Тема: К.Паустовский. Приточная трава. 1 класс.




Цель: К концу урока с помощью приёма «диалог с текстом» ученик делает небольшое открытие в познавательном рассказе о природе.

В соответствии с предметными результатами:

- продолжить формирование умения задавать вопросу по тексту и вести диалог с текстом и автором;

- продолжить формирование умения самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения на основе иллюстрации и названия;

- развивать умения объяснить лексическое значение слов: просека, проточная трава, жужелица, короед, осознанно использовать их при пересказе.

В соответствии с личностными результатами:

- воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе;

- развивать эстетические чувства на основе знакомства с познавательным рассказом, наблюдений за явлениями природы;

- воспитание внимания к красоте окружающего мира и внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы;

 

- развивать творческое воображение путём графического рисования цветка с опорой на текст и дополнительную информацию.

В соответствии в метапредметными результатами:

1) Регулятивные:

- развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу.

2) Познавательные:

- развивать умение находить нужную дополнительную информацию об авторе, растительном и животном мире;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между названием цветка, притчей о цветке и поведением героев произведения (автор-рассказчик, девушки, старушка, председатель сельсовета);

- совершенствовать умение ориентироваться в содержании рубрик, системе обозначений, структуре текста учебников;

- развивать умение выделять главное.

3) Коммуникативные:

- развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывая общую позицию по теме обсуждения;

- развивать умение высказать своё отношение, аргументировать собственную позицию;

- развивать умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать ответы на вопросы;

- развивать умение адекватно использовать дополнительную информацию и познавательный материал в процессе анализа и раскрытия содержания художественно-познавательного рассказа.

Образовательные ресурсы:

1. Капелька солнца: Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 класс. /Сост. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. - М.: Просвещение, 2010.

2. Выставка книг К.Паустовского.

3. Портрет К.Паустовского.

4. Иллюстрация: цветы «приточная трава».

5. Модель сюжета познавательного рассказа: приточная трава (в центре); вокруг: автор-рассказчик, девушки, старушка, председатель сельсовета.

6. Слова для толкования.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять И внимательно читать!   - Сегодня у нас состоится заседание совета учёных по обмену опытом. На уроке мы продолжим работу по открытию знаний о природе. В проведении нашего заседания нам будут помогать всезнайки окна справок. Они будут нас снабжать необходимой информацией, а я буду вашим научным консультантом. Итак, учёные все присутствуют, справочники и консультант на месте. Заседание можно считать открытым.      
2.Работа с текстом до чтения.     - Прочитайте название произведения. Какие вопросы у вас возникли прочитав название.   - Ребята, цель нашего заседания написана на доске. Прочитайте. - Ответить на этот вопрос поможет Константин Паустовский. Он написал произведение, оно так и называется «Приточная трава».   - Прежде чем перейти к знакомству с произведением, нужно познакомиться с человеком, который его написал. Чтобы узнать об авторе, мы обратимся к окну справок. - Константин Паустовский был умным и любознательным, поэтому многие его произведения носят познавательный характер. В них мы можем узнать много интересного, нового. - Попробуйте сделать предположение, о чём мы будем читать. Откройте учебник, рассмотрите иллюстрацию на странице 191. - Что вы видите на иллюстрации?   - Как же проверить наши предположения? Как найти ответы на поставленные вопросы?   - Обратите внимание на значок, который стоит рядом с названием произведения. О чём говорит этот значок?   Дети читают «Приточная трава» - Что такое приточная трава?   Дети читают: Узнать, что такое приточная трава.     Учащиеся-всезнайки рассказывают об авторе. (см.Приложение №1)     - Лесную дорогу, цветы, мальчика, вдали деревушка. Наверно, в рассказе будем читать о природе, о цветах, которые собирал мальчик. - Нам необходимо прочитать текст.   - По ходу чтения мы будем беседовать с автором.
3.Работа с текстом во время чтения.     Чтение 1 части.   Чтение 2 части.   Чтение 3 части.     Чтение 4 части.     Чтение 5 части.   Чтение 6 части.   Чтение 7 части. - Начинаем исследовать текст. Вы – учёные, поэтому по ходу чтения будете рассуждать, задавать вопросы к тексту и отвечать на них, объяснять значения многих слов. Если что-то будет непонятно, обратимся к окну справок и консультанту. До слов: … сухости травами. - Где и когда происходит событие? - Что такое просека?   - Что вы почувствовали после чтения этой части?   До слов: … жуков назвали «солдатиками». - Какие вопросы у вас возникли после чтения этой части? - На все вопросы ответить поможет окно справок.     - Кто жил в трухлявых пнях?   - Почему так много жителей?   На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы. Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой. - Какие вопросы у вас возникли? - Как автор говорит о цветах?   Я нарвал большой букет этих цветов. …. Сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх. - На что были похожи цветы? - Чем отличались эти цветы от колокольчиков? - Закройте глаза и попробуйте представить себе эти цветы.   - Ребята, мы прочитали первую часть рассказа. Нашли ли мы ответ на наш вопрос: что такое приточная трава? Дорога вышла из леса в поля. … За что? - О чём хочется спросить? За то, что встретились нам с этими цветами. Я решил, что девушки развеселились и шутят надо мной. - Понятно ли нам, за что девушки благодарили рассказчика? - Ответили ли мы на наши вопросы?     На околице деревни мне встретилась торопливая чистенькая старушка. … чтобы тебе встретилось побольше людей. - Какие вопросы возникли?     - Обратите внимание на то, как говорит старушка. Как она говорит? - О чём она говорила?   Только в деревне загадка наконец разъяснилась. …. Пожалуй, будет и мне удача в моей работе.   - Какие вопросы возникли у вас? - Объяснить эти слова поможет окно справок.     - Итак, в чём секрет того, чтобы девушки и старушка благодарили рассказчика?   - Событие происходит летом в деревне.   - Просека – это дорога или узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев. - Мы почувствовали запах травы.   Учащиеся задают вопросы: - Что значит трухлявые? - Как это проточенных? -Кто такие жужелицы?   - В пнях жили жуки, жужелицы, муравьи, короеды. - В пнях тепло и есть еда для насекомых.   Учащиеся задают вопросы: - Что такое заросли? - Что значит «жались друг другу».   - Автор о цветах говорит как о живых, как о людях.     - Цветы похожи на колокольчики. - У этих цветов чашечки смотрели вверх.     - Ответа на этот вопрос мы пока не нашли. нам нужно читать дальше.   - Почему девушки улыбнулись?     - Непонятно. Нам надо дальше читать.   - Мы пока не ответили на вопрос. У нас появилась новая загадка.     - За что старушка благодарит рассказчика? - Почему надо, чтобы ему много людей встретилось? - В чём секрет?   - Она запела. - Старушка очень рада видеть рассказчика.     Дети задают вопросы: - Кто такое председатель сельсовета? (руководитель хозяйства в селе) - Что такое поверье? (примера, в которую верят)   - Секрет в цветах и в поверье, которое с ним связано.  
4. Работа над развитием творческих способностей учащихся. - В чём поэтичность рассказа Паустовского? - Какие описания есть в первой части текста? - Прочитайте описание старых пней.   - Можно ли внутри описания найти какое-то другое описание? - Прочитайте описание цветов. - На что были похожи заросли этих цветов? Какое сравнение нашёл автор?     -Какие выразительные средства языка использует автор?     - Учащиеся искали дополнительный материал об этом цветке. Они нам расскажут о приточной траве.   - Сейчас мы все побываем в творческой мастерской художника. Представьте себе приточную траву и попробуйте словами нарисовать её такой, какой описал К.Паустовский. - По модели кратко расскажите о том, как автор поведал секрет про цветок.   - В рассказе встречаются описания, эпитеты, сравнения. - Описание старых пней и цветов. Дети находят и читают выборочно описание пней. - Описание жуков.   Дети находят описание цветов и читают. - Цветы похожи на маленькие озера с густой синей травой. Они похожи на колокольчики.   -Автор использует эпитеты, олицетворения и сравнения.   Учащиеся-всезнайки окна справок, используя слайды, рассказывают о приточной траве. Учащиеся словами рисуют приточную траву.   Дети с опорой на модель рассказывают.    
5. Работа с текстом после чтения. Раскрытие идеи произведения. - Раскрыл ли автор тайну названия приточная трава?   - Почему автор-рассказчик не мог понять, почему все благодарили его? - Все ли загадки разгадали автор и герои рассказа? - Он открыл тайну: приточная трава – это цветы. Тайна связана с притчей. - Вначале сам рассказчик не знал притчу, которая связана с цветками. Учащиеся высказывают свои мнения.
6. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся на уроке. Рефлексия. - Спасибо, учёные и всезнайки окна справок. Мы все поблагодарим наших помощников-учащихся, которые нашли дополнительный материал к этому уроку чтения. Они помогли нам объяснить значение многих незнакомых слов, познакомили с автором. - Какие вопросы мы ставили перед собой до чтения? - Нашли ли ответ?   -Как мы ответили на этот вопрос?     - Какие открытия помог нам сделать автор? - Можно ли секрет о цветке сказать открытием? Что нового для себя узнали на уроке?   - Почему произведение Паустовского можно отнести к познавательному рассказу?     - Почему Паустовский написал это произведение?     - Что вы узнали об авторе этого произведения?     - Какой вывод вы для себя сделали, чему научились на уроке?     - Наше заседание подошло к концу. По его результатам я выявила несколько учёных степеней. 1) За поиск дополнительной научной информации учащимся-всезнайкам окна справок. 2) За серьёзную исследовательскую работу над научно-познавательным рассказом. 3) За умение вести диалог с текстом и автором.     - Что такое приточная трава? - Да, мы узнали об этом цветке. Узнали о том, как пишет об этом Паустовский. - Мы исследовали познавательный рассказ, задавали тексту и автору вопросы.   - Мы узнали об удивительном цветке, узнали о притче.   - В данном рассказе есть интересные сведения о цветке и персонажи; ярко проявляется отношение автора; речь образная и эмоциональная.   - Автор хотел показать красоту этих цветов. Он хотел нам поведать тайну этого цветка: народ знает и верит в приметы, поверья, легенды.   - Паустовский любил природу, писал об этом рассказы и очерки. Автор умело использует притчу о «приточной траве», что придаёт выразительность и необычность тексту. - Надо быть внимательным к явлениям природы, любить свой край. Как прекрасны картины родной природы и как же много загадок и секретов они в себе таят.
7.Задание для самостоятельного выполнения дома.   Для самостоятельного выполнения дома предлагается 3 задания на выбор: 1) Подготовить пересказ по модели-схеме. 2) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по иллюстрации. 3) Найти другие притчи и приметы о растениях.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: