советом университета в качестве методического пособия
по направлению 38.03.03 «Управление персоналом»
Москва
РГУ им. А.Н. Косыгина 2019
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите реферата по дисциплине «Управление инновационными технологиями»– М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018.- 20 с.
Рецензенты:
Титов В.Н. – доктор экон. наук, доцент кафедры «Управление» ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»;
В методических рекомендациях изложены общие положения о реферату; уделяется внимание подготовке, правильности оформления реферата в соответствии с ФГОС ВО по направлению 38.03.03. «Управление персоналом». Рекомендации предназначены для подготовки и защиты реферата для обучающихся по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» всех форм обучения. Методические рекомендации будут полезны научным руководителям и студентам.
2. Цели и задачи, структура и содержание реферата………………………………………………………
3. Оформление реферата…………………………
4. Примерная тематика реферата ………………
5. Рекомендуемая литература……………………………..
6. Приложения……………………………………………..
Введение
Учебным планом подготовки студентов по программе высшего образования 38.03.03. - Управление персоналом, предусматривается написание реферата на 4 курсе по дисциплине «Управление инновационными технологиями».
Методические указания помогут студенту понять, что реферат работа является формой самостоятельной работы, выполняемой ими на определенную тему, в соответствии с перечнем тем рефератов по данной дисциплине. Реферат работа выполняется под руководством преподавателя, в процессе ее написания студент развивает навыки к научной работе, закрепляя и одновременно расширяя знания, полученные при изучении курса. Методические указания дадут возможность студенту правильно и квалифицированно написать реферат, соблюдая при этом все стандарты по ее оформлению, а также подготовить ее к публичной защите.
Методические указания определяют порядок выбора студентом темы работы, общие требования, предъявляемые к реферату, освещают последовательность ее подготовки, требования к структуре, содержанию и оформлению как самой работы, так и научно-справочного аппарата и приложений.
Быстрое развитие информационных технологий существенно расширяют возможности студентов по сокращению трудоёмкости выполнения рефератов, насыщению их статистическими материалами, способствуют повышению их качества.Творческое развитие логики, методов и приёмов выполнения работ – залог их соответствия нарастающим требованиям подготовки специалистов высшей школы.
В процессе создания Методических указаний учитывались положения ГОСТ 7.32-91 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет по научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»; ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.80-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления», ГОСТ 1.5-92 «Государственная система стандартизации. Построение, изложение, оформление и содержание стандартов»; ГОСТ Р.6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
2. Цели и задачи; структура и содержание реферата
Реферат работа должна содержать совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для ее защиты, иметь внутреннее единство, свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и методы их решения.
Целью освоения учебной «Управление инновационными технологиями» является обучение ключевым теоретическим знаниям, умениям и навыкам разработки, реализации и оценки эффективности инвестиционных проектов инновационных программ в области управления персоналом.
Дисциплина «Управление инновационными технологиями», включена в базовую часть БлокаI учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.03. - Управление персоналом, обучающихся по программе «Управление интеллектуальным капиталом».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РАМКАХ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1
Код компетенции
Формулировка компетенций в соответствии с ФГОС ВО
ОПК-10
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-35
знанием основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом, способностью вносить вклад в планирование, создание и реализацию инновационных проектов в области управления персоналом
ПК-36
знанием основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала
ПК-37
способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, знанием технологии преодоления локального сопротивления изменениям и умением использовать их на практике
Реферат - это самостоятельное исследование одной из актуальных проблем по соответствующей дисциплине
Цель реферата - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении учебной дисциплины в рамках ОПОП, формирование у студентов профессиональных компетенций и навыков самостоятельного решения профессиональных задач.
Реферат является необходимым элементом самостоятельной работы студентов. Она призвана углубить теоретические и прикладные знания, полученные студентами в лекционных курсах, семинарских и практических занятиях, привить навыки научно- исследовательской работы и дать первый опыт подготовки публикаций.
В процессе выполнения реферата решаются следующие задачи:
- систематизация и конкретизация теоретических знаний по соответствующим циклам дисциплин;
- приобретение навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации;
- формирование у студентов системного мышления через определение целей и постановку задач работы и навыков ведения научно-исследовательской работы; самостоятельное исследование актуальных вопросов;
- развитие у обучаемых логического мышления и умения аргументировано излагать мысли при анализе теоретических проблем и практических примеров, умения формулировать выводы и предложения.
Содержание реферата должно свидетельствовать о достаточно высокой теоретической подготовке студента, которую он должен иметь на данном курсе, и о наличии у автора необходимых знаний по теме работы. Работа должна иметь правильно составленную библиографию, логичную структуру, обеспечивающую раскрытие темы. Должна быть написана грамотно, хорошим литературным и профессиональным языком, иметь правильно оформленный инструментальный аппарат.
Реферат работа содержит следующие структурные элементы:
титульный лист (Приложение 1);
содержание (оглавление);введение; основную часть; заключение; список литературы; приложения.
Содержание (Оглавление) включает порядковые номера и наименование структурных элементов реферата с указанием номера страницы, на которой они помещены. Введение и список литературы не нумеруются.
Введение характеризует:
-Актуальность темы исследования - обоснование теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы.
-Цель и задачи реферата - краткая и четкая формулировка цели проведения исследования и нескольких задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.
-Предмет исследования — формулировка конкретного вопроса или анализируемой проблемы.
-Объект исследования
-Методы исследования
-Структура работы - краткое содержание глав и параграфов основной части работы.
Основная часть реферата может содержать следующие части: главы; параграфы (разделы). Первая глава всегда носит теоретический характер. Она традиционно состоит из трёх параграфов. Её название, как правило, представляет обобщение формулировок объекта и предмета исследования. При этом первый параграф целесообразно формулировать, используя название объекта исследования с добавлением слов «как социальный институт». Второй параграф, как правило, направлен на выявление каких-то характеристик объекта исследования. В третьем параграфе исследуются особенности предмета исследования.
Эмпирическая глава, как правило, называется «Эмпирическое исследование …». В название данной главы целесообразно добавить предмет исследования. При этом, необходимо помнить, что исследуются или состояние, или отношение. Содержания эмпирической главы традиционно соответствует эмпирически задачам. Поэтому она состоит из следующих параграфов:
- методология и методика эмпирического исследования;
- результаты исследования и интерпретация результатов;
- разработка основных направлений совершенствования или развития предмета исследования.
Особо необходимо отметить содержание параграфа «Методология и методика эмпирического исследования». Он включает в себя: общую гипотезу исследования; эмпирические задачи исследования; эмпирические методы; база исследования. Заключение содержит краткую трактовку полученных результатов, их научную и практическую ценность или экономический эффект.
Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент реферата.
Разделы реферата должны быть взаимосвязаны. Рекомендуется, чтобы каждая глава заканчивалась выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала.
Каждая глава должна содержать не менее двух и не более пяти структурных элементов (разделов или параграфов). При этом необходимо стремиться к пропорциональному (по объему) распределению материала между главами и внутри них. Объем раздела основной части реферата не должен быть менее 3 страниц.
Заключение - краткое изложение основных, наиболее существенных результатов проведенного анализа, сформулированных в виде выводов, соответствующих цели и поставленным во введении задачам исследования.
В списке литературы должны быть представлены основные источники по теме: нормативно-правовые акты, учебная литература, монографические исследования, статьи и др., в т.ч. переведенные на русский язык и на языке оригинала, статистические издания, справочники и интернет-источники.
Список должен содержать не менее 25 - 30 современных источников, изученных студентом (преимущественно даты издания не более 5 лет относительно года написания реферата, кроме исторических тем).
На основные приведенные в списке источники должны быть ссылки в тексте
Приложения - вспомогательные иллюстративно-графические, табличные, расчетные и текстовые материалы, которые нецелесообразно (объем более 1 страницы) приводить в основном тексте реферата.
Приложения к реферату могут включать в себя; материалы, дополняющие текст работы; промежуточные вычисления, расчеты, выкладки; экспериментальные материалы; инструкции; описание методик, технологий, программных средств и т.п.; протоколы испытаний (экспериментов); заключения экспертизы, акты внедрения и т.д.
Приложения помещают в конце реферата. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок.
Приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации. Номер приложения размещается в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» (например: Приложение 1)
Приложения должны иметь общую с остальной частью реферата сквозную нумерацию страниц.
На все Приложения в основной части реферата должны быть ссылки.
Последовательность приложений должна соответствовать их упоминанию в тексте.
Оформление реферата
Приведем краткие сведения по оформлению реферата, для получения более подробных сведений студент должен обратиться на сайт ФГБОУ ВО«РГУ им. А.Н. Косыгина»
Реферат работа оформляется в печатном виде, как правило, на компьютере в текстовом редакторе Word.
Объём работы заключается в пределах от 10 до 15 страниц
Размер полей (расстояние между текстом и краем страницы): слева - 30 мм, справа - 10 мм, сверху - 20 мм, снизу - 20 мм. Нумерация страниц - по центру снизу страницы на уровне 15 мм от края листа арабскими цифрами. Межстрочный интервал - 1,5 (в рабочем поле документа располагается 28-30 строк); размер шрифта (кегль) – 14 пунктов; тип (гарнитура) шрифта TimesNewRoman, начертание литер обычное; для заголовков — полужирное; выравнивание основного текста - по ширине; необходимо включить автоматический перенос слов в Word’е: «Разметка страницы — Расстановка переносов — Авто», предварительно выделив весь текст реферата сочетанием клавиш Ctrl+A.
Нумерация страниц в реферату сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список использованных источников и литературы и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй - оглавление.
Первой страницей, имеющей номер (номер "2"), является «Оглавление». На всех последующих страницах номер ставится арабскими цифрами в центре нижнего поля.
Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы. Параграфы с новой страницы не начинаются.
Названия «Оглавление», «Введение», «Глава», «Заключение» и «Список использованной литературы» набираются полужирным шрифтом кеглем 16 пт. Названия параграфов в главах набираются полужирным шрифтом кеглем 14 пт.
Глава обозначается одной арабской цифрой с точкой на конце.
Параграфы следует нумеровать в пределах каждой главы. Номер параграфа должен состоять из двух цифр, первая из которых является номером главы, а вторая - параграфа разделенных точкой. В конце номера параграфа также ставят точку (например, 2.1. - первый параграф второй главы).
В конце заголовков точки не ставятся. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается. Для локального отключения автопереноса слов в конкретном заголовке надо выделить этот заголовок в программе Word и применить к нему функцию «Главная — Абзац — Положение на странице — запретить автоматический перенос слов». Выделение заголовка производят увеличением жирности (начертание литер - полужирное) или размером шрифта (кегль 16). Также не следует использовать подчёркивание в основном тексте, так как это является прерогативой читателя, автор работы имеет возможность выделить важные предложения, фразы и слова с помощью полужирного шрифта, нормального курсива, или полужирного курсива.
Текст реферата может быть иллюстрирован таблицами и наглядными материалами— рисунками (схемами, графиками, диаграммами, гистограммами и др.). Они располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы.
Нумерация таблиц и рисунков осуществляется раздельно, но по сквозной для реферата схеме, последовательностью натуральных чисел: 1, 2, 3, ….
Отдельную нумерацию таблиц и рисунков для каждой главы (по схеме: Таблица 2.1, Рис. 1.8 и т. п.) использовать при оформлении реферата не следует.
Все иллюстрации в реферата размещаются сразу после ссылки на нее в тексте (если занимают страницу целиком, то располагаются на следующей после ссылки странице), именуются рисунками и обозначаются словом "Рис. ". Каждый рисунок должен сопровождаться краткой содержательной подписью (названием). Наименование рисунка и его номер располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка. После пробела с заглавной буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится (например, "Рис. 2. Соотношение объемов реализации продукции по товарным группам").
Цифровой материал реферата рекомендуется оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический (содержательный) заголовки, которые размещают над соответствующей таблицей.
Нумерационный заголовок предназначен для того, чтобы упростить ссылку на таблицу в основном тексте. Оформляется он следующим образом:
- над тематическим заголовком с выравниванием вправо в виде слова "Таблица" с последующим номером без точки на конце (например, "Таблица 2").
Тематический заголовок позволяет воспринимать материал таблицы без обращения к основному тексту. Он отражает содержание таблицы и оформляется следующим образом:
- на следующей строке после слова "Таблица" с заглавной буквы, причем вся конструкция горизонтально центрируется;
- тематический заголовок не ставится над продолжением и окончанием таблицы.
Показатели таблицы могут иметь одинаковую единицу измерения, тогда она выносится в тематический заголовок. Если показатели имеют различные единицы измерения, в таблицу включают отдельную графу "Единица измерения". Последние могут быть записаны в сокращенном виде, но с соблюдением действующих стандартов.
Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота рукописи или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.
Необходимо следовать правилу: рисунки должны иметь подпись под рисунком, таблицы имеют заголовок над таблицей. Слово «Рис.» с номером рисунка прижимается к левому краю страницы и пишется сокращённо, слово «Таблица» пишется полностью над заголовком (названием) таблицы и прижимается к правому краю страницы.
Формулы, помещенные в реферату, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово "где", а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.
При использовании в реферату цитат и мнений других авторов обязательны библиографические ссылки на источники. Ссылки на источники в тексте реферата должны выполняться как подстрочные (сноски):
«Подстрочные библиографические ссылки, оформляются как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы (в сноску).
Их располагают под текстом каждой страницы, отделяя от него пробелом в 1,5 интервала и строкой. Связь подстрочной ссылки с текстом осуществляют с помощью знака сноски1, который набирают на верхнюю линию шрифта.
Для оформления подстрочных ссылок используется меню «Вставка, ссылка, сноска» текстового редактора MicrosoftWord.
Например,
полная запись:
_____________________________ 1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки: учеб. для вузов. – 2-е изд. - М.: Проспект, 2016. - С. 305–412.
краткая запись:
_____________________________
1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М., 2016. С. 305
При наличии в тексте библиографических сведений, идентифицирующих электронный ресурс удаленного доступа, допускается указывать в подстрочной ссылке только электронный адрес документа (для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру «URL »).
Например,
___________________________
2 Официальные периодические издания: электрон. путеводитель / Рос. нац. б‑ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2015–2017. URL: https://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2017).
или, если о данной публикации говорится в тексте документа:
При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п., или – для данной страницы документа.