Как пополнить словарный запас ребенку 6-7 лет




 

6-летний возраст – это очень ответственный период в жизни родителей, потому что остается всего один год и ребенок пойдет в школу. Каждая мама хочет, чтобы к этому непростому и ответственному периоду жизни ребенок был правильно сформирован и подготовлен не хуже его сверстников.

При этом многие родители не задумываются, как важно развивать саму речь, и насколько важен богатый словарный запас. В этом можно убедиться, если попросить ребенка что-нибудь рассказать, поделиться впечатлениями об услышанном или увиденном. В итоге можно заметить, что его речь невнятна, изобилует словами-паразитами, и он с трудом подбирает нужные слова.

Словарный запас у детей складывается к 6-7 годам. В основном он обогащается через семью, общение с родителями, близкими родственниками. В норме активный словарный запас у ребенка 6-7 лет должен составлять от 3500 до 7000 слов. В дальнейшем он будет пополняться новыми словами в ходе учебного процесса (прочитанные литературные произведения, словесные игры, услышанное на экскурсиях и т.д.).

 

Формирование словарного запаса у детей

Когда ребенок зачисляется в первый класс, в большинстве школ проводится тестирование, необходимое для оценки речевого развития. При этом статистика часто оказывается неутешительной (до 80% старших дошкольников имеют признаки недоразвития речи).

В возрасте 5-7 лет ребенок должен не только знать как можно больше слов, но и знать их значение, уметь разделять и понимать:

· части тела;

· оттенки и цвета;

· временные понятия (секунда, минута, месяц, год), дни недели, месяца, времена года (зима, лето и т.д.);

· бытовые предметы;

· природные явления;

· ориентацию в пространстве (лево, право, низ, верх);

· виды спорта, профессии;

· виды транспортных средств;

· числительные (желательно в пределах стони);

· фрукты, растения, домашние животные, овощи и т.д.

 

Если ребенок знает и произносит не так много слов, то нужно знать, как пополнять словарный запас, чтобы он был полностью готов к обучению в общеобразовательном учреждении.

 

Словесные игры

Многие словесные игры достаточно просты и занимают не более 10-15 минут, поэтому каждый родитель сможет найти время для занятий со своим ребенком.

Есть несколько игр на расширение и активизацию словаря:

 

Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, которое обозначает цвет. Ребенок должен поймать мяч и вернуть его, назвав при этом существительное, которое подходит к сказанному прилагательному.

Примеры:

· зеленый – лук, огурец, лес;

· красный – флаг, помидор, огонь;

· синий – море, чернила.

 

Игра «Съедобное – несъедобное»

Взрослый называет любое слово и кидает малышу мяч. Если сказанное слово обозначает предмет, который можно съесть, то ребенок ловит мяч, а если несъедобное, то отбрасывает.

 

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать другое слово, противоположное по значению.

Примеры:

· день – ночь;

· сильный – слабый;

· горячо – холодно;

· мягкий – твердый;

· стоит – бежит;

· война – мир.

 

Игра «Кто где живет?»

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какое-нибудь животное. Задача ребенка – при возвращении мяча назвать место, где это животное живет.

Примеры:

· дятел – на дереве;

· собака – в будке (конуре);

· синица – в гнезде;

· лиса – в норе.

 

Игра «Кто подберет больше слов»

Игру лучше проводить в комнате (группе). Взрослый предлагает назвать как можно больше слов при ответе на вопрос. Можно использовать визуальные изображения.
Примеры:
Что можно завязать? (шнурки, шарф, платок и т.д.).
Что можно надеть? (рубашку, куртку, пальто, кофту).
Что можно связать? (носки, кофту, свитер, шапку, шарф и т.д.).

 

Игра «Большой – маленький»

Взрослый называет слово и бросает мяч малышу. Он должен поймать мяч и вернуть его, произнося при этом слово, которое составляет пару услышанному слову:
Примеры:
стул – стульчик;

рука – ручка;

нога – ножка;

диван – диванчик и т.д.

 

Игра «Угадай профессию»

Взрослый задает наводящий вопрос, а ребенок должен ответить, кем именно работает описываемый человек.
Примеры:
Кем работает тот, что продает нам продукты? (Ответ: продавец).

Человек, который возит людей на автобусе, работает…. (Ответ: шофером, водителем).

Человек, который строит дома, это …. (Ответ: строитель).

 

Игра «Угадай предмет»

Взрослый произносит несколько слов, которые в совокупности обозначают другое слово. Задача ребенка – угадать, что именно имеет в виду педагог (родитель).
Примеры:
Колеса, руль, двери, фары, капот (машина).

Ноги, пятачок, уши (свинья).

Кора, листья, сучья, ветки (дерево).

 

Игра «Подбери слово»

Эту игру можно проводить с мячом, одновременно развивая реакцию малыша. Взрослый называет слово и кидает мяч, а ребенок должен вернуть его и сказать слово, которое подходит по значению:
Примеры:

Свежий – воздух, хлеб.
Старая – скатерть, мебель, бабушка.
Свежая – зелень, новость, газета, булка.

 

Советы родителям

Чтобы словарный запас у детей формировался правильно, очень важна роль родителей, ведь именно от того, какие слова они произносят, как разговаривают между собой, зависит развитие речи у ребенка.

Обогащение словаря возможно с помощью вышеуказанных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Помните о том, что лучше заниматься по 10 минут, но каждый день, чем по 30-60 минут, но 1 раз в 3-5 дней.

Есть и другие рекомендации для родителей:

· Больше общайтесь. При этом следите за своей речью, старайтесь использовать побольше метафор, прилагательных и синонимов. Не бойтесь использовать в разговоре с ребенком слова, которые он не понимает – он обязательно переспросит, что это значит, а вы в простой и доступной форме должны ему объяснить. Именно так он знакомится и запоминает новые слова.

· Читайте с ребенком. При этом делайте это с выражением, интонационно выделяя запятые. Спрашивайте малыша, понимает ли он смысл услышанного, и если какие-то слова ему непонятны, то их нужно объяснить.

· Побольше обсуждайте с ребенком картинки и изображения в книгах, которые вы читаете. Можно попросить составить краткий рассказ по какой-нибудь картинке.

· Постепенно приучайте малыша учить стихотворения. Можно начать с самых простых, и они обязательно должны вызывать у него интерес.

Занимаясь со своим ребенком, вы не только обогащаете его словарный запас, расширяете его представления об окружающем мире, но и формируете более доверительные отношения друг с другом.

 

Примечание:

Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: