Части, возвышающиеся над уровнем фигуры.




Несуществующее животное

Инструкция:

“Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем”.

 

Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с периодом прошлого.

На листе левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными элементами (депрессия, неуверенность, пассивность). Правая сторона (соответствует правой руке) и верх - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий.

 

Показатели и интерпретации

Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен на средней линии стандартного вертикального листа. Лист бумаги лучше брать белый или кремовый. Карандаш средней мягкости. Простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка на листе ближе к верхнему краю (чем выше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих, претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Центральная смысловая часть фигуры.

Голова или заменяющая её деталь: голова, повёрнутая вправо - устойчивая тенденция к действительности, почти всё, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повёрнута влево - тенденция к рефлексии, размышлению, не человек действия, лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинается реализацией. Нередко нерешительность, страх боязнь активных действий (что именно, необходимо выяснить дополнительно.

Положение в фас (т.е. голова направлена на рисующего) трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза. Глазам придаётся особое значение. Это символ присущего человеку страха. Это значительная особенность подчёркивается радужкой. Обратите внимание на отсутствие или наличие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры для женщин, для мужчин - женственные черты характера (с прорисовкой радужки совпадает редко). Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значимая деталь - уши. Соответствие прямое: заинтересованность в информации. Приоткрытый рот с прорисовкой языка (губ) трактуется как большая речевая активность. В сочетании с прорисовкой губ - чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как лёгкость возникновения страха и опасений, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная (огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение и порицание). Зачерченные рты округлой формы - боязливость и тревожность.

Увеличение (по сравнению с фигурой) головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно и эрудицию в себе и окружающих. На голове часто расположены дополнительные детали: рога - защита, агрессия (в сочетании с другими признаками агрессии - ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии - спонтанная или защитная ответная. Перья - тенденция к самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие причёски - чувственность, подчёркивание своего пола, а иногда - ориентировка на свою сексуальную роль.

3. Несущая, опорная часть фигуры - постамент, ноги, лапы. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и по форме. Основательность - обдуманность при ПР - опора на существующую информацию, значимую, существующее положение.

И, напротив, - поверхность суждений, легкомыслие, необоснованность выводов, особенно при отсутствии или почти отсутствии ног.

Обратить внимание на характер соединения ног с туловищем (корпусом): соединены точно, тщательно или слабо, небрежно или совсем не соединены. Это - характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов определённой части - это конформность суждений и установок, их стационарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда (соответственно необычности формы) даже творческое начало (в норме) или инакомыслие, ближе к патологии.

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры.

Могут быть функциями или украшениями: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветов. Первые - энергия, охват разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным, неразборчивым притеснением окружающих. Либо любознательность, участие в как можно большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлечённость своей деятельностью. Смелость - соответственно значению символа (щупальца, крылья и т.д.).

Второе - склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвост.

Выражает отношение к собственным действиям, поступкам, решениям, выводам и размышлениям, своей вербальной продуктивности судя по тому, повёрнут хвост вправо или влево на листе. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвоста. Движением вверх - уверенно, положительно, бодро или движением вниз - недовольство собой, подавленность, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.д. Особо обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные, разветвлённые. Вправо - по поводу своих действий или поведения, влево - по поводу своих мыслей, пропущенного момента, собственной нерешительности.

Контур фигуры.

По наличию или отсутствию выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки и затемнений контура). Это - защита от окружающих. Агрессивная защита, если она выполнена в острых углах. Со страхом и тревогой, если имеют место затемнения, запачкивания контурной линии. С опасением или подозрительностью, если поставлены щит, заслоны линии удвоены и т.д. Верхний контур - против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. старших по возрасту (родителей, учеников, руководителей, начальников). Нижний - против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у нижестоящих подчинённых, боязнь осуждения. Боковые - недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка в любой ситуации. То же самое - элементы защиты, расположенные по контуру, внутри него, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия.

Оценивается количеством изображённых деталей: только ли необходимых или также и усложняющих конструкцию (дополнительные). Много - выше энергии, наоборот - экономия энергии, застенчивость, органика, хроническое соматическое заболевание То же подтверждается характером линий - слабая, паутинообразная. Обратный характер линии не является полярным (жирная, с нажимом), обратный - это не энергия, а тревожность. Особо обратить внимание на резко продавленные линии, видные с обратной стороны (судорожный, высокий тонус рисующей руки) - резкая тревожность. Обратите внимание, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом (к чему привязана тревожность).

Оценка характера линий.

Дублирование, небрежность, неаккуратность соединений, островки находящих друг на друга деталей и линий, зачёркивание частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной очень сильно и т.п. - расценивается как при анализе пиктограмм. Также фрагментарность - линий и форм, незаконченность рисунка и оборванность.

9. Тематически - животные делятся на угрожающие и нейтральные (подобие льва, бегемота, волка или птицы, муравья, белки, кошки или собаки). Это отношение к своему я, представление о своём положении в мире, как бы идентификация себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное - представитель самого рисующего.

10. Уподобление животного человеку, начиная с постановки его в положение прямохождения (на 2 лапы вместо 4), кончая одеванием в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, лап на руки - свидетельство об инфантилизме, эмоциональной незрелости.

Степень агрессивности

Выражена количеством, степенью интенсивности и характером расположения острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, разящие клыки, зубы.

Сексуальные признаки.

Вымя, грудь, и т.д. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

13. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание открыть его другим.

14. Вмонтирование механических частей в живую часть животного, постановка на постамент, танковые или гусеницы, треножник или прикрепление к голове пропеллера, винта, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело и конечности, рукояток, клавиш, антенн и т.д. - шизоидность.

Творческие возможности

Обычно выражены количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала - принимает форму готового животного, существующего, которому приделываются такие же существующие детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не целых заготовок.

Название

Может выражать рациональное соединение смысловых составляющих (летающий заяц, бегемот). Другой вариант - словообразование книжное, с научным, иногда латинским суффиксом и окончанием. Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Второе - демонстративность разума, эрудиции. Встречаются поверхностно-звуковые, знаменующие легкомысленное отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы. Склонность к фантазированию, чаще всего защитного порядка - выражена непомерно длинным названием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: