Книжный своп «В кругу друзей»




Отдел методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫМЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(методико-информационный сборник,

Исправленный и дополненный)

Тула, 2022

Составление и компьютерный набор текста:

Бобкова Т.В. – методист отдела методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области ГУК ТО «РБИК»

 

Ответственный за выпуск:

Сидорова Л.В. – заведующий отдела методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области ГУК ТО «РБИК»

 

Современные формы мероприятий для детей и подростков: методико-информационный сборник, исправленный и дополненный / ГУК ТО «РБИК», отдел методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области. – Тула, 2022. – 49 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

БАТЛ ЛИТЕРАТУРНЫЙ.. 5

БИБЛИОКАФЕ.. 6

БИБЛИОПЕРФОРМАНС.. 8

БИБЛИОПЛЕНЭР.. 10

БУК-СЛЭМ (BOOK SLAM). 12

БУЛЬВАР БИБЛИОТЕЧНЫЙ.. 14

ГАНДИКАП ЛИТЕРАТУРНЫЙ.. 15

ДИВЕРТИСМЕНТ.. 17

ЖУРФИКС БИБЛИОТЕЧНЫЙ.. 19

КАРАОКЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ.. 20

КВЕСТ.. 22

КВИЗ. 26

КВИЛТ БИБЛИОТЕЧНЫЙ.. 29

МАРАФОН ПОЭТИЧЕСКИЙ.. 31

ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЕ.. 32

ПЕЧА-КУЧА ЛИТЕРАТУРНАЯ.. 34

ПОДКАСТ.. 35

СВОП КНИЖНЫЙ.. 37

СВОЯ ИГРА.. 38

СТОРИСЕК.. 40

СТОРИТЕЛЛИНГ.. 42

ТЕАТР КНИГИ ТЕНЕВОЙ.. 45

ФЛЕШБУК.. 46

ФОТОКРОСС.. 47

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Все чаще библиотеки позиционируют себя как творческие учреждения культуры, которые привлекают читателей нетрадиционными формами информационных и культурно-досуговых библиотечных мероприятий. Практика показывает, что сегодня библиотеки стали активно перенимать опыт учреждений других сфер деятельности, где положительно зарекомендовали себя те или иные форматы мероприятий. Чаще всего это развлекательно-досуговая сфера, искусство и спорт, бизнес.

Такие мероприятия без преувеличения можно называть креативными, инновационными в библиотечной сфере, поскольку при подготовке специалистами учитывается не только их информационная значимость, в основе которых лежит книга, но и интересы пользователей с потребностью в наличии интерактивных форм. Понятие интерактивности в переводе с английского языка трактуется как взаимодействие. Взаимодействие в процессе мероприятия делает его запоминающимся для участников и подразумевает совместную деятельность, обмен знаниями и идеями в формате диалога, что в свою очередь делает мероприятие ярким, эмоциональным и стимулирует навыки творческой деятельности.

Эта тенденция актуальна прежде всего при подготовке мероприятий для детей и подростков. Эффективность мероприятий для данной аудитории зависит от выбранной формы, наличия живого общения с читателем, степени вовлечения его в различные виды деятельности через дискуссии, игры, конкурсы, использование визуализации.

Методико-информационный сборник «Современные формы мероприятий для детей и подростков» подготовлен для специалистов библиотек всех типов и видов с целью информирования о современных и наиболее популярных формах проведения мероприятий среди детей и подростков. Пособие содержит материал из работ участников конкурса профессионального мастерства «БиблиоКреатив: современные формы работы с детьми и подростками», который проводился Отделом методического и проектного развития библиотек Тульской области ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс» в 2020-2021 гг. среди специалистов библиотек Тульской области, обслуживающих детей и подростков, и других регионов России.

Сборник содержит описания 24-х форм мероприятий, снабженных списком ссылок на актуальные ресурсы сети Интернет. Описание формы включает: характеристику формы мероприятия, традиционное использование формата в других сферах, степень актуальности для групп пользователей, основные этапы подготовки мероприятия, временные характеристики и т.д. Кроме того, в сборнике представлены ссылки на готовый сценарий в сообществе конкурса БиблиоКреатив (https://vk.com/bibliokreatyvtula).

Сборник будет ежегодно обновляться и дополняться новыми формами мероприятий.

БАТЛ ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Слово «battle» английского происхождения, в переводе означает «бой, битва». В общем «батл» толкуется как состязание в мастерстве исполнения. В орфографическом словаре русского языка этого слова нет. В 2019 году орфографический ресурс Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, именующийся «Академосом», зафиксировал написание слова «батл» с одной согласной «т». Предложенный вариант носит рекомендательный характер.

Такая форма соревнования произошла от словесных поединков, в которых состязались два рэпера, сохраняя заданные рифму и ритм (рэп-батлы).

В настоящее время форма «батла» очень популярна в молодежной среде. Формат легко адаптируется для применения другими возрастными группами (детьми, старшим поколением), а также может быть модифицирован в зависимости от отраслевой принадлежности. Например, существуют научные, танцевальные, театральные, кулинарные, литературные, поэтические батлы и др.

В библиотеках проводятся литературные или поэтические батлы, хотя не исключено использование других видов состязаний.

Мероприятие требует большой подготовки со стороны выступающих. Формат проведения не должен быть строгим, он предусматривает активное участие аудитории, поддержку участников, громкие возгласы, аплодисменты, сопровождение музыкой. Это — творческий ринг для самых ярких и самых смелых. Участники поединков могут быть различны: жители, соревнующиеся в прочтении литературных произведений, молодые поэты, юные чтецы, участники литературных объединений, оппонирующие друг другу, родители и дети со своими предпочтениями в литературе и др. Обычно батлы проходят в виде поединков двух команд. Победитель определяется аплодисментами публики. Чем больше людей принимают участие в батле, тем зрелищнее выглядит это мероприятие.

Подобное мероприятие будет позиционировать библиотеку как открытую площадку для выражения своих литературных пристрастий, особенно в молодёжной среде.

Источники

1. Баттл: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Викисловарь: свободная энциклопедия: многоязычный открытый словарь. — 2004-. — URL:

https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%BB (дата обращения: 18.07.2022).

2. 10 интерактивных форматов проведения мероприятий в библиотеке: [статья]. — Текст: электронный // Библиошпаргалка: [паблик в социальной сети ВКонтакте]. — URL: https://vk.com/@biblio_help-10-interaktivnyh-formatov-provedeniya-meropriyatii-v-bibliot (дата обращения: 18.07.2022).

3. Морозова С.П. Литературный баттл как инновационная форма проведения массовых мероприятий / С.П. Морозова. — Текст: электронный // Современный урок: [всероссийский педагогический журнал]. — URL: https://www.1urok.ru/categories/4/articles/9636 (дата обращения: 18.07.2022).

4. Орфографический академический ресурс «АКАДЕМОС»: [электронный словарь Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН]. — Москва, 2016-. — URL: https://orfo.ruslang.ru/search/word (дата обращения: 18.07.2022). — Текст: электронный.

5. Панкова Е.И. Театрализованные дискуссионные формы в деятельности студенческих научных обществ / Е.И. Панкова. — Текст: электронный // Вестник ТГУ: [журнал Томского государственного университета]. — 2018. — №7 (177). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannye-diskussionnye-formy-v-deyatelnosti-studencheskih-nauchnyh-obschestv (дата обращения: 18.07.2022).

Поэтический батл «Верные друзья мои – стихи» (по творчеству ясногорской поэтессы Т.В. Пахалович)

Организатор: Детский филиал МУК «Ясногорская центральная библиотека им. В.В. Вересаева», г. Ясногорск Ясногорского района Тульской области.

Цель мероприятия: формирование у детей дошкольного возраста интереса к литературе малой родины через творческую деятельность, книгу и интерактивные формы проведения мероприятий.

Фрагмент мероприятия

Ссылка на материалы мероприятия: https://vk.com/@bibliokreatyvtula-konkursnaya-rabota-yasnogorskogo-detskogo-filiala-literaturn.

БИБЛИОКАФЕ

Библиокафе — это игровой вариант библиотечно-информационной работы. Откуда появилась эта идея? Достаточно вспомнить, что книга — тоже пища, только пища для ума и для души. Любители книг их просто «проглатывают», а информацию большинство читателей «переваривают». И практически у каждого есть та самая «вкусная книга», которую читаешь и получаешь истинное наслаждение, а закрываешь последнюю страницу с сожалением. Совместив все это в библиотеке — получаем библиокафе.

В день мероприятия зал библиотеки превращается в настоящее кафе, которое гармонично сочетает в себе основные элементы и того, и другого. Вместо блюд посетителям подают книги. Пространство библиотеки оригинально оформляется. Здесь можно увидеть сервированные столы, накрытые скатертью, «салфетки» с цитатами из книг. Библиотека составляет меню в соответствии с литературными вкусами своих читателей и размещает его на страницах красочных буклетов. Ассортимент блюд может быть самым разнообразным: от информационной закуски из периодической печати, выписываемой библиотекой, до кулинарных шедевров российских и зарубежных авторов, от сказочных десертов для малышей до «кофе из книжных зерен» для гурманов литературы и другие «изюминки». Посетители могут оставить «чаевые» на блюдце – свои пожелания и отзывы.

В библиокафе всегда царит непринужденная обстановка, играет музыка. Это место духовного отдыха с книгой, способствующее спокойному разговору присутствующих о чтении, с использованием интерактивных игровых элементов.

Библиокафе очень интересно можно обыграть в онлайн-формате, предлагая посетителям ознакомиться с литературным меню на год, сезон, месяц, неделю и предлагая различный контент по определенным книгам, авторам, жанрам, организуя эмоциональный отклик в виде игровых элементов, комментариев и др.

Подобная нетрадиционная подача информации способствуют развитию познавательного интереса к чтению, особенно у детей и подростков, организации их досуга и общения, привлечению в библиотеку новых пользователей.

 

Источники

1. Библиокафе «Читать подано!»: [статья о мероприятии]. — Текст: электронный // Библиотечная фея: [библиотечный блог]. — 2017. — URL: https://biblio-feja.blogspot.com/2017/06/blog-post.html (дата обращения: 18.07.2022).

2. Осипова Н. Библиокафе «Вкусная книга»: в Торханской сельской библиотеке прошел день открытых дверей в рамках «Библионочи-2018»: [статья о мероприятии] / Н. Осипова. — Текст: электронный // Шумерлинский район Чувашской Республики: [официальный сайт муниципального округа]. — URL: https://shumer.cap.ru/news/2018/04/23/bibliokafe-quotvkusnaya-knigaquot-v-torhanskoj (дата обращения: 18.07.2022).

3. Полутина Е.В. Библиокафе как инновационный метод привлечения населения в библиотеки: [статья в сборнике материалов конференции] / Е.В. Полутина, Е.А. Родина. — Текст: электронный // XLIV Огаревские чтения: материалы научной конференции: в 3 частях, Саранск, 08—15 декабря 2015 года. — Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2016. — С. 149—152. — URL:

https://elibrary.ru/download/elibrary_26380219_29357583.pdf (дата обращения: 18.07.2022).

 

Библиокафе «Паровозик из Ромашково»

Организатор: Детская библиотека им. З.И. Воскресенской МКУК «Узловская городская централизованная библиотечная система», г. Узловая Узловского района Тульской области.

Цель мероприятия: популяризация детской литературы среди учащихся начальных классов посредством использования инновационной формы массовой работы – библиокафе.

Видеопрезентация мероприятия

Ссылка на материалы мероприятия: https://vk.com/@bibliokreatyvtula-konkursnaya-rabota-uzlovskoi-detskoi-biblioteki-im-zi-voskre.

БИБЛИОПЕРФОРМАНС

Слово «перформанс» пришло в русский язык из английского и означает «исполнение», «спектакль», «представление», «выступление». Имеются некоторые особенности слова в произношении и написании второй буквы «р»: согласно орфографическому словарю она пишется, но не произносится в устной речи, как и на языке оригинала.

Перформанс — вид современного искусства, который подчеркивает процесс творчества отдельного лица или группы лиц (перфомаров) в конкретное время в конкретном месте. Это действие, разыгрывающееся не в театре, но при этом способное объединять театр с самыми разными видами искусства, в т.ч. и в современных форматах. Перформар часто не является актером, но становится главной частью представления и имеет прямое отношение к представляемым объектам и ситуациям.

Перформансом часто называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. В этом случае его можно повторять снова и снова, свободно меняя «актеров».

В библиотеках, особенно в детских, уже давно используют данный формат, предлагая своим пользователям интерактивные театрализованные представления, когда герои книг «оживают» на глазах у публики, рассказывают свои истории, проводят игры, активно вовлекают в действо. Достаточно часто и дети, и взрослые становятся участниками таких мероприятий, когда библиотекой организуются заранее подготовленные или импровизированные постановки. Только при подготовке библиоперфоманса не нужно забывать, что это вид искусства, поэтому и само мероприятие должно быть настоящим представлением, пускай и не профессиональным. А также при проведении перформанса необходимо сделать акцент на «живые» композиции с символическими атрибутами, жестами и позами, например, использовать «живые» книги.

Еще один вариант библиотечного перформанса — это встреча с творческим человеком (писателем, актером, художником и др.) или коллективом, когда на глазах зрителей «оживает» литературное произведение, или создается картина, не исключено, что при их активном участии.

Но при этом отличительной чертой перформанса является уникальность действия, завязанного на времени и месте, некой провокативности, яркой социальной направленности и игровом аспекте. В этом случае библиотечные перформансы могут стать неповторимой частью многих мероприятий: дней открытых дверей, поэтических акций, литературных фестивалей, литературных вечеров и т.д. Необходимо отметить, что учитывая эту особенность перформанса, его по праву можно отнести к разновидности акции сродни флешмобу. Тогда это будет уникальное представление, направленное на активное вовлечение публики в него.

Такая форма мероприятия, безусловно, придется по вкусу детям и молодежи, которых всегда привлекают необычные формы мероприятий, предусматривающие их активное участие.

 

Источники

1. Изместьев И.В. От перформанса до флэш-моба: постмодернистские формы массовой работы в публичной библиотеке: [статья] / И.В. Изместьев. — Текст: электронный // Постсовременная библиотека: библиотечный блог о «гибридной» (бумажно-цифровой) библиотеке эпохи постмодерна. — URL: https://postlibperm.blogspot.com/2010/06/blog-post_221.html (дата обращения: 21.07.2022).

2. Как поставить литературный перформанс в школе: [проект-призер межрайонного этапа]. — Текст: электронный // МГК 2022: [сайт Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ 2021-2022 гг.]. — URL: https://mgk.olimpiada.ru/work/10627/mrsd/ (дата обращения: 21.07.2022).

3. Лоневская Л. Новые термины и некоторые формы работы: [статья] / Л. Лоневская. — Текст: электронный // Просто библиоблог. — URL: https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2017/09/blog-post.html (дата обращения: 21.07.2022).

4. Новые термины и интересные формы массовой работы в библиотеке: [методические рекомендации]. — Текст: электронный // Звериноголовская центральная районная библиотека: [официальный сайт учреждения]. — URL: https://zcrb.kurg.muzkult.ru/media/2019/05/19/1261631928/Novy_e_terminy_i_interesny_e_formy_massovoj_raboty_v_biblioteke.pdf (дата обращения: 18.07.2022).

5. Перформанс: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Академик. Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL: https://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81&from=ru&to=xx&did=&stype= (дата обращения: 20.07.2022).

6. Перфоманс: [статья]. — Текст: электронный // Культура.РФ: [сайт о культуре России]. — URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/performans/?ysclid=l5taojxscc256913662 (дата обращения: 18.07.2022).

7. «Перфоманс» или «перформанс» как пишется?: [краткая статья]. — Текст: электронный // Как пишем: образовательный сайт. — URL: https://kakpishem.ru/pishem-pravilno-slova/perfomans-ili-performans.html (дата обращения: 21.07.2022).

 

Библиоперфоманс «Герои любимых книг»

Организатор: Центральная библиотека МБУК «Милютинская межпоселенческая центральная библиотека» («Комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО)»), ст. Милютинская Милютинского района Ростовской области.

Цель мероприятия: развитие интереса детей к чтению в летний период через театрализованные представления и интеллектуальные виды досуга.

Ссылка на материалы мероприятия: https://vk.com/@539983549-mbuk-milutinskaya-mezhposelencheskaya-centralnaya-biblioteka

 

БИБЛИОПЛЕНЭР

«Пленэр» — это французское слово, в переводе от en plein air означает «на открытом воздухе». Этот термин пришел к нам из живописи и подразумевает написание картин не в мастерской, а на природе, при естественном освещении.

На пленэре художник за ограниченное время должен изобразить на картине все богатство изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей среды. Рисовать можно в любой технике: красками, простым карандашом, маркерами, пастелью или любым другим материалом.

Сейчас данный термин используется не только в живописи, но и в фотографии, а также при проведении библиотечных мероприятий.

В библиотеке любой пленэр — это микс, включающий тематические выставки и выставки книжных новинок, познавательные беседы и экскурсии, мастер-классы и подвижные игры, интерактивные викторины и дискуссионные форматы, музыкальные конкурсы и конкурсы изобразительного искусства, буккроссинг и, конечно, чтение книг. Мероприятие может проводиться как на улице, так и в помещении. Но что может полезней чтения на свежем воздухе! Время проведения пленэра может быть ограничено часами или днями, т.е. проведено одно крупное мероприятие в один день или распределено на несколько, идущих подряд, а может быть это будут выходные дни одного месяца или всего лета и т.д.

Библиотека на своей или чужой территории, в парке встречает любителей книги, чтобы неформально пообщаться с читателями на интерактивных площадках, дать желающим возможность публично читать свои стихи и вспоминать строки произведений любимых авторов, организовать знакомство с библиотекой во всех её современных проявлениях для потенциальных читателей, семей с детьми. Можно организовать тематический библиопленэр, который, будет, например, «вкусным» (День мороженого, День молока), юмористическим (День рождения пирата, День сони), познавательным (День зубной щетки) и другие.

Такой формат мероприятия делает любую библиотеку видимой, слышимой и узнаваемой для всех жителей того или иного населенного пункта.

 

Источники

1. «Литературный пленэр» вместе с «Пушкинкой»: [статья на сайте о мероприятии]. — Текст: электронный // БУК Омской области «Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина»: [официальный сайт]. — 2017. — URL: https://omsklib.ru/Novosti_biblioteki/fjk9rekn5u (дата обращения: 18.07.2022).

2. Окружная Т. Городская среда под открытым небом: летние библиопленэры / Т. Окружная // Библиотека. — 2018. — № 3. — С. 69—72.

3. Пленэр: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Академик. Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2536/%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8D%D1%80 (дата обращения: 18.07.2022).

 

Библиопленэр «Мы рисуем безопасность на дороге»

Организатор: Воловский детский филиал МКУК «Воловская районная централизованная библиотечная система», п. Волово Воловского района Тульской области.

Цель мероприятия: привлечь детей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди сверстников.

Ссылка на материалы мероприятия: https://vk.com/@bibliokreatyvtula-konkursnaya-rabota-volovskogo-detskogo-filiala-biblioplener.

 

БУК-СЛЭМ (BOOK SLAM)

Слово «слэм» в переводе с английского имеет много значений, например, хлопок, удар, критика и др. В настоящее время существуют разные виды слэмов:

- Slam Dance (танцы в стиле cлэм) — активные танцевальные действия публики на концертах, при которых люди толкаются и врезаются друг в друга (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/589099);

- Science Slam (научный слэм) — научные соревнования молодых учёных (https://vk.com/scienceslamrussia);

- Литературный слэм — формат творческого вечера, конкурса литературных произведений (https://vk.com/lit_slem_bel);

- Poetry Slam (поэтический слэм) — творческое соревнование поэтов с декламацией своих стихов (https://vk.com/slamkrsk);

- Book Slam (бук-слэм) — мероприятия, направленные на популяризацию книги и чтения (https://m.vk.com/public184807062).

Слэмы, связанные с книгой и чтением, больше напоминают формат стендапа (StandUp), и являются не сколько соревнованием (как батл), а больше выступлением со своим «сочинением» на публике.

Бук-слэмы в библиотеке все-таки чаще проводятся как соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги. Эта форма была придумана доктором филологии Стефани Джентгенс с целью исследования детской и юношеской книги. Для рекламы выбранной книги можно подготовить выступление, эссе, плакат, рисунок, презентацию, ролик, буктрейлер, в т.ч. онлайн, в сети Интернет, например, в социальных сетях. Участники могут разделиться на команды, а могут выступать индивидуально. Каждая презентация может оцениваться жюри или публикой по определённой шкале и выбранным критериям (качество исполнения, восприятие текста, эмоциональный посыл и др.).

Успех бук-слэма в подростковой и молодежной среде связан с игровым характером мероприятия, возможностью использования современных технологий для подготовки и представления работ, и, как следствие, преобладанием визуальной информации.

Подобные форматы позволяют расширить пространство библиотеки за ее стены и упростить общение с читателями, особенно с молодежью.

 

Источники

1. Агбабова Э.В. Book Slam «Раскрытые в детстве страницы»: [статья о мероприятии] / Э.В. Агбабова. — Текст: электронный // МБУК «Георгиевская централизованная библиотечная система»: [официальный сайт]. — URL: https://biblioteka-geo.ru/39-kalejdoskop-sobytij-2018/1231-book-slam-raskrytye-v-detstve-stranitsy.html (дата обращения: 18.07.2022).

2. Book Slam: [статья]. — Текст: электронный // БиблиоTime: Виртуальный кабинет научно-методического отдела «Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского». — URL: https://metodizi.blogspot.com/p/book-slam.html (дата обращения: 18.07.2022).

3. Как проводить слэмы библиотекарю и еще раз про слэм в Троицке: [статья о мероприятии]. — Текст: электронный // Портал Марины Волковой. — 2016. — URL: https://mv74.ru/blog/archives/kak-provodit-slemy-bibliotekaryu-i-eshhe-raz-pro-slem-v-troicke/?ysclid=l5qt1vgd7871751497 (дата обращения: 18.07.2022).

4. Сахаренкова Р.С. Новые формы культурно-массовой работы: [статья из блога] / Р.С. Сахаренкова. — Текст: электронный // Библиотечный навигатор: Блог инновационно-методического отдела центральной городской библиотеки им. Н.А. Некрасова МУК ЦБС г. Краснодара. — URL: https://libkrasnodar.blogspot.com/2019/04/blog-post.html (дата обращения: 18.07.2022).

5. Слэм: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Академик. Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/589099 (дата обращения: 18.07.2022).

6. Современные формы продвижения чтения в библиотеке: [статья]. — Текст: электронный // Справочник руководителя учреждения культуры: [сайт журнала]. — 18 мая 2018. — URL: https://www.cultmanager.ru/article/8039-18-m05-18-sovremennye-formy-prodvizhenie-chteniya-v-biblioteke (дата обращения: 18.07.2022).

 

Бук-слэм «Читают все!

Организатор: Обособленное подразделение Детская библиотека МБУК «Новомосковская библиотечная система», г. Новомосковск Тульской области.

Идея мероприятия: в ситуации утраты интереса у подрастающего поколения к книге перед руководителями детским чтением стоит задача изменить ситуацию, используя современные формы. Рекламная кампания бук-слэма пробуждает у участников соревновательный дух и желание перечитать книгу.

Ролик по итогам бук-слэма

Ссылка на материалы мероприятия: https://vk.com/@bibliokreatyvtula-konkursnaya-rabota-novomoskovskoi-detskoi-biblioteki-buk-sl.

 

 

Бук-слэм «Книги разные и прекрасные»

Организатор: Детская библиотека МКУК «Кимовская межпоселенческая центральная районная библиотека», г. Кимовск Кимовского района Тульской области.

Цель мероприятия: стимулировать инициативу и творчество читателей, как позитивно необходимый процесс, как символ успешности личности через организацию рекламной кампании, популяризирующей книгу и чтение.

Пример рекламы по книге «Денискины рассказы» В. Драгунского.

Ссылка на материалы мероприятия: https://vk.com/@bibliokreatyvtula-fedkina-alisa-12-let-nazarov-ilya-12-let-6-priklucheniya-vas.

 

БУЛЬВАР БИБЛИОТЕЧНЫЙ

Слово «бульвар» пришло в русский язык из французского, а происходит от немецкого «bollwerk», что означает «бастион», «укрепление». Да, бульваром когда-то называли защитное сооружение, земляной вал по границам города, а еще раньше — редут, укрепление для круговой обороны от неприятеля. А после за ненадобностью их превратили в озелененные улицы для прогулок, где появлялись первые бульварные театры, торговали бульварными романами и прессой.

Зная, что представляли собой бульвары в разные времена, можно придумать интересный вариант проведения библиотечного мероприятия для самых разных групп пользователей.

Библиотечный бульвар на сегодняшний день представляет собой имиджевое мероприятие, проводимое вне стен библиотеки (в скверах и парках, улицах и детских площадках) с целью продвижения книги, чтения, библиотеки. С одной стороны, его можно позиционировать как акцию для жителей населенного пункта с целью рекламы библиотечного фонда, раздачей флаеров о библиотеке и буклетов о книге и чтении, проведением опросов «Где находится библиотека?» и т.п. Но отталкиваясь от толкования слова, правильнее организовать интересную и полезную прогулку по библиотечному бульвару. С этой целью в общественных местах города, поселка, села создаются зрелищные площадки с разнообразными интерактивными формами: книжными выставками, громкими чтениями «на траве» или «на подушках», буккроссингом, литературными играми, театрализованными постановками, мастер-классами и т.д. Раскрасить все это можно множеством визуальных элементов: стендами, объявлениями, указателями, баннерами и т.п. Кроме того, к организации можно подключить своих творческих партнеров: театральные и художественные студии, кружки, музыкальные группы, клубы любителей книги и др. Так получится настоящий праздник чтения!

Такой формат мероприятия особенно актуален для молодежи, часто относящейся к книге, как к устаревшему формату. Задача библиотекаря, привлекая подрастающее поколение, заключается в создании максимальной визуализации книги, представив ее кратко, ярко и динамично, но чтобы не терялась ее смысловая и информационная составляющая.

 

Источники

1. Беляева И.В. Челябинск фестивалит по-книжному / И.В. Беляева // Современная библиотека. — 2020. — № 6. — С. 45—49.

2. Откуда взялись бульвары и насколько зазорными были бульварные романы и бульварные пьесы раньше. — Текст: электронный // Культурология.РФ: [ежедневный интернет-журнал]. — URL: https://kulturologia.ru/blogs/080121/48666/ (дата обращения: 21.07.2022).

3. Сахаренкова Р.С. Самые читающие читатели помощь тем, кто хочет стать успешным / Р.С. Сахаренкова // Библиотечное дело. — 2020. — № 13. — С. 7 —8.

4. 100 проектов про чтение. Молодёжные инициативы — 2019. Образовательный атлас / науч. ред. Т.Г. Галактионова; ред.-сост. Р.В. Раппопорт. — Текст: электронный // Центр чтения Российской национальной библиотеки: [сайт]. — URL: https://xn--80aaisobjj3bu.xn--p1ai/upload/iblock/038/0389f95bc895f74a971f97b41f3456f2.pdf?ysclid=l5qtgcab7r544646580 (дата обращения: 18.07.2022).

5. Читающая Россия на рубеже тысячелетий: по материалам исследовательского проекта «Чтение в библиотеках России»: научные очерки / Л.В. Глухова, Ю.В. Зобнин, О.С. Либова [и др.]; под ред. С.А. Басова, Ю.В. Зобнина; РНБ. — Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2014. — 328 с.

 

Библиотечный бульвар «Молодёжь и книга. Курс на сближение»

Организатор: Бегичевская сельская библиотека МКУК «Межпоселенческая районная библиотека», п. Бегичевский Богородицкого района Тульской области.

Цель мероприятия: пропаганда деятельности и создание положительного имиджа библиотеки вне ее стен, привлечение внимания к книге и чтению.

Видеообзор мероприятия

Ссылка на материалы мероприятия: https://vk.com/@616177515-konkursnaya-rabota-begichevskoi-selskoi-biblioteki-mkuk-mezh.

 

ГАНДИКАП ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Термин «гандикап» употребляется в разных сферах: спорте, медицине, психологии и др. Не так давно его стали использовать в библиотеках для организации захватывающих игровых мероприятий. При этом аудитория может самая разная. Если отталкиваться от значения слова «гандикап», то за основу берется многоэтапное спортивное состязание, которое строится по принципу выявления лидерства участников на каждом этапе для предоставления им преимущества на финише, либо форы для более слабых соперников. Конечная победа чаще определяется суммарным показателем. Это может быть время или количество очков.

Но не нужно забывать, что в библиотеке должно проходить не просто спортивное состязание, а литературное соревнование. В литературном гандикапе принципы его организации можно использовать, например, для уравнивания возможностей участников мероприятия разного возраста (младшие школьники должны дать 3 правильных ответа, а старшие – 5), для создания ситуации, когда лидеры игры на последнем этапе имеют преимущество, например, в баллах или им предоставляется большее время для обдумывания ответов и т.п.

Можно вспомнить телевизионную викторину «Умники и умницы», в которой также проскальзывают элементы гандикапа, когда участники для ответов выбирают красную, желтую или зеленую дорожку, при этом фора за неправильные ответы дается участникам двух последних. А вот идущий по красной не имеет права ошибаться совсем.

Литературный гандикап можно организовать и онлайн, создав страницу мероприятия и организовав там соревнование. Для этого необходимо заранее привлечь участников, обсудить правила игры, определить время выхода вопросов и сроки ответов на них. Обязательно должна вестись рейтинговая таблица.

Для создания атмосферы соперничества в хорошем смысле этого слова необходимо оригинально оформить пространство, использовав изображения спортивной площадки и табло для занесения результатов каждого тайма.

Нетрадиционная подача информации при таком формате мероприятия способствуют развитию интереса к чтению, организации занимательного, познавательного досуга и общения среди подрастающего поколения.

 

Источники

1. Гандикап: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Академик. Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/111517 (дата обращения: 21.07.2022).

2. Литературный гандикап: [группа в социальной сети ВКонтакте]. — URL: https://vk.com/club167309887 (дата обращения: 19.07.2022). — Текст: электронный.

3. Сунцова А.Н. Литературный гандикап / А.Н. Сунцова. — Текст: электронный // Современная библиотека. — 2018. — №10. — С. 19—22. — URL: https://ru.calameo.com/read/0035396898138ce254787 (дата обращения: 21.07.2022).

4. Умники и умницы: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Академик. Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/298952 (дата обращения: 22.07.2022).

 

Литературный гандикап «Необыкновенный матч или кто первый»

Организатор: Детская библиотека им. З.И. Воскресенской МКУК «Узловская городская централизованная библиотечная система», г. Узловая Узловского района Тульской области.

Цель мероприятия: популяризация детской литературы о здоровом образе жизни среди детей посредством использования инновационной формы массовой работы – литературного гандикапа.

Видеоролик о мероприятии

Ссылка на материалы мероприятия: https://vk.com/@628814780-konkursnaya-rabota.

 

ДИВЕРТИСМЕНТ

Слово «дивертисмент» пришло в русский язык из французского и переводится как «увеселение», «развлечение». Это музыкальный термин, обозначающий небольшие пьесы для инструментального ансамбля или оркестра, которые были особенно популярны в XVII–XVIII вв. Также дивертисментами называют программу танцевальных или концертных номеров для заполнения антрактов в представлении или в конце постановки. Иногда они становятся отдельным действом внутри концерта или спектакля. При помощи дивертисментов можно легко связать части представления и даже объяснить его сюжет.

Библиотечный дивертисмент — комплексное мероприятие, предполагающее сочетание текстового материала с концертными номерами. Оно включаетмножество частей, объединенных общей темой, которые представляют собой разнообразные формы массовой работы: традиционные библиотечные формы (литературный вечер, обзор книг, книжно- иллюстративная выставка и др.), современные библиотечные формы (литературное караоке, библиоквилт, книжный своп и др.), театрализацию (костюмированную, кукольную), игровой интерактив, концертные номера «вживую» или в видео/аудиоформате разных жанров (музыкальные, танцевальные, разговорные, цирковые) и т.д. Благодаря этому читатели по ходу действа становятся полноправными его участниками. В рамках дивертисмента не надо бояться непривычных форм работы, в данном случае коллаборация библиотечных и сторонних практик дает только положительный эффект. Но при этом не нужно забывать, что главное отличие дивертисмента в библиотеке — его направленность на популяризацию книги и чтения.

Для подготовки дивертисмента в библиотеке нужно собрать команду единомышленников из числа библиотекарей, волонтеров и даже читателей. Программа мероприятия не должна быть интеллектуально перегружена. Все «фрагменты» дивертисмента облечены в «легкоусвояемую» форму и носят, на первый взгляд, развлекательный характер. Но при этом они являются частью продуманного комплекса, аккуратно воздействуют на читателя, культурно его обогащая и просвещая.

Подобный формат будет привлекателен для самых разных групп пользователей, включая семьи с детьми.

 

Источники

1. Дивертисмент: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Академик. Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL: https://clck.ru/sMEmr (дата обращения: 22.07.2022).

2. Дивертисмент: [статья]. — Текст: электронный // Культура.РФ: [сайт о культуре России]. — URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/divertisment/?ysclid=l5w6hzij0302674789 (дата обращения: 22.07.2022).

3. Лоневская Л. Интересные формы массовой работы в библиотеке: [статья] / Л. Лоневская. — Текст: электронный // Просто библиоблог. — URL: https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2012/11/blog-post_15.html (дата обращения: 22.07.2022).

4. «Мы — актеры!»: итоги литературного дивертисмента: [статья о мероприятии]. — Текст: электронный // Нижегородская государственная областная детская библиотека имени Т.А. Мавриной (ГБУК НО НГОДБ): [официальный сайт]. — URL: https://xn--90add8ag.xn--p1ai/?p=9820&ysclid=l5wda9z0zp124328461 (дата обращения: 22.07.2022).

5. «Нескучная классика»: библиотечный дивертисмент / сост. Н.Г. Павлова, В.К. Захарова; ред. Т.В. Овсянникова, В.В. Кочеткова; Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Мор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: