Перспективы и тенденции развития




Современные тенденции и перспективы развития научной психологической профессиональной деятельности.

Для того, чтобы определить тенденции и перспективы в развитии научной психологии, необходимо выяснить, какие актуальные проблемы стоят перед ней сейчас.

Актуальные проблемы.

Самым, пожалуй, актуальным вопросом современной психологии является вопрос: «Единая ли наука психология?» Одни психологи подчеркивают принципиальную необходимость в психологии разных - даже не совместимых друг с другом - точек зрения. В данном случае лучшим считается наибольшее количество разных интерпретаций одного и того же предмета и объекта в психологии. Другие доказывают, что все позиции должны быть сводимы к одной - иначе психология вообще не может являться наукой. Так, например, уверяется, что нельзя рассматривать психологию как неупорядоченный набор разномасштабных теорий, каждая из которых имеет право отстаивать уникальность собственного видения явления под названием “психика”, а надо определить новый единый предмет психологии. В данном утверждении ближайшей вершиной, на покорение которой нацелилась наука - человек как самоорганизующаяся система и роль психики (сознания) в ее самоорганизации. Иные грани в качестве предмета психологии выражаются такими понятиями, как: духовность, субъект, сознание и пр. [7, с.373].

В современной психологии остро ставится вопрос соотношения теоретического и практического знания в системе подготовки психологов. Также, важным является вопрос о том, является ли практика критерием истинности психологических теорий или, наоборот, теории выступают в качестве критерия оценки эффективности практической деятельности? Большинство, кто касается этого вопроса, уверяют, что теории строятся для нужд практики, а потому практика и определяет их истинность.

Спорным является и вопрос о социокультурном значении психологии. Периодически в кругах психологов возникает тема как еще недостаточной востребованности обществом психологических знаний, так и определенной неготовности психологов к решению актуальных социальных задач психологии.

В результате исследований сложилась мощнейшая оперативная психология: психологический инструментарий воспитания, образования, лечения человека методами педагогической, медицинской, клинической психологии, психотерапии и т.д. Тактическая психология успешно развивается с начала 60-х годов в форме психологии социальной, юридической, инженерной, где человек рассматривается в отношениях с другим человеком, группой лиц, техническими системами или окружающей средой. Тактическая психология изучает “ближний внешний круг” проблем человека, который существует в реальном времени и пространстве, и доступен для объективного измерения. Здесь успех приносит высокопрофессиональное научное знание Настоящего, к которому необходимо адаптировать человека. Указанное знание делает поведение человека адекватным времени и реальным отношениям в обществе.

Стратегическая психология изучает Будущее человека, точнее - “дальний внешний круг его проблем”, которых часто еще нет, но которые стремительно и неумолимо приближаются. Изменения в техносфере, в демографии, в структуре общества, в картине мира происходят так быстро, что недавняя фантастика становится реальностью без осознания этих изменений человеком. Осознание происходящих изменений, а ещё важнее, их предвосхищение - сегодня такой же залог выживания для человека, народа, государства, как недавно - сохранение вековых традиций.

Вопрос о социокультурной системе ценностей обращает внимание на то, что общепринятое разделение политического спектра на правых и левых неадекватно, так как имеет в своей основе только один критерий, и то не ясно, какой. В существующих классификациях нет места ни анархистам, ни либертарианцам, хотя и те и другие реально существуют.

Актуальны проблемы юридической психологии. Главные обсуждаемые проблемы - проблемы подготовки, личности и деятельности юридических психологов.

Актуален вопрос социально-психологических проблем искусства и СМИ. Искусство, особенно в аспекте его массового потребителя, а также современные СМИ, представляют серьезную, теоретически и особенно практически важную задачу для социальной психологии. Психологами решается вопрос, как предупредить и/или преодолеть некоторые из негативных последствий воздействия искусства и СМИ на человека.

В разделе «Психология и СМИ: свобода и ответственность» обсуждаются вопросы:

- возможность и необходимость психологического оснащения современной медиапродукции (телешоу, рекламы, политического PR и др.);

- роль СМИ в конструировании социальной реальности и картины мира человека;

- свобода выбора и способы манипулирования общественным сознанием;

- влияние СМИ на психическое и социальное здоровье нации и отдельного человека;

- «американизация» СМИ и ее последствия для культуры;

- проблема информационно-психологической безопасности и пути ее решения.

Отдельным блоком рассматривается конфликтология как социальное явление. Прежде всего, поставлена проблема междисциплинарности конфликтологического знания - сегодня конфликтологией занимаются не только психологи, но и социологи, и философы, и юристы. Хотя анализ конфликтной ситуации и связан с ситуационным подходом, активно развивающимся в психологии, тем не менее, многие научные деятели признают, что теоретические положения в области конфликтологии достаточно сильно отстают от уже достигнутого технологического уровня. Теория только описывает конкретные практические достижения, но не порождает существенно новых идей для развития существующей технологии.

Наиболее спорной и актуальной сегодня для психологов становится тема современных проблем психологии религиозного сознания. Отмечается, что практическая работа с верующими людьми невозможна без соответствующей теории. Поскольку существующие методы диагностики личности и большинство психотехник оказываются часто непригодными для верующего человека, то крайне актуальна разработка новых методов, согласующихся с христианским мировоззрением клиентов, особенно в решении многочисленных социальных проблем: наркомании, детской преступности и т.д.

Важна также такая современная и достаточно острая тема, как толерантность и профилактика экстремизма, в которой раскрываются проблемы психологии фундаментализма; психологии фанатизма; психологии терроризма; методологии толерантности. Прикладной аспект данной темы - разработка технологических методов формирования установок толерантного сознания у различных слоев населения.

И конечно, постоянно актуальной является применение психологии в образовании. В данном направлении акцентируется внимание на необходимости выделения в качестве самостоятельной новой отрасли психологического знания - практической психологии образования. По мнению научных деятелей, практическая психология образования может выступать в качестве методологии фундаментальной психологии. Возникают мысли о необходимости более тесной интеграции психологической и педагогической науки при проведении исследовании в области педагогической практики. При этом подчеркивается необходимость поиска и внедрения в практику психолого-педагогических исследований общих методологических основ, которые бы способствовали выработке единых методических подходов при организации и проведении подобных исследований.

В проблеме психологической безопасности в образовательной среде отмечена актуальность и практическая значимость категории «образовательная среда», понимаемая как условие развития участников учебно-воспитательного процесса дошкольного, школьного, высшего образовательных учреждений. Педагогами-психологами подчеркнута важность определения психологического качества образовательной среды для целей развития, обучения, воспитания. Предлагаются технологии сопровождения образовательной среды.

Привлекает много научного внимания такая отрасль как «психология личностного и профессионального развития педагогов». Психологами решаются проблемы причин профессионального выгорания педагогов школ с выделением типов педагогов по признаку взаимосвязи профессиональной успешности и такой личностной характеристики как стрессоустойчивость; проблемы разработки учебников по психологии для студентов непсихологических специальностей; вопросы психологизации процесса подготовки преподавателей высших учебных заведений через магистратуру и аспирантуру; проблема креативности как способности преподавателя высшей школы раскрыть методику изучения и технологию развития; проблемы изучения психологического портрета современного учителя школы с выходом на сравнительный качественный и статистический анализ учителей разных стран и регионов. Современные прогрессивные педагоги выделяют типы связей, складывающиеся в отношениях учителя к содержанию преподаваемых учебных дисциплин и к своим ученикам в процессе обучения.

Так же предлагаются методики выявления нравственно-этического компонента в структуре личности школьного учителя. Но все же, не смотря на все предпринимаемые действия в адрес поставленной проблемы, насущным остается вопрос взаимосвязи педагогов и психологов в поиске научных основ организации воспитательной практики в разных типах образовательных систем.

Таким образом, мы видим, насколько огромен круг проблем, стоящих перед современной психологией в научно методическом плане.

Перспективы и тенденции развития

Исходя им вышеперечисленных актуальных проблем психологии, определяются новые тенденции ее развития. Так, многие исследователи отмечают, что бихевиоризм, который был ведущей теоретической концепцией психологической науки в первой половине XX века, во второй половине столетия стал гораздо менее популярным среди психологов. В 1960-е годы начала интенсивно развиваться когнитивная психология и стала доминирующим направлением современной научной психологии. В современной психологии большую популярность приобрела гуманистическая психология, основанная на философии экзистенциализма, гуманизма и жизнетворчества.

Заметной тенденцией развития психологии во второй половине XX века стало усиление прикладной и практической психологии, формирование их как отдельных направлений психологии. Отсюда характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX века стало то, что границы между разными научными школами и направлениями постепенно стираются. Также современной тенденцией развития психологии стала значительная дифференциация психологических знаний и отраслей психологической науки, а также ее интернационализация. Отсюда возникла еще одна существенная тенденция современной психологии - превращение английского языка в язык межнационального научного общения психологов.

Как мы уже говорили, сейчас особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания. Это определяет новые перспективные направления в развитии психологии.

Одним из интересных направлений современной психологии является психология малых групп - исследование формальных и неформальных группировок, феноменов лидерства и групповой сплоченности. В последнее время новое значение приобрело исследование семьи как малой группы: выявление проблем возникновения и развития семьи, связанных с ее основными социально-психологическими функциями и задачами - рождением и воспитанием ребенка, экономической и эмоциональной поддержкой супругами друг друга и т.д.

Продолжает развиваться и психология личности, а именно представление о процессе и результатах социализации личности, понятия социальной установки, а также проблемы асоциального поведения личности.

В настоящее время в России серьезно пересматриваются предмет и задачи психологии. Колоссальные изменения в общественной структуре в постперестроечный период не могли не сказаться на этой самой общественной психологической науке. Появление большого количества неформальных групп в российском обществе, подъем национального и культурного самосознания людей, появление межэтнических конфликтов в нашем - некогда принудительно однородном - государстве, развернувшаяся политическая борьба всевозможных партий и коалиций - вот те реалии, которые призвана осмыслить сегодняшняя психология.

На данный момент можно выделить несколько актуальных тенденций развития современной психологии.

Во-первых, это построение новой системы анализа социальной реальности. Дело в том, что ранее в психологии в качестве научной базы доминировала парадигма преобразования. Это означало следующее: чтобы понять и объяснить человека как специфический объект исследования, его надо было воспитать, преобразовать, сформировать. Тем самым исключалась любая возможность анализа психологических конфликтов. В настоящее время в психологии формируется новая концепция исследования человека и общества, опирающаяся на универсальные закономерности, общие для мировой социальной психологии, и учитывающая исторические и культурные особенности общества.

Во-вторых, современная социальная реальность безусловно требует осмысления новых социально-психологических феноменов. В конце 80-х годов в мировом обществе стали чрезвычайно ярко проявляться межнациональные отношения, политические процессы, новые экономические отношения. В 90-х годах наблюдались широкомасштабные межнациональные конфликты, а также массовая миграция из регионов, охваченных подобного рода конфликтами. Это требовало своего анализа с точки зрения социальной психологии. Ибо для того, чтобы управлять социальными процессами, необходимо понимать их механизмы и закономерности. В настоящее время психология наций и народов - этнопсихология - представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль социальной психологии.

Кроме того, это время было также периодом активного развития политических процессов, к научному анализу которых социальная психология не была готова в своем прежнем виде. Чтобы ответить на запросы практики, наука должна была развивать свое предметное содержание, теорию, систему категорий и принципов, составивших впоследствии новую область социально-психологического знания - политическую психологию.

Самостоятельной сферой социально-психологического анализа стала область бизнеса и предпринимательства, изучающая нормы деловой культуры, отношение общества к предпринимателям, а также формы и методы взаимодействия на разных уровнях предпринимательства.

Современная социальная психология позволяет так повысить самооценку человека, чтобы он мог и сам радоваться своему труду и других людей радовать. Наиболее эффективным методом решения такого рода проблем являются социально психологические тренинги, которые в настоящее время активно развиваются во всем мире.

В-третьих, наблюдается возникновение новых тенденций в практической психологии. Прежде всего, значительно увеличился престиж практической психологии, ее развитие как самостоятельного научного направления, включающего в себя такие ветви анализа, как работа с персоналом в организации, политика, реклама, маркетинг, социально-психологический тренинг.

В-четвертых, развитие практических направлений психологии ставит в качестве одной из задач взаимодействие с мировой психологией. Большая часть современных методов социально-психологической теории и практики взята из зарубежного опыта. И, хотя категориальный аппарат социальной психологии универсален, существуют определенные культурологические различия в форме организации и проведения как теоретических исследований, так и практических методик. А посему такие области как психология рекламы, психология имиджа, психология паблик требуют своего переосмысления с точки зрения психологии российского общества. Тем более, что в отечественной психологии также разработаны оригинальные подходы к анализу феноменов коллектива и совместной деятельности.

Сегодня дифференциация наук на множество отраслей и возникновение специфических понятийных аппаратов этих отраслей затруднило практическое использование уже познанного - так же, как и последующее преображение человеком окружающего мира на основе познанного. Человек стал утрачивать видение общих для всех перспектив развития, а значит и цель, и смысл своей жизни.

Стала очевидной необходимость синтезировать все достижения человечества как в естествознании, так и в гуманитарных науках. Однако на какой основе осуществить синтез мировой культуры и науки, оставалось неизвестным. После середины двадцатого столетия возникла системология. Наука, в которой мир увидел первый шаг к синтезу всех достижений. Однако еще не был открыт так называемый первый элемент - структурообразующий фактор в строении материи и жизни. Было лишь известно, что мир, как и человек построен «по образу и подобию Творца».

Тогда взоры исследователей обратились к более пристальному изучению наследия мировой культуры, религий, мифов, с позиции системологии, поиску универсальных закономерностей строения и развития мира.

Так в конце двадцатого века возникла междисциплинарная наука Универсология, описывающая причинно-системное строение мира, а также роль и место в нем человека.

Так возникли предпосылки системной психологии, описывающей многоуровневый и многофакторный характер взаимообусловленности друг от друга человека и окружающего мира, а достижения в психологии открыли возможность интеграции отраслей психологии в интегральной психологии.

И, наконец, перед нами со всей очевидностью встают новые задачи психологии. Действительно, весь накопленный психологией опыт, теоретические постулаты и результаты конкретных эмпирических исследований связаны с анализом стабильного общества. А самая главная черта современного общества - его нестабильность. Поэтому перед психологией встает задача осмыслить этот новый социальный контекст, осознать характер происходящих преобразований и проблем восприятия социальной нестабильности, таких как глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов, выражающаяся в потере идеалов; изменение системы ценностей и возникновение нравственного вакуума; кризис идентичности, связанный с разрушением прежней системы социальных категорий, трудностями ее нового оформления.

Безусловно, решение этих нелегких задач - дело уже нового поколения психологов, которые откроют новые грани как уже исследованных проблем психологии, так и сделаю свои открытия в этой поистине неисчерпаемой науке, бесконечно глубокой, как внутренний мир людей, который она изучает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все сказанное, я хотела бы отметить, что в нынешней резко меняющейся социальной ситуации психология, стремясь выйти навстречу запросам практики, сосредоточившись на них, в своих методологических посылках не смогла существенно продвинуться к новым решениям, адекватным требованиям времени. Разрыв между теоретической и практической психологиями, а также нередкие проявления слабости последней перед лицом насущных человеческих проблем, породили притязания на замену методологических принципов, которые должны объединять психологическое сообщество, различными не совместимыми с ней версиями.

И самое главное - невозможно преобразовать общество, не поняв особенностей личности людей, его составляющих. Психика, играя в общественной жизни человека во всех ее сознательных, подсознательных и бессознательных проявлениях немаловажную роль, нуждается в том, чтобы ее научились понимать. Мир меняется, мир должен меняться, мир должен быть понят. И точно также должна быть понята изменившаяся психология человека в новых условиях изменившегося мира.

На мой взгляд, смысл психологии как науки состоит в том, чтобы попытаться понять, возможно, самую сложную частицу мира - психику человека. Что нами движет? Почему мы радуемся и страдаем, почему ведем себя именно так, а не иначе? Что заставляет нас желать нового? Почему порой мы не властвуем над своим поведением? Какова роль психики в истории? И отсюда возникает главный вывод - для того, чтобы с пользой для людей толковать психологические законы, психология должна их изучать и открывать. В этом и состоит ее главная задача. В этом и состоит специфика психологии как науки, которая неисчерпаема и изменчива, как неисчерпаема и изменчива сама суть человека. Это положение и определяет все проблемы, тенденции и перспективы развития психологии в начале ХХI века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: