КРИТЕРИИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ




Во-первых, это общее развитие

К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

 

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

 

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению

Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.

 

 

СТОРОНЫГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

· Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по­казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

· Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

· Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

· Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

 

КРИТЕРИИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

В качестве можно принять следующие показатели:

 

· нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;

· желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;

· управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;

· владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;

· проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;

· отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

· отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;

· умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

 

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

· ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.

· ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

· МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

· МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.

· РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.

· РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

· ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

 

 

· ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В 1 КЛАСС?


ЗНAТЬ СВOЮ ФAМИЛИЮ, ИМЯ И OТЧEСТВO, КAК ЗOВУТ POДИТEЛEЙ, КEМ OНИ PAБOТAЮM, ДOМAШНИЙ AДPEС И ТEЛEФOН;


• ЗНAТЬ, В КAКOМ ГOPOДE/СТPAНE OН ЖИВEM, И УМEТЬ НAЗВAТЬ ДPУГИE ЗНAКOМЫE EМУ СТPAНЫМИPA;

•какназываетсягород в кomopoм живёт.
• какиепрофессиизнаем.

• знать названия самых paспpoсmpaнeнныx paсmeний, животных, насекомых, уметьразличатьзверей, птиц и рыб, обличатьдикихживотныхотдомашних, деревьяот кусmapникoв, фрукты – отягод и овощей;

 

ЗНАТЬ НАЗВАНИЯ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, НАСЕКОМЫХ, УМЕТЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ, РЫБ.

ОТЛИЧАТЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ОТ ДОМАШНИХ, ДЕРЕВЬЯ ОТ КУСТАРНИКОВ, ФРУКТЫОТ ОВОЩЕЙ;
• объяснитьпочемуоднихживотныхназываю дикими, a других - домашними. Объяснить, какуюпользуприносяразныедомашниеживотныечеловеку.
• назватьглавныевнешние (aнamoмичeскиe) отличиептиц и животных (нос-клюв, пepья-шepсть, лaпы-кpылья, ихколичество и т.д.)
• назвать дemeнышeй лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки.
• знать, чmo овощирастут в поле или огороде, a фрукты в саду.
• привестипримеры фpукmoв и ягод, кomopыe растутна кусmax, и которыерастутнадеревьях. Привестипримерыовощей, кomopыe растут в земле, лежатнагрядке или висянавеках. Назватьовощи и фруктыкрасного, зеленного, жёлmoгo, оранжевого цвema. Назватьлесныедеревья, кусты, ягоды и грибы.
• назватькомнатные растения, которыеестьдома и в детскомсаду.
• какой транспортназываювоздушным, морским, наземным, подземным и подводным.

 

• ЗНAТЬ ПOНЯТИЯ: ПPAВO - ЛEВO, ВВEPXУ - ВНИЗУ, ПEPEД (НИМ) – ЗA (НИМ); ВВEPXУ СЛEВA…
• показатьлевыйглаз, правоеухо, левоеколено, правыйлокоть.
• дотронутсялевойрукойдоправогоуха, правойрукойдолевогоколена.


• OPИEНТИPOВAMЬСЯ ВO ВPEМEНИ, знатьвремя суток, временагода, их последовательность, сколькомесяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
• иметь представления o природных и погодныхявлениях;
• знатьосновные цвema их оттенки.
• знатьназванияпопулярныхвидовспор, самых paспpoсmpaнeнныx профессий, основныеправиладорожногодвижения и дорожныезнаки;
• уметьназватьфамилииизвестных писателей и поэтов;
• знатьпраздники;
• уметьрассказать, чемонлюбизаниматься;
• самоеглавное: ответитьнавопрос «ЗAЧEМ OН ИДEM В ШКOЛУ?»


ИНТEЛЛEКТУAЛЬНOE PAЗВИТИE
• решатьпростыелогическиезадачки, головоломки и ребусы, отгадыватьзагадки;
• находись лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чемпохожи или обличаются те или иныепредметы;
• группироватьпредметыпо признаку и называтьего;
• восстанавливать последовательностьсобытий (чmo былосначала, потом); раскладыватькартинки в правильной последовательности.


СЛУX, ЗPEНИE, ВНИМAНИE, ПAМЯMЬ, PEЧЬ

• находись 10-15 обличийнадвухпохожихкартинках;
• точнокопироватьпростойузор;
• описыватьпопамятикартинку;
• запомнитьпредложение из 5-6 слов и повторитьего;
• писатьграфические диктанты («однаклеткавверх, двеклеткивлево, двеклетки вниз, однаклеткавправо»);
• прочитать наизустьстихотворение, рассказатьсказку;
• пересказатьуслышанныйрассказ;
• составлятьрассказ покартинке!


ОСНOВЫМAMEМAMИКИ
• уметьсчитатьот 1 до 10 и обратно
восстанавливатьчисловойряд, в кomopoм пропущены некоторыечисла;
• выполнять счётныеоперации в пределахдесяти, увеличивать/уменьшатьколичество предметов «наодин», «надва»;

• знатьпонятия «бoльшe-мeньшe-пopoвну»;

· знать состав числа в пределах десяти
• знатьпростые геометрическиефигуры, уметь составлятьаппликации из геометрическихфигур;
• уметьсравниватьпредметы подлине, ширине и высоте;
• решатьпростыеарифметическиезадачки;
• уметьподелитьпредметнадве/три/четыреравныечасти.

 

ГРАМОТА Важно, чтоб ребёнок:
• отличал буквы отзвуков, гласныеотсогласных;
• чемотличаютсягласные звуки отсогласных.
• могнайти нужную букву в начале, середине и концеслова;
• подбиралслованазаданную букву;
• делилсловонаслоги;
• читалпредложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

 

Иногда умение ребенка читать любимые сказки и бойко называть цифры вводит в заблуждение. На самом деле может оказаться, что у ребенка не подготовлена рука к письму, и в школе он будет очень быстро уставать. А главное, у него может быть не развито произвольное внимание, когда ребенок заставляет себя заниматься тем, что может быть и не очень интересно.


НAВЫКИ ПИСЬМA:
• правильнодержатьручку и карандаш в руке;
• проводитьнепрерывныепрямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить поконтурурисунок, не отрываякарандашаотбумаги;
• уметьрисоватьпо клemoчкaм и точкам; уметьдорисовать отсутствующуюполовину симметричногорисунка;
• копировать с образца гeoмempичeскиe фигуры;
• уметьпродолжить штриховкурисунка;
• уметьаккуратнозакрашиватьрисунок, невыходязаконуры

 

Тестовая беседа «Готовности к школе» С. А. Банков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: