Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«НОВОСИБИРСКИЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ НСО «Новосибирский торгово-экономический колледж»)
|
Методические указания по написанию и оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовый образовательный уровень)
Методические указания по написанию и оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике разработаны на основании Рабочей программы производственной (преддипломной) практики для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовый образовательный уровень.
Разработчики:
Барабанова Л.Е., преподаватель первой квалификационной категории
Егорова Л.А, преподаватель первой квалификационной категории
Рекомендовано Научно-методическим советом ГБПОУ НСО «НТЭК», протокол № 1 от 08.09.2018г.
Пояснительная записка
Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета по практике и его защитой.
Целями преддипломной практики являются систематизация, закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций на основе изучения работы организаций различных организационно-правовых форм, в которых они проходят практику, а также подготовке выпускной квалификационной работы и приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности.
Сбор и изучение материалов для отчета по преддипломной практике, а также для выпускной квалификационной работы, следует начинать с нормативно-правовых и литературных источников, раскрывающих основные вопросы по выбранной теме.
Обучающиеся, проходящие практику в коммерческих организациях, должны ознакомиться:
- с учредительными документами организации, ее организационно-правовой формой;
- с организационной структурой, размерами производства (масштабами деятельности), характеристикой деятельности внутренних подразделений;
- с организацией бухгалтерского учета в производственной и коммерческой деятельности в основных, обслуживающих и прочих производствах;
- с правами, обязанностями и ответственностью собственников, руководителей и работников организации;
- с нормативными материалами, на основе которых экономические службы и другие подразделения осуществляют свою работу.
Необходимая информация может содержаться в годовых отчетах, в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности организаций, а также в их Уставах, в плановых заданиях, в пояснительных записках к бухгалтерскому отчету, в различных договорах, в докладных записках, актах ревизий и обследований, в другой документации предприятия.
Обучающийся может получить нужную информацию путем личных наблюдений, письменного и устного опросов сотрудников и руководителей организации либо ее подразделений.
Одновременно со сбором практического материала рекомендуется вести его предварительную обработку: составлять таблицы, графики, диаграммы, использовать методы сравнения, группировки, графический, индексный, экономико-статистический и другие.
При прохождении преддипломной практики для написания отчета обучающийся представляет систематизированные материалы по разделам практики.
Содержание отчета
Содержание
Включает наименование тематических разделов с указанием номера их начальной страницы.(Приложение 1).
2 Введение
- основная цель производственной (преддипломной) практики;
- объект исследования;
- предмет исследования;
- основные задачи производственной (преддипломной) практики:
1.Ознакомиться с организацией предприятия, его структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами, составить краткую технико-экономическую характеристику предприятия.
2.Ознакомиться с учетной политикой предприятия и внутренними нормативными документами, изучить организацию бухгалтерского учета: построение учетного аппарата; формы бухгалтерского учета; первичный учет и документооборот; взаимосвязь аналитического и синтетического учета.
3. По результатам работы предприятия за год составить краткое аналитическое заключение и дать рекомендации по совершенствованию работы и улучшению финансового состояния исследуемой организации в будущем.
4. Подробно изучить одно из направлений бухгалтерского и налогового учета хозяйственной деятельности (соответствующее теме дипломной работы обучающего), провести углубленный анализ с привлечением максимально возможной информации, имеющейся на предприятии.
5. Изучить степень автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии.
3 Общие сведения об организации:
- отраслевая принадлежность и вид экономической деятельности;
- организационно-правовая форма;
- номенклатура и ассортимент проданных товаров (выпускаемой продукции выполненных работ, оказанных услуг);
- краткая история создания;
- организационная структура (структурная схема);
- численность работников в целом и по подразделениям;
- рынки сбыта продукции, взаимоотношения с поставщиками сырья и материалов, товаров;
4 Организация бухгалтерского учета на предприятии:
- организационная структура бухгалтерии (представить схему с описанием взаимосвязей внутри бухгалтерии и распределением обязанностей между сотрудниками или участками бухгалтерии);
- организационная форма ведения бухгалтерского учета (централизованная, децентрализованная, смешанная);
- внутренняя регламентация деятельности бухгалтерской службы («Положение о бухгалтерии», должностные инструкции);
- распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии;
- должностные инструкции работников бухгалтерии. Следует привести основные положения должностных инструкций бухгалтеров, осуществляющих учет исследуемого объекта. Если эти должностные инструкции в организации отсутствуют, то следует их разработать.
5 Учетная политика предприятия:
- оценить полноту учетной политики (наличие 3 (трех) разделов:
организационно-технического, методологического для целей бухгалтерского учета, методологического для целей налогового учета);
- установить соответствие учетной политики требованиям ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и другим нормативным документам, соответствие особенностям деятельности организации;
- охарактеризовать основные элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения;
- перечислить и кратко охарактеризовать уплачиваемые организацией налоги, регистры и способы налогового учета.
6 Бухгалтерская отчетность:
- перечислить формы бухгалтерской отчетности и сроки ее представления;
- оценить правильность составления отчетности путем установления соответствия данных взаимосвязанных строк отчетных форм;
- оценить правильность составления отчетности на основе сопоставления данных отчетности и главной книги и других учетных регистров.
7Анализ основных показателей деятельности предприятия:
- на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности рассчитать показатели и оценить их динамику, заполнив таблицы 1-4.
Таблица 1 - Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса ООО ……… за отчетный период
Показатели | Сумма, тыс.руб. | Удельный вес, % | Изменение, (+,-) | Темп изменения, % | |||
На начало отчетного года | На конец отчетного года | На начало отчетного года | На конец отчетного года | тыс.руб. | по удельному весу, % | ||
4* | 5* | 6 (гр. 3 – гр. 2) | 7 (гр.5-гр.4) | 8 (гр.3/гр.2* 100) | |||
АКТИВ | |||||||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы | |||||||
Результаты исследований и разработок | |||||||
Нематериальные поисковые активы | |||||||
Материальные поисковые активы | |||||||
Основные средства | |||||||
Доходные вложения в материальные ценности | |||||||
Финансовые вложения | |||||||
Отложенные налоговые активы | |||||||
Прочие внеоборотные активы | |||||||
ИТОГО по разделу I | |||||||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы | |||||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | |||||||
Дебиторская задолженность | |||||||
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) | |||||||
Денежные средства и денежные эквиваленты | |||||||
Прочие оборотные активы | |||||||
ИТОГО по разделу II | |||||||
БАЛАНС | |||||||
ПАССИВ | |||||||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал (складочный капитал, уставной фонд, вклады товарищей) | |||||||
Собственные акции, выкупленные у акционеров | |||||||
Переоценка внеоборотных активов | |||||||
Добавочный капитал (без переоценки) | |||||||
Резервный капитал | |||||||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | |||||||
ИТОГО по разделу Ш | |||||||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства | |||||||
Отложенные налоговые обязательства | |||||||
Оценочные обязательства | |||||||
Прочие обязательства | |||||||
ИТОГО по разделу IV | |||||||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства | |||||||
Кредиторская задолженность | |||||||
Доходы будущих периодов | |||||||
Оценочные обязательства | |||||||
Прочие обязательства | |||||||
ИТОГО по разделу V | |||||||
БАЛАНС |
Расшифровка:
4* и 5*: гр. 4 и 5 рассчитываются как отношение каждой статьи баланса к строке «Баланс», умножив на 100. Данные берутся на начало и конец периода соответственно.
Таблица 1 заполняется на основании бухгалтерского баланса исследуемого предприятия. По результатам расчетов необходимо сделать вывод о динамике статей в абсолютном и относительном выражении (гр. 6 и гр. 8 соответственно), об изменениях, произошедших в структуре имущества (актива) и источников его формирования (пассива) (гр. 4,5,7).
Таблица 2 -Динамика показателей отчета о финансовых результатах ООО ….. за 20…-20… гг.
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Отклонение (+, -) | Темп роста, % | |
Прошлый год | Отчетный год | |||
4 (гр.3-гр.2) | 5 (гр. 3/гр.2 *100) | |||
1.Выручка от продажи | ||||
2.Себестоимость продаж | ||||
3.Валовая прибыль (убыток) | ||||
4.Коммерческие расходы | ||||
5.Управленческие расходы | ||||
6.Прибыль (убыток) от продажи | ||||
7.Доходы от участия в других организациях | ||||
8.Проценты к получению | ||||
9.Проценты уплате | ||||
10. Прочие доходы | ||||
11. Прочие расходы | ||||
12. Прибыль (убыток) до налогообложения | ||||
13. Отложенные налоговые активы | ||||
14. Отложенные налоговые обязательства | ||||
15. Налог на прибыль | ||||
16. Чистая прибыль (убыток) |
Для заполнения этой таблицы 2 используется отчет о финансовых результатах исследуемого предприятия. По итогам расчетов обучающемуся необходимо:
- сделать вывод о динамике показателей в абсолютном и относительном выражениях, используя данные граф 4 и 5 соответственно;
- оценить влияние факторов на изменение конечного финансового результата – чистой прибыли (убытка), - исходя из того, что увеличение доходной статьи оказывает положительное влияние, а увеличение расходной – отрицательное, и наоборот;
- предложить рекомендации, направленные на увеличение прибыли.
В настоящее время актуальной является оценка платежеспособности, необходимым и обязательным условием которой является ликвидность, контроль за соблюдением которой является в условиях риска важнейшей функцией специалистов.
Ликвидность – это важнейшая качественная характеристика деятельности предприятия, свидетельствующая об его финансовой надежности и стабильности. Под ликвидностью понимается способность организации обеспечить в любой период времени выполнение в денежной форме своих краткосрочных обязательств. Для оценки ликвидности студенту необходимо составить платежный баланс (табл.3), который отражает соблюдение (или несоблюдение) необходимых пропорций между активами и обязательствами.
Таблица 3 строится на основании группировки активов и пассивов баланса. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1. Наиболее ликвидные активы. К ним относятся статьи «Денежные средства и денежные эквиваленты» и «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)».
А2. Быстро реализуемые активы - это дебиторская задолженность.
A3. Медленно реализуемые активы – это статьи «Запасы», «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и «Прочие оборотные активы».
А4. Трудно реализуемые активы – это 1 раздел баланса «Внеоборотные активы».
Пассивы баланса группируются по степени срочности погашения обязательств:
П1. Наиболее срочные обязательств – это кредиторская задолженность.
П2. Краткосрочные пассивы - это статьи из 5 раздела баланса: «Заемные средства», «Доходы будущих периодов», «Оценочные обязательства», «Прочие обязательства».
П3. Долгосрочные пассивы - это 4 раздел баланса «Долгосрочные обязательства».
П4. Постоянные или устойчивые пассивы - это статьи 3 раздела баланса "Капитал и резервы".
Таблица 3- Платежный баланс ООО…………..за отчетный год
Актив | Сумма, тыс.руб | Пассив | Сумма, тыс.руб | Платежный излишек (+) или недостаток (-) | |||
На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | ||
7 (гр.5 – гр.2) | 8 (гр.6-гр.3) | ||||||
Абсолютно ликвидные активы (А1) | Наиболее срочные обязательства (П1) | ||||||
Быстрореализуемые активы (А2) | Краткосрочные обязательства (П2) | ||||||
Медленно реализуемые активы (А3) | Долгосрочные обязательства (П3) | ||||||
Труднореализуемые активы (А4) | Постоянные пассивы (П4) | ||||||
Баланс | Баланс |
По результатам таблицы 3 необходимо сделать вывод о платежеспособности предприятия. Баланс считается абсолютно ликвидным, а предприятие платежеспособным, если обязательства покрываются активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.
Для оценки ликвидности баланса с учетом фактора времени необходимо провести сопоставление каждой группы актива с соответствующей группой пассива.
1) Если выполнимо неравенство А1 > П1, то это свидетельствует о платежеспособности организации на момент составления баланса. У организации достаточно для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов.
2) Если выполнимо неравенство А2 > П2, то быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.
3) Если выполнимо неравенство А3 > П3, то в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.
Выполнение первых трех условий приводит автоматически к выполнению условия: A4<=П4
Идеальным считает ликвидность, при которой выполняются следующие условия:
А1 > П1
А2 > П2
А3 > П3
А4 < П4
Далее необходимо проанализировать эффективность деятельности предприятия (табл.4).
Таблица 4 Анализ экономической эффективности деятельности ООО ………….. за 201..-201..гг.
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Изменение, (+,-) |
4 (гр.3-гр.2) | |||
1.Среднегодовая величина активов, тыс.руб. | |||
2. Среднегодовая величина собственного капитала, тыс.руб | |||
3.Рентабельность продаж, % | |||
4. Рентабельность активов, % | |||
5. Рентабельность собственного капитала, % |
Расчет показателей таблицы 4:
1 Среднегодовая величина активов рассчитывается по средней арифметической, основываясь на данных бухгалтерского баланса.
Среднегодовая величина активов = (валюта баланса на начало года + валюта баланса на конец года)/2
2 Среднегодовая величина собственного капитала рассчитывается по средней арифметической, основываясь на данных бухгалтерского баланса.
Среднегодовая величина собственного капитала = (строка «Итого по 3 разделу» на начало + строка «Итого по 3 разделу» на конец года)/2
3 Рентабельность продаж = прибыль от продаж (п.6 табл.2)/выручка от продажи (п.1, табл.2)*100
Показывает эффективность основного вида деятельности предприятия и характеризует величину прибыли от продаж, приходящуюся на 1 рубль выручки от продажи товаров.
4 Рентабельность активов = чистая прибыль (п.16 табл. 2) / среднегодовая величина активов(п.1 табл.4)*100
Показывает эффективность использования имущества предприятия и характеризует величину чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль стоимости внеоборотных и оборотных активов.
5 Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль (п.16 табл. 2) / среднегодовая величина собственного капитала (п.2 табл.4)*100
Показывает эффективность использования собственного капитала предприятия.
По результатам расчетов таблицы 4 необходимо:
- оценить динамику показателей (гр.4);
- сделать вывод об экономической эффективности деятельности предприятия.
По результатам аналитической части необходимо разработать и предложить комплекс мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния исследуемого предприятия.
Практический материал по теме выпускной квалификационной работы.
Практический материал должен быть в двух экземплярах: один для отчета, другой – для выпускной квалификационной работы:
- нормативные документы, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета по выбранному объекту.
- организация и методика бухгалтерского или налогового учета объекта исследования в соответствии с организационно-распорядительными документами предприятия (организации)
- документооборот, регистры аналитического и синтетического учета выбранного объекта бухгалтерского учета.
Заключение
В заключении должно быть последовательное, логическое изложение выводов и их соотношение с целью и конкретными задачами работы, сформулированными во введении.
Выводы должны быть сформированы по следующим направлениям:
1. Оценка финансового состояния организации.
2. Оценка организации и методики ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации.
В части совершенствования учетной политики:
1. Состав учетной политики (на основании анализа полноты учетной политики);
2. Документооборота (на основании анализа документооборота);
3. Совершенствование и разработка внутренних регламентирующих документов;
4. Совершенствование рабочего плана счетов;
5. Совершенствование методов оценки активов организации;
6. Совершенствование методов учета;
7. Разработка и дополнение положений по составу, формированию и представлению внутренней и внешней отчетности.
В части совершенствования внутреннего контроля:
1. Совершенствование организации внутреннего контроля
(создание службы, должности, разработка должностных инструкций);
2. Разработка и совершенствование методики контроля;
3. Установление взаимосвязей между бухгалтерской, аналитической службами и службой контроля.
В части анализа:
1. Совершенствование организации аналитической работы;
2. Совершенствование информационной базы анализа;
3. Разработка предложений по формированию внутренней
отчетности и ее анализу;
4. Совершенствование методики анализа с учетом специфики
деятельности организации;
5. Выявление резервов улучшения деятельности организации и
разработка на этой основе управленческих решений.
В части автоматизации бухгалтерского учета, аудита, контроля,
анализа:
1. Внедрение автоматизированной системы бухгалтерского учета;
2. Расширение возможностей применяемой системы автоматизации;
3. Обоснование применения новых программных продуктов и их конфигураций.