ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Важнейшей задачей коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР является развитие и совершенствование разговорной речи, включающее уточнение значения слова, расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, практическими приемами словообразования и словоизменения. В план включаются уже изученные темы с усложнением лексико-грамматическим тем, так и новые. Продолжается работа по развитию фонематического восприятия, зрительного и слухового восприятия, сознательного усвоения речи. Усложняется работа над предложением.
1. Словарная работа.
- уточнение и активизация имеющегося словарного запаса, расширение за счет новых слов, уточняя значение:
- показ и называние нового предмета, его признаков, установление связи с другими предметами;
-употребление расширенного значения уже известного словосочетания (громадный дом – очень большой дом);
- постановка разных по структуре вопросов, сначала подсказывающего характера, а затем требующих самостоятельного ответа (вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию);
- закрепление навыков, отработанных на 1 году обучения: подбор названия к действиям, названий действий к предметам, эпитетов к предметам;
- составление предложений по опорным словам;
- распространение предложений;
- придумывание окончаний предложений с использованием прилагательных с противоположным значением (летом нужна летняя одежда, а зимой – зимняя)
2. Грамматическое оформление слова
- форма ед. и мн. числа существит. в именит. падеже;
- форма ед. и мн. числа существит. в родит. падеже;
- форма ед. и мн. числа глагола (убирает – убирают);
- согласование существит. с глаголами в роде, числе (Вова учил уроки, Лена учила уроки);
- согласование прилагательных с существит. в роде, числе, падеже;
- образование относительных прилагательных;
- самостоятельный подбор эпитетов к существит. (мяч – большой, резиновый, красивый, круглый, полосатый);
- усвоение навыка образования уменьшительно-ласкательной формы существит. и прилагательных;
- согласование числительных с существит.
3. Грамматическое оформление фразы
- составление фразы из 3-х слов (Мама читает дочке);
- составление фразы из 4-х слов (Папа рубит дрова топором)
- составление фразы по опорным словам;
- составление фразы и ее распространение с помощью вопроса кто? что делает? где? куда?
4. Формирование связной речи
- закрепление навыков пересказа (по вопросам и без);
- закрепление навыков составления рассказов-описаний, загадок-описаний с объяснением их содержания;
5. Формирование слухового, зрительного восприятия, памяти.
- учить запоминать картинки, слова в определённой логической последовательности;
- учить запоминать и выполнять действия в определённом порядке;
- учить детей классифицировать предметы;
- расширять понятия о цвете, как о признаке предмета, характерном не только для одного предмета, но и для многих других, не похожих одни на другой (красным может быть карандаш, автомобиль, помидор);
- расширять понятия о величине, форме.
6. Формирование мелкой моторики рук.
7. Формирование фонематического восприятия
- продолжать работу над постановкой звуков, автоматизацией и дифференциацией;
- развивать внимание к звуковой стороне речи, учить различать, удерживать в памяти и воспроизводить слоговые ряды.
8. Работа над слоговой структурой слова.
9. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
1. Словарная работа
- продолжать закреплять, уточнять, расширять словарный запас;
-учить различать слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу, выбирать из двух слов наиболее подходящее по смыслу в данной ситуации: собака воду лакает или лижет, белье стирают или купают, змея жужжит или шипит, в ладоши хлопают или топают;
- продолжать учить навыкам словообразования;
-учить подбирать слова с противоположным значением;
-учить правильно употреблять глаголы с различными приставками.
2. Грамматическое оформление слова
-продолжать работу над словоизменением и словообразованием;
-Образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в словосочетания;
- подбирать эпитеты, характеризующие предмет;
- учить различать прилагательные, обозначающие уменьшительное название качества предмета – новенький, голубенький и т.д.;
- правильно употреблять несклоняемые существительные;
3. Грамматическое оформление фразы
- закреплять умение составлять фразу из 4-х слов (Мама дает дочке куклу)
- учить составлять предложения с однородными членами;
- учить распространять предложения, грамматически правильно согласуя слова между собой;
- составлять предложения по опорным словам и картинкам.
4. Формирование связной речи
- продолжать обучать составлению рассказов по картине и серии картин; учить устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжать учить составлять описательные рассказы и загадки;
- учить пересказывать тексты.
5. Формирование фонематического восприятия
- продолжать работу над постановкой звуков, автоматизацией и дифференциацией;
- развивать внимание к звуковой стороне речи, учить различать, удерживать в памяти и воспроизводить слоговые ряды.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Формирование мелкой моторики рук.
8. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
3 период (март, апрель, май, июнь)
1. Продолжать закреплять, уточнять, расширять словарный запас;
-учить различать слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу, выбирать из двух слов наиболее подходящее по смыслу в данной ситуации: собака воду лакает или лижет, белье стирают или купают, змея жужжит или шипит, в ладоши хлопают или топают;
- продолжать учить навыкам словообразования;
-учить подбирать слова с противоположным значением;
-учить правильно употреблять глаголы с различными приставками.
2. Грамматическое оформление слова и фразы
- учить составлять предложения с однородными членами;
- учить распространять предложения, грамматически правильно согласуя слова между собой;
- составлять предложения по опорным словам и картинкам;
-упражнять детей в правильном употреблении притяжательных местоимений;
- упражнять детей в правильном употреблении пространственных понятий спереди, сзади, посередине.
3. Формирование связной речи
- продолжать обучать составлению рассказов по картине и серии картин; учить устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжать учить составлять описательные рассказы и загадки;
- учить пересказывать тексты.
4. Формирование фонематического восприятия
- продолжать работу над постановкой звуков, автоматизацией и дифференциацией;
- развивать внимание к звуковой стороне речи, учить различать, удерживать в памяти и воспроизводить слоговые ряды.
5. Работа над слоговой структурой слова.
6. Формирование мелкой моторики рук.
7. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.