Студента: Лариной Камилы
Курса: IV
Группы: 42
Специальность 050146
Преподавание в начальных классах
Методист: Новикова Е.Э.
Москва, 2013
Информационный дидактико-технологический и методический модуль урока | ||
Дата | 31.01.2013 | |
Класс | 3 «Б» | |
Предмет | Окружающий мир | |
Тема | «Дорожные знаки» | |
Тип урока | Урок объяснения нового материала | |
Вид урока | Комбинированный урок | |
Государственный социальный заказ | ||
Во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ (Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года №529 – Постановление Правительства «О Городской целевой программе развития образования» («Столичное образование» - 2012 - 2017 гг.), ФГОС НОО. Добиваться: · применения различных форм, методов, средств, технологий при проведении образовательного урока; · качественного усвоения обучающимися 3 класса ГОУ СОШ № 1231 содержания урока по окружающему миру на тему: «Дорожные знаки». | ||
Ключевые определения | Дорожные знаки - это знаки, которые сообщают, предупреждают об опасностях дороги, о правилах движения. Сервис– обслуживание. | |
Межпредметные связи | Русский язык | |
Технологическая карта урока | |||
Триеди-ные дидакти-ческие цели | Образовательные цели: · Вспомнить правила безопасного поведения на дороге. · Познакомить обучающихся с дорожными знаками. · Учить распределять дорожные знаки на соответствующие группы. | Воспитательные (социализирующие, личностно ориентированные) цели: · Воспитывать трудолюбие и самостоятельность. · Воспитывать культуру поведения. · Воспитывать интерес к урокам окружающего мира. · Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. | Развивающие цели: Развитие мышления: · Развивать умение обобщать и анализировать. Развитие речи: · Развивать диалогическую и монологическую речь, развивать содержательность, понятность и выразительность речи. Развитие памяти: · Развивать произвольную, образную, словесно-логическую память. Развитие практических навыков: · Развивать творческие способности. |
Логическая структуризация | Обучающиеся | Учитель |
Целеполагание | · Создание содержательных и организационных условий для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект · Формирование способности обучающихся применять полученную информацию в решении поставленных задач. · Создание проблемной ситуации, установка на запоминание и практическое применение знаний. · Проведение анализаовладения знаниями по данной теме. · Оформление знаний, полученных на уроке, в виде устных или письменных заданий. · Представление задания, направленного на развитие знаний. | · Определение значимости представленного материала для каждого из обучающихся. · Развитие самооценки у обучающихся. · Формирование научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взгляды и убеждения. · Развитие познавательного интереса у обучающихся, творческих и познавательных способностей. · Высокое качество усвоения представленного материала, способствующее эффективному формированию личности. · Выполнение аналитических упражнений. |
Ключевые компетенции | Учитель | Учащиеся | |
Языковая компетенция | Воспитание чувства красоты родного языка. | Развитие логической связной речи. Расширение словарного запаса. | |
Коммуникативная компетенция | Повышение качества действий учителя, обеспечивающих эффективное установление контакта и взаимодействия с классом. | Овладение грамотной устной и письменной речью, техникой безопасности на уроках технологии, а так же знаниями, соблюдением и применением правил работы. | |
Профессиональная компетенция | Опыт разнообразной деятельности в коллективе, группе, команде. Опыт самоорганизации и самообразования, свободное творчество и развитие интересов, в том числе и профессиональных. | Формирование способности к постоянному самообразованию. | |
Познавательная компетенция | Умение работать с оборудованием, с учебниками, учебными материалами, научной литературой, со СМИ, с компьютером. | Готовность к развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. | |
Личностная компетенция | Формирование педагогической фасилитации как процесса позитивного влияния учителя на сознание и поведение обучаемого. | Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств. |
Организационная компетенция | Организация учителем учебного процесса, управление деятельностью обучающихся. | Умение организовать свою деятельность на уроке. |
Здоровье сберегающая компетенция | Создание таких условий, при которых обучающимся комфортно и безопасно работать на уроке, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, соответствие нормам санитарно-гигиенических условий. | Соблюдение правил техники безопасности во время учебного процесса. |
Основные дидактические принципы | · Принцип научности · Принцип доступности · Принцип наглядности · Принцип диалогичности |
Вид доски Начало урока Конец урока Демонстрация компьютерной презентации по теме урока | |
Литература | · Козловская Е. А., Козловский С. А. «Дорожная безопасность: учебная книжка-тетрадь для 3, 4 класса». Приложение к учебно-методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника»/ Под. Общ. Ред. Федорова В. А. – М.: Издательский дом. Третий Рим, 2002 · Муковникова О. Г. «Природоведение» 3 класс (Поурочные планы по учебнику Плешакова А. А. «Мир вокруг нас». Программа 1-4 класса). 2-е изд. Волгоград. «Учитель – А.С.Т.» · Орлов Ю. Б. «Правила дорожного движения! Учебное пособие для 4-6 классов 3-е изд. М.: Просвещение, 1981. · Плешаков А. А. «Окружающий мир» 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Плешаков А. А. 8-е изд. М.: Просвещение, 2002 – (Школа России). |
Структура образовательного урока | ||||
Этап урока | Дидактическо-методический деятельностный модуль, применяемый учителем | Алгоритм деятельности учителя | Инструментально-деятельностный ракурс обучения учаеников на блочно-модульной основе | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. Актуализация опорных знаний по теме урока. Сообщение темы и целей урока. | Целеполагание · Формирование общей цели деятельности. · Актуализация опорных знаний у обучающихся. Ключевые компетенции · Организационная компетенция · Коммуникативная компетенция · Здоровьесберегающая компетенция Применяемые технологии Технология традиционного обучения Методы · Словесный | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Камила Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - И для начала с вами вспомним правила дорожного движения. Посмотрите на доску. Из этих утверждений вам надо выбрать верные. Слайд 2. - Итак, первое утверждение. Ребята, сразу с вами договоримся: я спрашиваю только тех, кто поднимает руку. За правильный ответ вы получаете жетон. У кого наберется к концу урока больше всего жетонов, тот получит хорошую оценку за урок. Итак, как вы считаете, верно ли первое утверждение? - Из-за несоблюдения правил дорожного движения часто происходят несчастные случаи. Как вы думаете, что помогает водителям и пешеходам соблюдать ПДД? - Верно. И тема нашего сегодняшнего урока: «Дорожные знаки». | Целеполагание · Включение обучающихся в деятельность. Формирование компетенций · Организационная компетенция · Здоровьесберегающая компетенция Средства обучения · Методические указания учителя Методы · Словесный · Практический · Наглядный | Здороваются с учителем. Отбирают из утверждений, указанных на доске, верные. - Дорожные знаки. |
Системно-деятельностный этап. Объяснение нового материала Физкультминутка. Первичное закрепление нового материала. Дальнейшее закрепление пройденного материал | Целеполагание Формирование знаний по новой теме. Ключевые компетенции · Профессиональная компетенция · Коммуникативная компетенция · Личностная компетенция Применяемые технологии · Технология традиционного обучения с элементами развивающего Применение методов Словесный · Наглядный · Практический Целеполагание: - Организация учителем учебного процесса, управление деятельностью обучающихся - Владение материалом, ситуацией в классе. - Создание условий для усвоения обучающимися нового материала по теме урока. Ключевые компетенции: - Организационная - Профессиональная Применяемые технологии: - Технология традиционного обучения с элементами игровой Применяемые методы: - Словесный - Практический - Наглядный | - Сегодня мы познакомимся с некоторыми дорожными знаками. А что же такое дорожные знаки? Слайд 4. - Хорошо. Ребята, дорожные знаки делятся на разные группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные и знаки сервиса. Слайд 5. Первая группа знаков называется «Предупреждающие знаки». Как вы думаете, почему они так называются? -Верно, эти знаки предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги. Они представляют собой белые треугольники с красной каймой. Слайд 6 - Смотрите: этот знак предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. Вот этот знак предупреждает, что впереди ведутся дорожные работы. Этот знак говорит нам о том, что на дорогу могут выбежать дикие животные. Этот знак предупреждает о прочих, то есть других опасностях. Скажите, о чем нас предупреждает этот знак? - Правильно. (Комментарий) Вторая группа знаков - «Запрещающие знаки». Слайд 7 - Эти знаки что-либо запрещают водителю. Например, въезд, остановку, обгон. Они представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечёркивающая линия. Кто знает, что означает этот знак, поднимите руку. - Верно, он запрещает въезд. Вот этот знак запрещает движение. Этот знак запрещает обгон. И этот знак запрещает подачу звукового сигнала. - Переходим к следующей группе знаков - «Предписывающие знаки». Они сообщают, кому и в какую сторону, можно двигаться и с какой скоростью. Они представляют собой синие круги с белым рисунком. Слайд 8 - Что показывает первый знак? (Этот знак показывает движение прямо.) Второй? (Этот знак показывает движение направо.) Третий? (Этот знак показывает движение налево.) Молодцы! - Далее следуют «Информационно-указательные знаки». Они сообщают о месте пешеходных переходов, остановок. Большинство этих знаков - синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками. Слайд 9. - Какой из этих знаков сообщает нам, что здесь пешеходный переход? Хорошо. Вот этот знак означает, что здесь место остановки автобуса или троллейбуса, а этот сообщает о месте остановки трамвая. - Ребята, вы видите, как много разных знаков! У нас осталась последняя группа знаков. Может, кто-то из вас особенно меня слушал и запомнил название этой группы знаков? – Ребята, это знаки сервиса, то есть обслуживания или услуги, которые подсказывают водителю, где можно поесть, отдохнуть, починить машину или позвонить. Слайд 10. - Давайте попробуем догадаться, что означает каждый из этих знаков. Итак, первый знак. (Этот знак означает автозаправочную станцию.) Второй знак. (Этот знак – телефон.) Третий. (Этот – пункт питания.) Последний. (И этот знак означает пункт первой медицинской помощи.) Молодцы! - Итак, ребята, теперь мы с вами знаем разные группы дорожных знаков. Вспомним ещё раз их названия. Слайд 11. «Автомобили»: Проснулись, потянулись. Заводим мотор. Проверяем ремни безопасности. Проверяем тормоза. Поехали. - Ребята, дорожные знаки в разных странах одинаковые. Как вы думаете, почему? Слайд 12. - Правильно. Знаки в разных странах одинаковые, для того чтобы быть понятными любому человеку, даже если он приехал из другой страны. - Хорошо. Теперь откроем рабочие тетради на странице 6. Обратите внимание на упражнение 1. Вам нужно выписать номера дорожных знаков каждой группы. Выполняйте самостоятельно, если возникнут трудности, вы можете обратиться к учебнику (стр.). На выполнение задания я вам даю 5 минут, а потом мы вместе проверим. (Учитель проверяет правильность выполнения данного задания.) - Хорошо. Теперь давайте разделимся на 3 команды: 1 ряд – 1 команда и т. д. Мы немножко поиграем. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Команда, набравшая больше количество очков, получит хорошую оценку. Но есть условия: вы не выкрикиваете ответ с места, я спрашиваю только тех, кто поднимает руку. Если будете кричать, то ваша команда не получит балл, даже если ответ верный. - Итак, сейчас потренируем вашу память: постарайтесь запомнить как можно больше дорожных знаков, нарисованных в учебнике. Я даю вам минутку. - Теперь закройте все рабочие тетради и учебники. Я буду показывать знак каждой из команд, и участники именно этой команды должны дать мне ответ. | Целеполагание · Формирование высокого уровня эмоциональной включенности и заинтересованности личности каждого ученика. Формирование компетенций · Познавательная компетенция · Коммуникативная компетенция Средства обучения Методические указания · Компьютерная презентация Методы · Словесный Наглядный · Практический Целеполагание: -Практическое применение знаний, полученных обучающимися на уроке. - Воспитание культурного поведения на уроке. - Умение организовать свою деятельность на уроке. Формирование компетенций: - Познавательная - Организационная Средства обучения: - Методические указания учителя - Информационные источники - Компьютерная презентация Методы: - Словесный - Практический - Наглядный | - Дорожные знаки - это знаки, которые сообщают, предупреждают об опасностях дороги, о правилах движения. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы учеников. - Для того, чтобы быть понятными любому человеку. Выполняют задание. |
Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании | Целеполагание: - Умение оценивать собственные профессиональные возможности и применять их на практике Ключевые компетенции: - Профессиональная - Организационная Применяемые технологии: - Технология критического осмысления Применяемые методы: - Словесный | - Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? - Что такое дорожные знаки? - Какую работу выполняют дорожные знаки? - На какие группы делятся дорожные знаки? - Верно. Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. В учебнике читаете со стр. 14 по 17, в тетради стр. 6 упр. 2. Творческое задание: придумайте и нарисуйте новый дорожный знак, объясните его значение, и к какой группе он относится. - Ребята из победившей команды, могут подойти с дневниками за оценками. | Целеполагание: - Обобщение и систематизация полученной информации - Умение организовать свою деятельность на уроке Формирование компетенций: - Коммуникативная - Организационная Средства обучения: - Методические указания учителя - Вопросы учителя Методы: - Словесный - Практический | - О дорожных знаках. - Дорожные знаки - это знаки, которые сообщают, предупреждают об опасностях дороги, о правилах движения. Ответы детей. - Дорожные знаки делятся на запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно-указательные и знаки сервиса. Дети записывают домашнее задание. |
Учитель:
Методист:
Оценка: