

в) авторы специально созданных к празднику песен (композиторы и поэты);

г) литературный редактор;

д) музыкальный редактор;

е) редактор по подбору концертных номеров и коллективов»

III. На этапе подготовки:

Предпразднеств о – ощущение радостного ожидания, в котором живут люди в преддверии того или иного значительного события. И это «предпразднество» в огромной степени помогает организаторам праздника, создавая заранее светлый настрой, готовность людей воспринять все действия, которые им потом преподнесутся на сцене или на других площадках, с открытой душой и радостно. Во время этого периода организаторы торжеств проводят многие дополни тельные акции, готовят сознание людей приближающемуся торже­ству и тем самым центральный момент самого празднования уже г многом «авансируется». Главное – умело использовать это явление «предпразднества» в творческих интересах.

• решаются вопросы рекламного и ПИАР-сопровождения.

Хорошо срабатывает и тщательно продуманная (придуманная) Ле­генда праздника (И. Захаров, г. Санкт-Петербург), изложенная яс­ным и понятным языком – основная «приманка» предстоящего праздника, которая обязательно должна содержать в себе:

- историческую ссылку,

- описание предлагаемого ритуала (закладываемой или имеющейся традиции),

- обобщающий комплимент приглашаемым - потенциальным участникам,

- объяснение выгод для гостей и участников.

Историческая ссылка – объясняет связь нового праздника с подоб­ным же, проводимым в прежние века, с каким-либо событием в жизни города, исторического или литературного деятеля и тем са­мым придает «вес» современному мероприятию. Н-р: «В... такого-то года князь (купец, крестьянин, генерал, поме­щик) основал город (завод, первую мельницу, трактир), выиграл сражение, написал всемирно известный роман, начал создавать кар­тинную галереи или музей, получил контракт на поставки (сыра, осетров, икры) к царскому столу, открыл месторождение (нефти, самоцветов, железной руды) и др.

Примеры: г. Грязи - Петр 1, г. Гагарин - столица ССО, г. Мышкин – Музей Мыши.

Описание предлагаемого ритуала (закладываемой традиции): соде ржит самое общее представление о предмете праздника, это ин­формация о том, как происходит упомянутое в исторической мотивации действие. Составляя такое описание, не увлекайтесь деталя­ми, старайтесь возбудить в участниках и гостях праздника ощуще­ ние чего-то знакомого.

Н-р, «Большинство людей знают, что стекло выдувают, хрусталь гранят, омуля вылавливают в Байкале, об этом есть песня, гейзеры вырываются из-под земли...» Эти действия должны лежать в основе ритуала (очень привлекательно проведение соревнований по профессиональным навыкам, когда публика может стать не только зрителем или участником, но и членом жюри конкурса), и время праздника «осетра» или «омуля» – шествие рыбаков просит удачи, обращаясь к богам или предкам. Затем рыбаки прощаются со своими женами и отправляются на рыбную ловлю, а на берегу на период большой путины зажигается огонь на высоком холме. По возвращении устраивается конкурс на лучший улов и лучшего осетра или омуля, который продается с аукциона. При таком по­строении ритуала создается интрига: будет или не будет улов? Праздник легко достраивается с помощью дополнительных легенд и сказаний. Кроме того, соблюдается реальное время проведения праздника: открытие - уход рыбаков в море, закрытие – возвраще­ние с уловом.

Как отступление – беспроигрышно использование эзотерического символа – огня, т.к. он сам по себе притягивает внимание. Огоньки на лодках, сигнальные огни, костры дружбы, факельное шествие, фейерверк...

Обобщающий комплимент приглашаемым - потенциальным участ­никам – он адресуется будущим участникам и гостям праздника. При его написании следует помнить, что в нем должны упоминаться такие качества, которые могли бы отнести к себе как можно большее число людей. Не каждый назовет себя «поклонником того или иного писателя», но редкий откажет себе в характеристике «умный читатель, глубокий знаток» и т.п. Обобщающий комплимент позволяет организаторам точнее определить спектр мотивации своей деятельности, пример «С тех пор это праздник смелых и ловких, праздник любителей русской природы, любителей и мастеров песни, бесстрашных наездников и знатоков лошадей, мастеров и ценителей русского фарфора, хрусталя, пива, масла и т.д.». Объяснение выгод для гостей и участников – содержит описан ие тех преимуществ, которые получат гости и участники от присутствия на празднике. Оно завершает легенду. Например «Те, кто при дет, смогут попробовать 120 сортов пива, отведать уникальных по вкусу пирожных с настоящим вологодским маслом, увидеть лучший российский хрусталь, полакомиться свежайшим омулем, по танцевать среди освещенных гейзеров, целый вечер слушать туристические песни в исполнении бардов, и т.д.).

· организуется фандрайзинговая кампания;

· составляются программы выступлений, согласуются работы технических служб и творческих коллективов;

· решаются технические проблемы;

· утверждается состав «уважаемых гостей»;

· проводятся репетиции и т.д.

ВНУТРИВЕННЫЙ. На этапе проведения:

· хорошо бы не повторяться, нужно всегда быть в поиске (новых идей, коллективов, жанров...);

· надо все тщательно дозировать и комбинировать (в игры поиграть и поесть и попить и потанцевать);

· нужны неожиданные ходы, сюрпризы;

· хорошо бы активно задействовать зрителей и участников.

Не менее важным ритуалом, чем открытие, является закрытие праздника, после которого гости разъезжаются по домам. Запоми­нается первая и последняя фраза (т.н. «эффект края»). Процедура закрытия - это те впечатления, которые участники унесут с собой и будут помнить до следующего праздника. Классический пример – плачущий Олимпийский Мишка на воздушном шаре, гашение огня, спуск флага.

V. Этап анализа:

Само собой разумеется, «разбор полетов» в своей профессиональной среде.

Второе - финансовые итоги. Организаторы праздника должны по­учить прибыль от всех видов предпраздничного и праздничного бизнеса. Искусство рыночной экономики состоит в умении извлекать прибыль из небольших праздников. Авторитетность праздника вычисляется довольно просто – она определяется тем, насколько больше денег организаторы получают, чем вкладывают. Организаторам целесообразно рассматривать не только то, что работает на праздник, но и те многочисленные факторы, которые работают про­тив праздника (непродуманные заявления властей, отрицательные стереотипы в сознании граждан, недостаточность информации и др.)

ВАЙ. Последний этап: принятие решения о последействии – обсуж­дение по итогам мероприятия и решение о продолжении дела или отказа от реализованной идеи (такое тоже может быть).

Технологический подход способствует более четкому представлению внутренних творческих и организационных (производственных) процессов подготовки и проведения массового мероприятия. Применение конкретных приемов и техник позволяет:

- анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт и его использование;

- комплексно решать творческие и организационные проблемы;

- прогнозировать результаты деятельности, снижать влияние неблагоприятных обстоятельств;

- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии;

- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средст­ва, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера - транспорт, инструменты, материалы и т.п. - важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное!) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: