Баталова Ирина Вячеславовна учитель-логопед МАОУ СОШ №25 г. Томск




Инфографика как способ визуализации учебной информации

Самым распространённым в педагогическом процессе является наглядный метод, который относится к древнейшим средствам обучения, но даже сейчас, в современном образовании, в соответствии с требованиями ФГОС, он не теряет своей актуальности. От переизбытка информации в нашем современном образовании появилась потребность кратко и интересно излагать учебный материал. Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять, почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как инфографика, выделяется среди других средств обучения.

Инфографика или, по-другому, визуализация данных - относительно новая технология подачи информации в виде визуальных образов, способствует лучшему запоминанию информации. В этом случае работает принцип «дети не любят читать, они любят смотреть и участвовать». Применение данной методики активизирует школьников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Коррекционный процесс проходит увлекательно, зрелищно, в форме игры, что особенно важно для детей с нарушениями речи, так как для них характерна быстрая утомляемость.

Плюсами инфографики можно назвать следующие моменты:

– простота в использовании – инфографику можно вывести с помощью проектора на доску или распечатать;

– богатый визуальный материал – яркие изображения явлений и процессов, фотографии и иллюстрации;

– групповой и индивидуальный подход позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером, планшетом или с распечаткой).


В коррекционно-логопедической работе самая востребованная техника инфографики — мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и воспроизведение путём образования ассоциаций. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы) мы с помощью знакомой программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно. Интерактивные мнемоматериалы очень яркие и эстетически оформлены, а интерактивность переходов или подачи инфографики повышает мотивацию детей к обучению. Дети даже не замечают времени на таких занятиях, потому что педагогический процесс проходит увлекательно, зрелищно, в форме игры.
Принципы создания инфографики:

– актуальность и востребованность темы;

– простота и краткость;

– креативность;

– образность;

– точность и организованность информации;

– эстетическая привлекательность.

В образовательном процессе используется инфографика следующих типов: инструкция,

памятка, плакат, путеводитель, статистика.

Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:

1) анализ учащимися созданной инфографики;

2) создание инфографики учащимися под руководством учителя на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).

В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся перелагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации. Также можно предлагать задания на функциональное чтение:

– опиши представленного персонажа (событие);

– представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем;

– составь рассказ (план);

– дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.

Где можно использовать инфографику?

1. В работе с детьми. Во время ознакомления с новым материалом или закрепления знаний. Для представления результатов исследовательской или проектной деятельности

2. В работе с родителями. Информационные стенды станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой. Ведь наша задача донести до родителей определенную информацию в простой, доступной форме. Яркие картинки, заменяющие текст, облегчают восприятие и усвоение информации

3. Для представления личного педагогического опыта. Понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Это способ делиться опытом и результатами исследований.

 

Использование наглядности в педагогическом процес­се способствует обогащению и расширению чувственного опыта детей, структурирует их представления и формирует любознательность. Принцип наглядности непосредственно влияет на результативность и оптимизацию педагогической деятельности, поэтому актуально использование инфографики в образовательном процессе.

Электронные ресурсы

Дондокова, И. Б. Инфографика в коррекционно-логопедической работе / И. Б. Дондокова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14123/ (дата обращения: 10.10.2021).
Диков, А. Социальные сервисы интерактивной графики – в школьное образовательное пространство [Текст] / А. В. Диков // Школьные технологии. – 2014. – № 4. https://eclib.psuti.ru/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_42

Селеменев, С. Инфографика в школе [Текст] / С. Селеменев // Информатика и образование. – 2011. – № 9; То же [Электронный ресурс] – Режим доступа: selemenev_s.v._ infografika_v_shkole__uchebnik.zip.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: