Вызовы миссии МООНПР и информация Деллайре о подготовке экстремистов хуту к геноциду тутси




Условия Арушского мирного соглашения

Арушское мирное соглашение 1993 г. предусматривало пропорциональное представительство сторон в правительстве, объединение двух армий, детальный план возвращения экскомбатантов к мирной жизни, процедуры демократизации руандийской политики и создание коалиционного переходного правительства, именуемого Переходным правительством расширенного состава(ППРС) с участием РПФ (Руандийского патриотического фронта). Соглашение было результатом 14 месячных переговоров и посредничества танзанийского правительства и в сотрудничестве с Организацией африканского единства и правительствами Франции, Бельгии и США. ООН осуществляло надзор за выполнением условий соглашения.

Разногласия сторон по поводу условий Арушского соглашения

Посредники Арушского соглашения несомненно предвидели сопротивление экстремистов хуту, объединившихся в Комитет защиты революции (КЗР). РПФ выступил против тех положений договора, которые могли бы обеспечить представителство в правительстве членам Комитета защиты революции (КЗР) на том основании, что КЗР не являлся независимой политической партией и что экстремистские взгляды этнического превосходства противоречили духу соглашения. Другим пунктом разногласий было представительство сторон в армии. Арушское соглашение отдавало 50% офицерского корпуса и 40% остальной армии силам РПФ.. Хотя данная формула уменьшала опасения членов РПФ за свою безопасность, КЗР выступал против данной пропорции. Тем не менее, руандийские правительственные переговоры с РПФ урегулировали эти спорные вопросы.

Главный изъян Арушского соглашения

Арушское соглашение содержало гавный изъян, а именно отсутствие стратегии в отношении КЗР. США и Франция защищали включение КЗР в мирный процесс. Однако, ПРФ и правительство Ж. Хабиариманы, подписавшие соглашение, надеялись на на силы миротворческой миссии ООН, способные нейтрализовать экстремистов. В свою очередь, ООН, руководствуясь негативным опытом в Сомали, не желало посылать в Руанду крупные миротворческие силы. Некоторые ооновские дипломаты полагали, что предстоящая миссия будет решать относительно лёгкую задачу. В результате в Руанду были направлены миротвоческие силы, гораздо меньшие, чем предусматривало Арушское соглашение, и чем требовал генерал Ромео Делайре, командующий Миссии ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР) (=Прим. Военный персонал составил 5.5 тыс. человек=).

Рост напряженности и неопределённости в обществе в период между подписанием Арушского соглашения в августе 1993 г. и полным размещением МООНПР в Руанде.

В период между подписанием Арушского соглашения в августе 1993 г. и полным размещением МООНПР в Руанде наблюдался рост напряженности и неопределённости. Соглашение способствовало росту популярности умеренных политиков хуту, надеявшихся на диалог с большинством РПФ. Но партия Ж. Хабиариманы (Национально-республиканское движение) была разделена, поскольку КЗР отверг компромиссы с РПФ. Росту политической напряженности способствовали внешние события. В соседней Бурунди офицеры тутси попытались осуществить государственный переворот,в ходе которого был убит президент страны М. Ндадайе, хуту по этнической принадлежности, и несколько министров. Попытка переворота привела к межэтнической резне, в ходе которой погибло от50 до 100 тыс. человек. В Руанде события в соседней Бурундии усиливали сопротивление экстремистов хуту Арушским соглашениям, способствовали распространению среди умеренных политиков подозрительного отношения к РПФ. Экстремисты стали публично призывать к окончательному решению руандийской этнической проблемы посредством уничтожения тутси.

Вызовы миссии МООНПР и информация Деллайре о подготовке экстремистов хуту к геноциду тутси

Руководители МООНПР, специальный представитель Генсека ООН Д.Р. Бо Бо и генерал Деллайре, сталкивались вызовами миссии: нежелание Ж. Хабиариманы выполнять Арушское соглашение и формировать Переходное правительство расширенного состава(ППРС): эпизодическое политическое насилие и этнические убийства; рост пропаганды этнической ненависти, особенно в СМИ; информация о планах КЗР начать геноцид в день образования Переходного правительства расширенного состава(ППРС). 11 январе 1994 г. генерал Деллайре информировал департамент ОПМ ООН, что высокопоставленный правительственный осведомитель информировал его о создании спецназа, обученного совершению геноцида; о составлении списка умеренных политиков хуту, подлежащих уничтожению; о плане устранения бельгийских миротворцев в целях прекращения миротворческой миссии ООН в Руанде; об угрозе нападения на членов будущего Переходного правительства расширенного состава (ППРС).

Запрос Деллайре в ООН о необходимости военного усиления миссии

Хотя Деллайре просил на случай кризиса улучшить оснащение миротворцев боевой техникой, он получил отказ. Он также просил разрешить независимое расследование о создании тайных складов оружия, но получил директиву о необходимости этого расследования только с местными властями. В результате, голубые каски ООН оказались в роли сторонних наблюдателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: