Тема: Введение в дисциплину «Основы безопасной жизнедеятельности»




Основные вопросы темы:

1 Общая характеристика безопасности жизнедеятельности

2 Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖД)

3 Основные теоретические положения и понятия.

Введение: Одной из важнейших проблем современности является безопасность. Полностью безопасных условий не существует. Среда обитания человека характеризуется наличием опасных и вредных факторов. Они окружают человека в быту и на производстве, во время работы и отдыха, в любое время года. Поэтому когда возникает угроза жизни и здоровью человека, все будет зависеть от уровня его теоретической и практической подготовки. Общество всегда стремилось обеспечить создание условий для безопасной жизни человека. В прошлом ему для безопасности хватало знаний и навыков, однако в настоящее время в век НТР появилось много новых опасных факторов, влияющих на человека. Это обусловило необходимость повышения уровня знаний людей для повышения своей безопасности. Этим вопросом занимается наука безопасность жизнедеятельности.

1 вопрос. Общая характеристика безопасности жизнедеятельности.

История возникновения направления безопасности жизнедеятельности человека начинается с самого начала развития эпохи человечества. На заре человечества, когда не было техники и орудий производства, основой жизни было обеспечение выживания, то есть безопасность жизнедеятельности. Шли годы, менялись столетия но, несмотря на значительный прогресс в развитии техники и науки, вопрос выживания индивидуума и человечества в целом продолжает волновать ученых и являться одним из основных. Первобытный человек был тесно связан с природой. Наши предки не просто поклонялись растениям, животным, птицам, солнцу, ветру, воде, но и использовали свои знания о них для жизни в единстве с природой, поскольку именно природные опасности представляли наибольшую угрозу. Второй группой опасностей, которые представляли угрозу человеку со времен начала существования его на планете, были действия других людей. Войны, вооруженные конфликты, убийства, похищения, угрозы, террористические акты сопровождали и в наше время сопровождают развитие общества. Третьей на Земле появилась группа опасностей, которые исходят от объектов, созданных людьми, так называемых антропогенных факторов: машин, механизмов, химических и взрывчатых веществ, источников разного рода излучений, микроорганизмов. Эти опасности связаны со стремлением человека глубже познать себя и окружающий мир, создавать материальные блага и, как это ни парадоксально, с поиском большей опасности.

На протяжении всего периода существования человека повышение безопасности как одного человека, так и общества в целом всегда было одним из ведущих мотивов деятельности людей. По мере развития цивилизации влияние различных факторов, угрожающих существованию человеческих сообществ, приводило к качественным изменениям, в результате которых возрастала защищенность как самого человека, так и племени, рода, социума. Развитие техники и промышленности потребовало от человечества создания и закрепления положений, в которых были бы сформулированы основные требования по использованию различных орудий производства и технических систем. Эти положения способствовали выработке определенных требований безопасности к техническим системам и средствам производства, совокупное действие которых исключало риск не только для людей, имеющих с ними дело, но и общества. На всем протяжении развития цивилизации новые виды человеческой деятельности, уберегая человека от недостатка энергии, помогая поднимать урожайность и сохранять собранную продукцию, одновременно несли и новые опасности. Воздействие антропогенных опасностей при их значительных параметрах нарушают нормальную жизнедеятельность людей, вызывают аварии, приводящих к чрезвычайным ситуациям (ЧС) и катастрофам, в том числе и экологическим. Таким образом, к природным катастрофам постоянно добавляются антропогенные катастрофы, ущерб от которых сравним, а то и превосходит катастрофы природные, вызываемые стихийными бедствиями. Природные катастрофы имеют разную степень отрицательного воздействия факторов на различные регионы, страны и социальные группы. По мнению специалистов из университета Кларка (штат Массачусетс, США), стихийные бедствия обуславливают от 10 до 25% всех преждевременных смертей в развивающихся странах. В развитых странах этот показатель составляет от 3 до 5%, что в 4,5 раза меньше.

В абсолютных величинах, согласно оценкам специалистов шведского Красного Креста, в развивающихся странах число жертв стихийных бедствий выше почти вдвое, чем в развитых, а в наименее развитых государствах- в шесть раз. В некоторых случаях разрыв значительно больше.

В целом экономический однотипный урон от экологической катастрофы в развивающихся странах оценивается в 20-30 раз больше, чем в странах –членах Организации экономического сотрудничества и развития.

Можно считать достаточно обоснованным тезис о наличии весьма тревожной тенденции нарастания губительного воздействия опасных природных явлений и процессов. При всей специфике ситуаций в конкретных странах и регионах они обусловлены действием двух общих причин. Одна из этих причин напрямую связана с демографическими факторами и ускоренной урбанизацией- ростом народонаселения и концентрацией его и материальных богатств на сравнительно ограниченных территориях.

Другая причина заключается в изменении характера генезиса (происхождения) природных катастроф. В последнее время эти катастрофы вызывают не только океанические, геологические и иные естественные силы, но и хозяйственная деятельность человека, которая увеличивает их число и усуглубляет пагубное воздействие как на природу, так и на самого человека. В качестве примера отрицательного воздействия на сферу экономики нашего государства можно константировать, что в среднем по стране ежедневно отмечаются две серьезные аварии на трубопроводах, раз в неделю- на транспорте, ежемесячно- в промышленности.

Опасность усугубляется еще и тем, что в России 20% сейсмоопасных территорий, относящихся к зоне вечной мерзлоты.

Вторгаясь в природу, законы которой далеко еще не познаны и создавая все более мощные инженерные комплексы человечество формирует новую, чрезвычайно сложную систему, включающую техносферу, закономерности развития которой еще не изучены.Это в свою очередь, приводит к увеличению неопределенности информации о функционировании техносферы, риске возникновения технологических катастроф – крупномасштабных аварий в промышленности, энергетике, на транспорте, загрязнения биосферы высокотоксичными и радиоактивными отходами производства, угрожающего здоровью миллионов людей. Предотвратить такие аварии и катастрофы, обезопасить человека, уменьшить материальный, социальный и политический ущерб в среде обитания и призвана наука безопасность жизнедеятельности (БЖД).

На протяжении всей своей истории человечество стремится сделать жизнь удобной. В человеческом стремлении к познанию очень часто средства вытесняют цель, человек становится придатком к созданному им же, а его творения представляют угрозу для его самого.

2 вопрос. Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет БЖД.

БЖД- наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности. Можно привести немало примеров, которые, казалось бы, свидетельствуют о том, что благодаря приобретенным знаниям с развитием цивилизации уровень безопасности людей возрастает. Человечество преодолело эпидемии тифа, холеры, оспы, чумы, полиомелита. Средняя продолжительность жизни в развитых странах мира уже приблизилась к 80 годам и продолжает расти. Эти результаты достигнуты благодаря развитию медицины, берущей свое начало со времен Гиппократа (460-370гг. н.э.), который реформировал античную медицину, и Аристотеля (384-322гг.н.э.), который уже в те далекие времена изучал условия работы.

Безопасность жизнедеятельности как наука возникла в России в конце 80-х годов xx cтолетия и сейчас находится в стадии своего формирования. Ее становление и развитие опирается на научно-практические достижения в области техники безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, пожарной защиты, гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии и основывается на законах и подзаконных актах.

Таким образом, актуальность изучения БЖД обусловлена: во-первых, увеличением количества вредных воздействий в среде обитания, техносфере, социуме. Во-вторых, высокой интенсивностью труда, информационной нагрузкой. В третьих, антропогенным загрязнением среды обитания. Это обусловило необходимость повышения уровня знаний людей для обеспечения их безопасности. Этим вопросом занимается дисциплина под названием «Безопасность жизнедеятельности». Безопасность жизнедеятельности- это наука о сохранении здоровья и обеспечении безопасности человека в среде обитания. Это достигается путем выявления и индентификации опасных и вредных факторов, разработкой методов и средств защиты человека от их влияния в условияхбыта и производства, методов и средств защиты людей в условиях чрезвычайных ситуаций, а так же мер по ликвидации последствий таких ситуаций.

Цель дисциплины- дать будущим специалистам теоретические знания и практические навыки, необходимые для:

- создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

- прогнозирования последствий и принятие верных решений в чрезвычайных условиях, направленных на защиту населения и персонала объектов от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств массового поражения, а так же в процессе устранения этих последствий.

Учебная дисциплина «Основы безопасной жизнедеятельности» изучается на I курсе СПО в течении двух семестров. Всего на дисциплину отводится 117 часов, в том числе аудиторная учебная нагрузка 78 часов, на самостоятельную работу- 39 часов.

В конце первого семестра студент должен выполнить обязательную контрольную работу, после завершения изучения курса сдает зачет с оценкой. Содержание знаний дисциплины направлено на освоение знаний о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях, формирование ценностного отношения к своему здоровью, уважения к героическому прошлому России, ее вооруженным силам, готовности выполнить долг по защите Отечества, овладения навыками правильно оценивать ситуации опасные для жизни и здоровья, нести ответственность за свои действия.

ОБЖ – это интегрированная учебная дисциплина гуманитарно-технического направления. Объектом ОБЖ является безопасность человека во взаимодействии со средой обитания. Предмет ОБЖ изучает закономерности возникновения и проявления опасностей, угрожающих человеку,а также способы защиты от них.

Для того чтобы уяснить предмет ОБЖ Д необходимо рассмотреть понятие «безопасность» и «жизнедеятельность». Безопасность-это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз. Это сформулировано в законе РФ «О безопасности» от 05.03.92(№24446-1) Данное понятие отличается от термина выживания, первое- социальное, а второе –биологическое. Жизнедеятельность это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

3 вопрос. Основные теоретические положения и понятия

Учебная дисциплина ОБЖД опирается на научные положения многих наук и на свои теоретические положения (аксиомы):

-с момента появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей

-опасности причиняют вред здоровью человека

-профилактика опасностей и защита от них-актуальная проблема для личности, общества и государства

- обеспечение безопасности- приоритетная задача для личности, общества и государства

- абсолютной безопасности не бывает, всегда существует остаточный риск

Основные понятия ОБЖД:

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, информационных, социальных)

Биосфер а - область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия.

Техносфера - часть биосферы, преобразованная людьми с помощью воздействия технических средств для удовлетворения своих потребностей.

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб ей самой, людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасности могут быть реальными и потенциальными.

Реальная опасность – непосредственное воздействие вредных и опасных факторов на человека, среду обитания.

Вредные факторы - факторы, которые в определенных условиях могут стать причиной заболеваний.

Опасные факторы - факторы, которые при определенных условиях могут привести к травмам и нарушению здоровья.

Опасная ситуация - условие, при которых создается возможность несчастного случая.

Экстремальная ситуация – ситуация когда физические и психические нагрузки на человека достигают максимума, при этом он теряет способность к адекватным действиям.

Потенциальная опасность – возможность воздействия на человека опасных и вредных факторов.

Аксиома потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которое измеряется риском.

Риск - отношение нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

Индивидуальный риск – опасность для отдельного индивидуума.

Социальный риск – риск для группы людей.

Приемлемый (допустимый) риск – компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Вывод

БЖД обеспечивает общее образование в области безопасности и является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин по безопасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: