Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №1
МДК. 02.01.1 Лечение пациентов терапевтического профиля
Тема: Лечение острых и хронических бронхитов, хронической обструктивной болезни легких
- Цели занятия
Формируемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ОК.5, ОК.8, ПК. 2.1-2.7
Цель: закрепить теоретические знания и практические навыки лечения пациентов с заболеваниями бронхов
После изучения темы студент должен знать:
- основные проявления острого и хронического бронхита, ХОБЛ;
- лабораторные и инструментальные методы исследования при бронхитах, ХОБЛ;
- принципы лечения и ухода за больными с острым и хроническим бронхитом, ХОБЛ;
- фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;
- показания и противопоказания к назначению лекарственных средств;
- побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;
- особенности применения лекарственных препаратов у разных возрастных групп.
студент должен уметь:
- проводить дифференциальную диагностику заболеваний;
- определять тактику ведения пациента;
- назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;
- определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
- применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
- определять показания к госпитализации пациента и организовать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;
- проводить лечебно-диагностические манипуляции;
- проводить контроль эффективности лечения;
- осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста.
- Хронокарта практического занятия
№ | Этап занятия | Время, мин. |
Организационный момент | ||
Контроль исходного уровня знаний | ||
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося | ||
Обучающий этап: демонстрация практических навыков | ||
Самостоятельная работа на занятии | ||
Контроль конечного уровня усвоения знаний | ||
Заключительный этап |
- Ход практического занятия
3.1. До начала практического занятия изучить теоретический материал темы. Дать ответы на вопросы тестов входного контроля, перейдя по ссылке, указанной преподавателем.
3.2. Отчет по внеаудиторной СРС
- составление глоссария по теме занятия (не менее 15 слов);
- составление инструкции для пациента по использованию карманного ингалятора и небулайзера;
- составление перечня средств для лечения ХОБЛ, выписка рецептов.
3.3. Дополните определение:
ОФВ 1 – это объем воздуха, который может _______________________________________
Отражает выраженность бронхиальной ___________________________________________
3.4. Прибор, изображенный на рисунке называется ______________________________
Цель его применения - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.5. Как называется прибор, изображенный на рисунке? __________________________
Данный прибор применяется для оценки __________________________________________________________________________
3.6.Как называется данный прибор, и с какой целью он используется?
Это ______________________________________________________________
Данный прибор применяется для проведения _________________________________, при этом происходит ________________________________________распыление лекарственного вещества, которое попадает во все отделы дыхательной системы.
3.7.Оцените показатели для определения степени тяжести пациента Т., 40 лет с диагнозом ХОБЛ:
ОФВ1 = 80 %, Индекс Тифно = ОФВ1/ФЖЕЛ (постбронходилятационный тест) = 65%
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая базисная терапия показана такому больному? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.8. Вашему вниманию представляются осмотр больного (перейдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=QnM26sNQ3nE
После просмотра видео выполните следующие задания:
1. Запишите результаты обследования (жалобы, анамнез, данные объективного обследования)
2. Установите диагноз.
3. Определите, есть ли показания к госпитализации.
4. Составьте план обследования пациента
5. Составьте план лечения пациента (немедикаментозное, медикаментозное лечение).
6. Оцените эффективность лечения (осмотр пациента через 5 дней).
7. Какой прогноз заболевания в данном случае?
3.9.Решить ситуационные задачи
Задача 1
Больной С., 68 лет, пенсионер
Жалобы на одышку при физической нагрузке, кашель со скудной вязкой мокротой, недомогание.
Анамнез: больной курит более 40 лет, часто болеет простудными заболеваниями, дважды перенес пневмонию. Периодический кашель беспокоил много лет. Ухудшение самочувствия связывает с простудой, после которой длительно кашлял, а затем появилась одышка при физической нагрузке.
Объективно: Пониженного питания. Грудная клетка бочкообразной формы, при аускультации ослабление везикулярного дыхания, диффузные сухие хрипы. ЧД 22 в минуту. Правая граница относительной сердечной тупости на 2,5 см кнаружи от правого края грудины, верхняя – 3 ребро, левая – по среднеключичной линии. Первый тон на верхушке ослаблен, второй тон во втором межреберье слева от грудины акцентирован. Шумов в сердце нет. Пульс 88 в минуту, ритмичный. Живот мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги. Отеков нет.
Данные дополнительных методов обследования:
- Рентгенография грудной клетки: деформация легочного рисунка, повышенная прозрачность легочных полей низкое стояние диафрагмы.
- Спирография: ОФВ1 – 60%, индекс Тиффно 55%
- ЭКГ: гипертрофия правого желудочка, неполная блокада правой ножки пучка Гис
Задание
1. Сформулируйте диагноз (обосновать).
2. Назначьте лечение (немедикаментозное, медикаментозное)
3. Составьте план диспансерного наблюдения
Задача 2
На приём к пульмонологу пришёл больной, страдающий хроническим обструктивным бронхитом в течение 18 лет. Врач изучил лечение и отменил следующее сочетание препаратов:
А. ипратропия бромид регулярно и сальбутамол при усилении одышки;
Б. ипратропия бромид регулярно, ципрофлоксацин при обострении;
В. сочетание амброксола с ацетилцистеином в течение 2-х недель;
Г. капли «Бронхикум» и ингаляции беродуала в течение 2-х недель;
Д. бронхолитин и бромгексин в течение 1 месяца
Ответ обоснуйте.
3.10. Оформите дневник, запишите домашнее задание
- Рекомендованная литература:
Основная:
- Кузнецова Н.В. Клиническая фармакология: учебник / Н.В. Кузнецова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – с. 178-197
- Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В. Смолева, Е.Л. Аподиакос. – Изд. 10-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012, с. 39-54, 70-82
Дополнительная:
- Аляутдин Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н, Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г Преферанская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016
- Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В. Смолева; под ред. к.м.Н. Б.В. Карабухина. – Изд. 13-е. – Ростов на/Д: Феникс, 2012.
- Федюкович Н.И. Внутренние болени: учебник / Н.И. Федюкович. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.