ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование учебной дисциплины ОПОП № Основы микробиологии, санитарии и гигиены
По профессии: Мастер сельскохозяйственного производства
преподаватель: Николаева Аида Николаевна
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе:
лабораторные занятия 4
практические занятия 4
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 22
Форма итогового контроля дифференцированный зачет
Рабочий план преподавателя рассмотрен и обсужден предметной комиссией________________________________________________
наименование комиссии
«____»____________20 г. Протокол №__________________ Председатель ТМО _____________________________________
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии;
- применять необходимые методы и средства защиты;
- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;
- дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт;
- проводить простые микробиологические исследования продукции и давать оценку полученным результатам.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту;
- правила личной гигиены работников;
- нормы гигиены труда;
- классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;
- правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;
- основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;
- санитарные требования к условиям хранения сельскохозяйственного сырья и продукции.
Дата | № темы | № урока | Наименование темы и содержание урока | Тип урока и методы обучения | Что повторить на уроке |
Т 1.1. Т 1.2 | Тема 1. Общие понятии я и сведения о производственном процессе ремонта машин (10 ч) Тема 1.(2ч) Общие понятия и сведения о производственном процессе ремонта машин. Технологические операции Тема 2.(2ч) Основные понятие о производственном процессе и его технологическая схема ремонта сельскохозяйственных машин Тема 3(4ч) Ознакомление с технологическими операциями производственного процесса и их техническими требованиями. Лабораторная работа(2ч) Структурная схема производственного процесса ремонта машин в малых предприятиях Тема 1.2. Дефектация и комплектование деталей и соединений (18) Тема 1(2ч) Ознакомление с дефектацией и комплектованием деталей и их документацией Тема 2(2ч) Виды изнашивания и применения жестких измерительных приборов для определения годности деталей Тема 3(2ч) Способы выявления скрытых дефектов, применяемое оборудование и приборы | Комбинированная Урок усвоения и сообщения новых знаний Урок усвоения и сообщения новых знаний Лабораторная работа №1 Комбинированная Комбинированная Урок усвоения и сообщения новых знаний | . Ключевые слова: Процесс ремонта машин Ключевые слова: технические требования при технологической операции Сведения о производственном процесса ремонта машин Слесарное дело Слесарное дело |
Средства наглядности и ТСО | Самостоятельная работа | Связь с производственным обучением и межпредметная связь | Домашнее задание и рекомендуемая дополнительная литература | Примечание | |||||
Емцев В.Т. Микробиология. – 6-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. – 444, [4] с.: ил. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева и Ю.С. Кривошеина. – М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. – 224 с. Микроскопы, таблица «Строение клеток», модель-аппликация «Строение клетки». Таблица «Органоиды клетки», модель-аппликация «Строение клетки». Инструкционные карты «Устройство микроскопа и правила работы с ним», рис. «Схема микроскопа», микроскопы, готовые микропрепараты. | Конспектировать, рассмотреть термины. Нарисовать рис. «Формы бактерий». Нарисовать рис. «Строение бактериальной клетки», «Строение бактериофага», «Строение дрожжевой клетки», «Строение вирусов». Написать механическую, оптическую, осветительную части микроскопа, рассмотреть строение микроскопа. Работать с микроскопом. | Основы агрономии Основы агрономии Основы агрономии | Подготовиться к устному опросу. Рассмотреть термины. Подготовиться к устному опросу. Повторить термины. Подготовка реферата по темам. Повторить термины. Подготовиться к устному опросу. Составление таблицы «Классификация грибов». Повторить термины. Подготовиться к устному опросу. | ||||||
Дата | № темы | № урока | Наименование темы и содержание урока | Тип урока и методы обучения | Что повторить на уроке | ||||
Т 2.4. Т 3.1. Т 3.2. Т 4.1. Т 4.2. | Лабораторная работа Изучение под микроскопом морфологии бактерий, дрожжей и микроскопических грибов. Тема 3. Физиология микроорганизмов и их распространение в природе (4 ч) Физиология как наука о жизнедеятельности организмов. Состав микробной клетки: вода, элементарный химический и биологический состав сухого вещества клетки. Тема 3. Физиология микроорганизмов и их распространение в природе Питание, дыхание, брожение, гниение как источники энергии, необходимые для жизнедеятельности клетки. Понятие о микрофлоре воды. Источники водоснабжения и их санитарная оценка. Химико-бактериологическая оценка воды. Способы очистки воды. Тема 4: Влияние внешних условий на микроорганизмы (4 ч) Внешняя среда как совокупность физических, химических и биологических факторов. Температура. Отношение микроорганизмов к температуре. Психрофилы, мезофилы, термофилы и их характеристика. Минимальная влажность среды для бактерий, дрожжей, плесневых грибов и их роль в предохранении продуктов от микробиологической порчи. Тема 4: Влияние внешних условий на микроорганизмы Влияние концентрации веществ в среде на жизнь микроорганизмов. Влияние белков и жира среды на жизнедеятельность микроорганизмов. Влияние химических веществ на микроорганизмы. Биологические факторы. Отношения между микроорганизмами: симбиоз, метабиоз, антагонизм и их характеристика. Понятие об изменчивости микроорганизмов. | Урок применения знаний и навыков на практике Урок усвоения и сообщения новых знаний Урок усвоения и сообщения новых знаний Урок усвоения и сообщения новых знаний Урок усвоения и сообщения новых знаний | Ключевые слова: морфология бактерий, дрожжей, микроскопических грибов. Ключевые слова: физиология микроорганизмов, вода, белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды, минеральные вещества, ферменты. Ключевые слова: питание, дыхание, брожение, гниение, микрофлора воды, химико-бактериологическая оценка воды, способы очистки воды. Ключевые слова: физические, химические и биологические факторы, психрофилы, мезофилы, термофилы, влажность среды. Ключевые слова: химические и биологические факторы, симбиоз, метабиоз, антагонизм, паразитизм. | ||||||
Средства наглядности и ТСО | Самостоятельная работа | Связь с производственным обучением и межпредметная связь | Домашнее задание и рекомендуемая дополнительная литература | Примечание | |||||
Инструкционные карты, микроскопы, готовые микропрепараты. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева и Ю.С. Кривошеина. – М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. – 224 с. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 136 с. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 136 с. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 136 с. | Изучение под микроскопом морфологии бактерий, дрожжей и микроскопических грибов, нарисовать их, сравнивать сходство и различия. Рассмотреть термины. Конспектировать. Рассмотреть термины. Конспектировать. Составление таблицы «Температура роста микроорганизмов». Рассмотреть термины. Конспектировать. | Основы агрономии Основы агрономии Основы агрономии Основы агрономии | Подготовиться к устному опросу. Составление схемы «Распространение микроорганизмов в природе». Составление тестовых заданий «Экология микроорганизмов». Подготовка реферата по темам. Составление кроссворда по теме «Влияние внешних условий на микроорганизмы». | ||||||
Дата | № темы | № урока | Наименование темы и содержание урока | Тип урока и методы обучения | Что повторить на уроке | ||||
Т 5.1. Т 5.2. Т 6.1. Т 6.2. | Тема 5: Понятие о генетике, изменчивости микроорганизмов и иммунитете (4 ч) Наследственные факторы микроорганизмов. Механизмы, вызывающие изменение генетической информации. Мутации: генные мутации, хромосомные мутации, индуцированные мутации, спонтанные мутации. Тема 5: Понятие о генетике, изменчивости микроорганизмов и иммунитете Рекомбинации. Трансформация. Конъюгация. Трансдукция у бактерий. Практическое использование достижений генетики микроорганизмов и генной инженерии в микробиологии. Тема 6: Микроорганизмы почвы и их сообщества (4 ч) Методы определения численности, состава и активности почвенных микроорганизмов. Прямые методы определения численности микроорганизмов. Косвенные методы определения численности микроорганизмов. Определение микробной биомассы. Учет численности отдельных физиологических групп. Наблюдение за микроорганизмами в природе. Практическая работа Косвенные методы определения численности микроорганизмов в почве. | Урок усвоения и сообщения новых знаний Урок усвоения и сообщения новых знаний Урок усвоения и сообщения новых знаний Урок применения знаний и навыков на практике | Ключевые слова: наследственные факторы, генетическая информация, генные мутации, хромосомные мутации, индуцированные мутации, спонтанные мутации. Ключевые слова: рекомбинация, трансформация, конъюгация, трансдукция, генная инженерия. Ключевые слова: прямые методы определения численности микроорганизмов, косвенные методы определения численности микроорганизмов, определение микробной биомассы, учет численности отдельных групп. Ключевые слова: косвенный метод определения численности микроорганизмов, питательные среды. | ||||||
Средства наглядности и ТСО | Самостоятельная работа | Связь с производственным обучением и межпредметная связь | Домашнее задание и рекомендуемая дополнительная литература | Примечание | |||||
Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева и Ю.С. Кривошеина. – М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. – 224 с. Емцев В.Т. Микробиология. – 6-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. – 444, [4] с.: ил. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева и Ю.С. Кривошеина. – М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. – 224 с. Емцев В.Т. Микробиология. – 6-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. – 444, [4] с.: ил. Инструкционные карты, твердые питательные среды, микроскопы. | Конспектировать. Рассмотреть термины. Конспектировать. Рассмотреть термины. Сделать таблицу «Соотношение показателей численности микроорганизмов, определенных разными методами в дерново-подзолистых почвах». Выполнить практическую работу «Косвенный метод определения численности микроорганизмов в почве». | Основы агрономии Основы агрономии Экологические основы природопользования Экологические основы природопользования | Письменная обработка текста по теме «Понятие об инфекциях». Подготовка доклада и презентаций по заданным темам. Подготовиться к устному опросу. Подготовка сообщений по теме «Микроорганизмы почвы и их сообщества» из дополнительных источников. | ||||||
Дата | № темы | № урока | Наименование темы и содержание урока | Тип урока и методы обучения | Что повторить на уроке | ||||
Т 7.1. Т 7.2. Т 7.3. | Тема 7: Экологические особенности развития микробных сообществ почвы (6 ч) Температура почвы. Влажность почвы. Воздушный режим почвы. Кислотность почвы. Механический состав почвы. Биотические факторы. Лабораторная работа Определение температуры и влажности почвы. Контрольная работа | Урок усвоения и сообщения новых знаний Урок применения знаний и навыков на практике Урок повторения, систематизации и обобщения знаний | Ключевые слова: температура почвы, влажность почвы, воздушный режим почвы, кислотность почвы, механический состав почвы, биотические факторы. Ключевые слова: температура и влажность почвы. | ||||||
Средства наглядности и ТСО | Самостоятельная работа | Связь с производственным обучением и межпредметная связь | Домашнее задание и рекомендуемая дополнительная литература | Примечание |
Емцев В.Т. Микробиология. – 6-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. – 444, [4] с.: ил. нструкционные карты, таблицы. Тестовые задания. | Конспектировать. Рассмотреть термины Сделать таблицы «Сопоставление температуры почвы разных климатических зон с потребностью мезофильных форм бактерий в тепле», «Градации возможной интенсивности микробиологических процессов при различных условиях среды». Выполнение контрольной работы | Экологические основы природопользования Экологические основы природопользования | Составление тестовых заданий по теме «Экологические особенности развития микробных сообществ почвы». Подготовка к контрольной работе. |