ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОГРАФИЙ




Взгляд на мир (фоторепортаж)

Цель: анализ своих состояний и чувств.

Материалы: очки различной формы, с разными по цвету стеклами (розовые, черные, красные, прозрачные); фотоаппарат; пленка; альбом.

1. Ведущий. Перед тобой набор разных очков. Попробуй надеть по очереди каждую пару и посмотреть вокруг себя. Что меняется? Слышал ли ты фразы «Смотреть на мир через розовые очки» или «Видеть мир через темные стекла»? Что они могут значить?

2. Ведущий. Эти очки ты возьмешь с собой. Также тебе понадобится фотоаппарат и пленка (цифровой фотоаппарат). До следующей встречи ты сделаешь фоторепортаж «Взгляд на мир». Для этого ты должен будешь посмотреть на мир через разные очки и сфотографировать то, что ты увидишь. Как выглядит мир через черные, красные, розовые, прозрачные и другие очки? Сделай хотя бы по одному снимку.

3. Готовые фотографии размещаются в альбом. К фотографии можно сделать рамку под цвет очков, через которые подросток увидел мир, придумать название.

4. Презентация фоторепортажа и обсуждение:

— Каким ты увидел мир через розовые очки? Через черные? Прозрачные?

— Какие очки тебе более всего подходят и почему? Какие не подходят и почему?

— В каких жизненных ситуациях какие очки мы надеваем? Как от этого зависит наш взгляд на жизнь?

— Может ли человек сам менять свой взгляд на жизнь — смотреть через «розовые», а потом через «прозрачные» или сначала через «черные», а потом через «зеленые»? Что ему для этого нужно?

— Бывает ли такое, что кто-то разбивает тебе очки или ты сам их разбиваешь? Каким будет взгляд на мир через разбитые очки? Если захочешь, сделай несколько таких снимков к следующей встрече.

Метафорический автопортрет

Цель: актуализация и выражение чувств (в том числе связанных с самоотношением), исследование и укрепление Я-концепции.

1. Подросткам предлагается сделать ряд снимков по принципу игры в ассоциации: «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.), то я был бы…»

Ассоциативные снимки могут отражать различные состояния: злости, обиды, гнева, радости, счастья. Например: Я-агрессивный — нападающее животное, отражающее мое состояние; Я-счастливый — яркое солнышко.

2. Затем в центре листа ватмана подросток располагает свою реальную фотографию, а вокруг нее — ассоциативные снимки.

3. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства и мысли.

Еще один групповой вариант: каждый участник располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы — по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет, и затем поместить в центр фотографию участника.

Галерея образов

Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей.

Необходимые материалы: элементы костюмов, маски, арт-материалы, позволяющие создать костюм, грим, магнитофон, аудиозаписи и др.

1. Подумать, какую роль (роли) я хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать.

2. Используя готовый арсенал костюмов, грим, арт-материалы и музыку, перевоплотиться в желаемый образ.

3. Игра в роли: танец, спонтанное движение, мимика, драматизация и т.п. В случае индивидуальной работы фотографирует психолог или помощник. При групповой работе — деление на пары и создание взаимных фотосессий в роли. Фотографий в роли должно быть не менее трех.

4. На следующем занятии, когда снимки напечатаны, — рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах. Подростки должны обязательно дать друг другу обратную связь по проигранной роли.

У ведущего могут быть заранее подготовлены карточки с ролями, отражающими различные эмоциональные состояния. Тогда подросткам предлагается «слепой» выбор и проигрывание той роли, которая попалась. Иногда в работе с агрессивными подростками мы сталкиваемся с тем, что они не хотят проигрывать роли, противоположные их состоянию, а это важно для ролевой трансформации. Роль на карточке не должна называться «Радость» или «Гнев». Это должны быть какие-то хорошо известные подросткам герои: Терминатор, Крейзи Фрогг, Человек-металл («Люди икс»), Гарри Поттер.

Подростки с удовольствием делают фотоальбомы на тему «Роли, которые я играю и хотел бы сыграть». Такая работа также очень эффективна при наличии проблем ролевого смешения или ролевой депривации, негативного самоотношения.

ИГРЫС МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Симфония конфликта

Материалы: музыкальные инструменты.

Ведущий.

1. В ситуации спора, ссоры или конфликта мы повышаем голос, кричим, а иногда и применяем физическую силу. Сейчас мы разобьемся на пары. Каждый возьмет в руки один музыкальный инструмент. В парах вы будете ссориться и спорить, только необычным способом — с помощью музыкальных инструментов. Слушайте внимательно. Постарайтесь понять, о чем говорит инструмент партнера, и только после этого вступайте в спор. Используйте все возможности музыкального инструмента — от тихого сопротивления до яростного возмущения. Попробуйте изобразить, когда почувствуете необходимость, как звучит физическая агрессия, например драка.

2. А теперь разобьемся на две группы. Это уже конфликт двух групп (стенка на стенку). Спорим и ссоримся только с помощью музыкальных инструментов. Начинаем по команде ведущего. А как звучит групповая драка?

3. Снова делимся на пары, и теперь ваша задача — начать спор, а затем постараться выйти из него, остановить конфликт или драку. Используем только музыкальные инструменты.

Обсуждение:

— Как звучит симфония конфликта?

— Что в споре или ссоре усиливает агрессию, как это проявлялось с помощью инструментов?

— Как звучит групповой конфликт?

— Как вы понимали, что конфликт стихает или усиливается?

— Какие звуки помогли выйти из конфликта?

Единый ритм

Цель: содействие формированию навыка согласования своих действий с группой.

Необходимые материалы: различные музыкальные инструменты.

Участники сидят в кругу. В центре находятся различные музыкальные инструменты. Каждый участник выбирает себе тот инструмент, на котором хотел бы импровизировать.

На первом этапе каждый подросток импровизирует на своем инструменте, создавая свой собственный ритм. Импровизация происходит одновременно, не по очереди. В этот момент необходимо включить микрофон и записать образовавшийся шум на кассету, а затем дать подросткам прослушать и обсудить:

— Слышите ли вы себя в общем шуме?

— Что вы чувствовали, когда пытались сохранить свой ритм, а все вокруг сбивали вас с него? И т.п.

На втором этапе группа по сигналу ведущего должна начать импровизировать одновременно, чтобы создать единый групповой ритм. Если участникам будет трудно, ведущий может задать групповой ритм хлопками. На это упражнение необходимо дать 5–7 минут: подростки должны понять, что необходимо делать, чтобы быть в едином ритме.

Обсуждение:

— Когда и для чего необходимо быть в «едином ритме»?

— С каким трудностями вы столкнулись, импровизируя вместе с группой?

— Что помогло попасть в единый ритм?

— Может ли человек, находясь в состоянии злости или гнева, стать частью единого ритма своей группы или класса?

— Что необходимо делать, чтобы быть в едином ритме с группой, но при этом не потерять своего ритма? И т.п.

Перекличка

Цель: содействие формированию навыка слышать другого.

Необходимые материалы: музыкальные инструменты.

Участники становятся в круг, спиной к внутренней части круга, лицом во внешнюю часть. У каждого в руках музыкальный инструмент. По сигналу ведущего начинается перекличка. Кто-то из подростков начинает играть на своем инструменте. Как только он остановился, другой включается в игру и играет на своем. Таким образом должна состояться перекличка всех участников группы.

Обсуждение:

Как вы понимали, что можно вступить в перекличку?

— Что вы чувствовали, когда одновременно с вами в нее вступали еще несколько участников и приходилось уступать?

— Можно ли было по звукам инструмента узнать, кто продолжает перекличку? И т.п.

Звенящий шар

Цель: согласование Я-действия с действиями других.

Необходимые материалы: воздушный шар (и запас), музыкальный инструмент — треугольник.

Участники встают в круг. Один берет в руки треугольник, другой — надутый воздушный шар. По сигналу ведущего группа начинает играть с шариком, перекидывая его друг другу.

Задача участника с треугольником — каждое прикосновение рук к шару озвучивать с помощью своего музыкального инструмента. Можно силой звука показывать насыщенность контакта с шаром: двумя руками — громкий звук, одним пальчиком — тихий звон и пр. Хорошо, чтобы треугольник побывал в руках у каждого подростка.

Обсуждение:

— Что было самого сложного в этом упражнении для того, кто играл на треугольнике?

— Каким образом мы реагируем на контакты с другими людьми в жизни?

— Что влияет на силу звука нашего внутреннего треугольника при контакте с другим человеком? И т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: