Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний,
произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств,
христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в
православной христианской традиции;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
— рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
— рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
— рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
— раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
— распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
— рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
— излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте‐честву, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Модуль 1. Основы православной культуры | ||||||||
1.1. | Россия — наша Родина | 03.09.2022 08.09.2022 | Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями; Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества, духовном мире человека; Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности; Осознавать ценность дружеских отношений между людьми; | Устный опрос; | https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-nash-dom-rossiya-3961938.html https://www.youtube.com/watch? v=hTKmD4caHwQ https://pedsovet.org/article/testovye-zadania-po-kursu-orkse-modul-osnovy-svetskoj-etiki-4-klass | |||
1.2. | Культура и религия. Введение в православную духовную традицию | 09.09.2022 23.09.2022 | Выделять тему и идею учебного текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них; Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры, значение религии как духовной культуры человека, народа, общества; Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии; | Устный опрос; Тестирование; | https://znanio.ru/media/prezentatsiya-k-uroku-po-orkse-vvedenie-v-pravoslavnuyu-duhovnuyu-traditsiyu-kultura-i-religiya-4-klass-2632701 https://pedsovet.org/article/testovye- zadania-po-kursu-orkse-modul-osnovy-svetskoj-etiki-4-klass https://www.youtube.com/watch?v=3D-vRebexRA | |||
1.3. | Во что верят православные христиане | 24.09.2022 20.10.2022 | Использовать ключевые понятия темы в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности; Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом; Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, что такое молитва, кто такие святые, что такое Священное Предание Церкви, что его составляет, о Священном Писании (Библии), Ветхом и Новом Заветах; | Письменный контроль; Устный опрос; Тестирование; | https://infourok.ru/prezentaciya-vo-chto-veryat-pravoslavnye-hristiane-4476521.html https://pedsovet.org/article/testovye- zadania-po-kursu-orkse-modul-osnovy- svetskoj-etiki-4-klass https://www.youtube.com/watch? v=7qjfwLOewsI | |||
1.4. | Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему | 21.10.2022 25.11.2022 | Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с религиозной и нравственно-этической точки зрения; Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь); Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой ближний, что означает любовь к ближнему, как понимается в православной традиции «золотое правило нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости и святых в православной традиции; Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; | Устный опрос; Тестирование; Творческая работа; | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-dobro-i-zlo-v-pravoslavnoy-tradicii- 3605241.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-zolotoe-pravilo-nravstvennosti-klass-3136299.html https://www.youtube.com/watch? v=7mPu2YEZVhk https://videouroki.net/tests/zolotoie-pravilo-nravstviennosti.html |
1.5. | Отношение к труду. Долг и ответственность | 26.11.2022 08.12.2022 | Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника; Рассказывать о грехопадении Прародителей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан; Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; | Устный опрос; Тестирование; | https://slide-share.ru/tema-otnoshenie-trudu-dolg-otvetstvennost-506523 https://multiurok.ru/files/urok-29-dolgh-svoboda-otvietstviennost-trud.html | |||
1.6. | Милосердие и сострадание | 09.12.2022 23.12.2022 | Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, спасение), Заповедей Блаженства; На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал православной культуры; Выражать первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики, понимания милосердия и сострадания в православной культуре; | Тестирование; Мини-проект; | https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temu-miloserdie-i-sostradanie-klass-3883745.html https://videouroki.net/tests/milosierdiie-i-sostradaniie.html https://www.youtube.com/watch? v=gakLlsm8qkw | |||
1.7. | Православие в России | 24.12.2022 02.02.2023 | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром, почему Русь называют Святой, о русских святых, житиях святых; Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; | Тестирование; Самооценка с использованием«Оценочного листа»; Тестирование; Творческая работа; | https://www.youtube.com/watch? v=YmCaHoyjEiA https://slide-share.ru/pravoslavie-rossii-348655 | |||
1.8. | Православный храм и другие святыни | 03.02.2023 23.02.2023 | Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст; Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; | Зачет; Тестирование; Творческая работа; | https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkise-na-temu-pravoslavniy-hram-i-drugie- svyatini-monastir-umk-garmoniya-klass-3634462.html https://www.youtube.com/watch? v=z7iBlPg4uLw https://azbyka.ru/test/ustrojstvo-pravoslavnogo-hrama | |||
1.9. | Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники | 24.02.2023 13.04.2023 | Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в православной культуре; Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о церковном пении, иконописи, особенностях икон в сравнении с картинами; Называть православные праздники, объяснять их значение (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), о православных постах, назначении поста в жизни православных христиан; Православные праздники: «Воскресение Христово (Пасха)», «Рождество Христово», «День славянской письменности и культуры», «День семьи, любви и верности; | Устный опрос; Зачет; Тестирование; Творческая работа; | https://azbyka.ru/test/calendar https://slide-share.ru/pravoslavnij-kalendar-515157 https://www.youtube.com/watch? v=mVKAxHHaBbY |
1.10. | Христианская семья и её ценности | 14.04.2023 11.05.2023 | Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, Таинство Венчания, о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий святых, литературных произведений; Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; Раскрывать основное содержание норм отношений в православной в семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей и родителей; Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами; | Устный опрос; Тестирование; Творческая работа; | https://lusana.ru/presentation/27631 https://www.youtube.com/watch? v=A2fkBxTvp3Y https://infourok.ru/hristianskaya-semya-i-ee-cennosti-2559112.html | |||
1.11. | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | 12.05.2023 31.05.2023 | Закреплять и систематизировать представления о духовных традициях многонационального народа России, духовном мире человека, религии, религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества; Проводить соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму; Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; | Письменный контроль; Тестирование; Творческая работа; | https://onlinetestpad.com/ru/testview/50824-urok-30-tema-lyubov-i-uvazhenie-k- otechestvu-orkse https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu- 923056.html https://videouroki.net/video/28-lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu.html | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Россия - наша Родина | 02.09.2022 | Устный опрос; | |||
2. | Культура и религия | 09.09.2022 | Устный опрос; | |||
3. | Человек и Бог в православии | 16.09.2022 | Тестирование; | |||
4. | Православная молитва | 23.09.2022 | Устный опрос; | |||
5. | Библия и Евангелие | 30.09.2022 | Устный опрос; | |||
6. | Проповедь Христа | 07.10.2022 | Письменный контроль; | |||
7. | Бог есть Любовь | 14.10.2022 | Тестирование; | |||
8. | Православное учение о человеке | 21.10.2022 | Устный опрос; | |||
9. | Совесть и раскаяние | 28.10.2022 | Тестирование; | |||
10. | Золотое правило этики | 11.11.2022 | Творческая работа; | |||
11. | Заповеди блаженств | 18.11.2022 | Анкетирование; | |||
12. | Христианин в труде | 25.11.2022 | Устный опрос; | |||
13. | Отношение христианина к природе | 02.12.2022 | Тестирование; | |||
14. | Милосердие и сострадание | 09.12.2022 | Тестирование; Мини-проект; | |||
15. | Зачем творить добро? | 16.12.2022 | Тестирование; | |||
16. | Как христианство пришло на Русь | 23.12.2022 | Анкетирование; | |||
17. | Христианство на Руси | 30.12.2022 | Творческая работа; | |||
18. | Чудо в жизни христианина | 13.01.2023 | Устный опрос; | |||
19. | Православие о Божием суде | 20.01.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
20. | Православие в русской культуре, в современной России | 27.01.2023 | Тестирование; | |||
21. | Православный храм | 03.02.2023 | Зачет; | |||
22. | Монастырь | 10.02.2023 | Творческая работа; | |||
23. | Христианские таинства | 17.02.2023 | Тестирование; | |||
24. | Икона | 24.02.2023 | Зачет; | |||
25. | Христос и Его Крест | 03.03.2023 | Творческая работа; | |||
26. | Православный календарь | 10.03.2023 | Тестирование; | |||
27. | Двунадесятые праздники | 17.03.2023 | Устный опрос; | |||
28. | Рождество Христово. Праздники святым | 24.03.2023 | Творческая работа; | |||
29. | Воскресение Христово | 07.04.2023 | Творческая работа; | |||
30. | Христианская семья | 14.04.2023 | Тестирование; | |||
31. | Образцы православной семьи | 21.04.2023 | Устный опрос; | |||
32. | Семейные традиции и праздники | 28.04.2023 | Тестирование; | |||
33. | Защита Отечества | 12.05.2023 | Устный опрос; | |||
34. | Любовь и уважение к Отечеству | 19.05.2023 | Творческая работа; | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |