Факультативный курс «История России в лицах. X – XVII вв.»
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «История России в лицах X – XVII вв.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, историко-культурного стандарта.
Курс «История в лицах» рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) изучения в 8 классе и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVII века.
Цель курса: осмысление роли великих деятелей в судьбе России и их влияние на исторические процессы в истории нашего государства;
Задачи:
- Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.
- Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
- Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
- Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Общая характеристика курса.
В рамках школьных курсов истории внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный факультативный курс.
Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами истории России, предполагает большую самостоятельную работу с документами, анализ первоисточников, учит аргументировано отстаивать свою точку зрения.
В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность различных периодов Российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий.
Ориентация на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории, способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умению аргументировать свою точку зрения, знания, полученные в одной ситуации использовать в другой, развивая творческие способности.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
учебники:
· История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.:учебник/ И. Л. Андре-ев, И. Н. Федоров. – М.: Дрофа, 2018
· История России. XVI – конец XVII века. 7 кл.:учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова– М.: Дрофа, 2018
· История России. Конец XVII-XVIII век. 8 кл.:учебник/И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова– М., Дрофа, 2016.
Промежуточная аттестация по курсу
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:
• проблемные задания;
•Творческие работы (электронные презентации, исторические портреты и др.);
• исторические диктанты;
• обобщающие вопросы и задания;
• эссе;
• тесты.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.
Формой проведения промежуточной аттестации курса является проектная работа по теме одного из содержательных разделов курса. Оценочные материалы для проведения работы представлены в приложении 3 к ООП ООО. Система оценивания результатов промежуточной аттестации курса – безотметочная. Курс считается освоенным, если учащийся выполнил проектную работу не меньше, чем на 6 балла.
Планируемые результаты освоения факультативного курса
Личностные результаты:
· формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
· формирование исторической компетентности;
· осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
· произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
· ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
· учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов;
· уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
· уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
· уметь осуществлять сравнение;
· уметь устанавливать причинно-следственные связи;
· уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· уметь устанавливать аналогии;
· осуществлять расширенный поиск информации;
· выбирать средства для организации своего поведения;
· запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
· предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты:
· применять свои знания в стандартной ситуации:
Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
· анализировать точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· представлять результаты исследований в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций;
· обсуждать результаты исследований, участвовать в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Обучающиеся получат возможность научиться:
– использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
– анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
– устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;
– определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
– применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
– целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
– работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;
– исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;
– корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;
– представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Программа курса
Введение (1 час).
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.
Тема 1. Древняя Русь (7 часов).
1. «Реформаторы Древней Руси». Княгиня Ольга (890(?): «хитрая, мудрая». Первая налоговая реформа. Владимир Святославич (? – 1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Языческая реформа 980 г. «Равноапостольный». Выбор веры. Крещение Руси.
2. «Законодатели Древней Руси». Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1053-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям».
3. «Защитники Отечества» (2 часа). Святослав Игоревич (941(?) – 972). Князь-воин. Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославич (?-972) защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) оборона от печенегов. Владимир Мономах (1053-1125). Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей 1103, 1107, 1111гг. Любечский съезд 1097г.
4. «Носители идеалов православия» (3 часа). Идеальные православия. Княгиня Ольга (890(?)-969). Принятие христианства. «Святая». Владимир Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба. Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов, монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион (?). Первый митрополит из числа русских людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». Назначение митрополитом (1051). Версии о судьбе. Антоний Печерский. Феодосий Печерский (103601974). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен Киево-Печерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор (?). Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. Политические взгляды Нестора.