Наряду с несомненным прогрессом в развитии социальной защиты детей имеется и немало серьезных проблем, без решения которых трудно рассчитывать на повышение эффективности работы социальных служб. На сегодня число детей, нуждающихся в социальных услугах значительно превышает возможности существующих учреждений социального обслуживания. В развитии их сети часто преобладает субъективный подход, стереотипы, сложившиеся до формирования новой системы защиты детей.
Понятно, что состояние федерального и регионального бюджетов в ближайшее время не позволит реализовать в полном объеме все мероприятия по социальной защите детей. Поэтому целесообразно применять принципы адресной направленности.
Также для предоставления в полном объеме законодательно предусмотренных социальных гарантий необходимо привлекать финансовые и иные средства предприятий и учреждений всех форм собственности, а не ограничиваться лишь усилиями государства. Таким образом, нормативно-правовая база по социальной защите детей создает необходимое правовое пространство для дальнейшего развития и совершенствования социальной работы.
Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков.
Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане - во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие - минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.
В целях повышения социальной результативности и экономической эффективности предоставления социальной поддержки, помощи и обслуживания детей, целесообразно разработать систему комплексного мониторинга социальной зашиты детей на муниципальном уровне.
Основными задачами данной системы должны стать:
1. регулярное обеспечение региональных (муниципальных) органов социальной защиты информацией, необходимой для принятия грамотных и обоснованных управленческих решений в сфере социальной поддержки, помощи и обслуживания детей;
2. определение результативности и экономической эффективности реализующихся видов социальной помощи детям;
3. обеспечение учета социально-экономической специфики территорий при разработке региональных (муниципальных) программ социальной поддержки, помощи и обслуживания детей.
Рекомендуемая система мониторинга должна базироваться на следующих ключевых принципах:
1. Внимание на деятельности, осуществляемой за счет средств регионального бюджета (бюджета округа - СЗАО);
2. Четкое определение целевых клиентских групп и целеполагания деятельности по отношению к этим группам;
3. Учет результативности конкретных видов деятельности (денежной помощи, натуральной помощи и услуг), осуществляемых в отношении клиентских групп;
4. Учет экономической эффективности конкретных видов деятельности, осуществляемых в отношении клиентских групп;
5. Наличие интерпретационных определений показателей;
6. Открытая и динамичная номенклатура и структура показателей.
Кроме того, в ходе применения система мониторинга должна регулярно корректироваться в зависимости от изменений в социальной политике страны, а также изменений других реалий. Эта корректировка должна включать ревизию номенклатуры, структуры и формулировок показателей, методов и инструментария сбора информации, а также ревизию самих источников информации с целью получения наиболее полных и достоверных данных.
Заключение
Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений в сфере образования; в среде обитания ребенка. Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.
Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия предусмотренные законом.
Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ.
В процессе исследования в курсовой работе было выявлено, что Департамент образования и науки Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края и подчиняется Губернатору. Изучение деятельности Отдела по охране прав детей и специального образования показало, что наблюдается положительная динамика количества усыновленных, увеличивается количество приемных семей.
Государство оказывает всестороннюю помощь и детям, и приемным семьям, как материальную, так и моральную.
Исследование методов управления показало, что имеются следующие недостатки:
- отсутствие системы планирования численности персонала;
- недостаточное мотивирование и стимулирование труда сотрудников Управления.
Кадровая политика Отдела по охране прав детей и специального образования Департамента образования и науки приморского края соответствует кадровой политике Администрации Приморского края, которая направлена на подбор, оценку и аттестацию персонала.
Основные проблемные зоны в Отдела по охране прав детей и специального образования Департамента образования и науки Приморского края заключаются в недостаточном финансировании, слабой доступности образования, недостаточном техническом оснащении для детей-инвалидов.