Глава 2. Прохождение государственной службы Российской Федерации




Введение института конфликта интересов, установление правовых форм его предупреждения, предотвращения и прекращения призвано: содействовать использованию гражданским служащим своих прав, исполнению обязанностей, соблюдению ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, а также требований, предъявляемых к служебному поведению гражданского служащего; обеспечить открытость государственной гражданской службы и укрепить доверие граждан.

Прекращение служебного контракта с государственными служащими основано на тех же принципах, которые заложены в ТК РФ: исчерпывающий перечень возможных оснований для расторжения служебного контракта; неравенство сторон служебного контракта в решении вопроса о его прекращении (возможности представителя нанимателя ограничены по сравнению с гражданским служащим); обязанность представителя нанимателя информировать выборный профсоюзный орган о расторжении служебного контракта по отдельным основаниям.

Глава 6 Закона №79-ФЗ регламентирует основания и последствия расторжения служебного контракта. С помощью норм Закона №79-ФЗ, регулирующих прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы, представитель нанимателя может решать такие вопросы, как оптимизация численности служащих государственного органа, обеспечение служебной дисциплины, формирование кадрового состава гражданских служащих, отвечающих установленным квалификационным требованиям, и др.

Однако прекращение служебного контракта и освобождение от замещаемой должности не всегда влечет за собой увольнение с гражданской службы. Например, при переводе на другую должность в другой государственный орган прежний контракт прекращается, но служебные отношения продолжаются, и гражданский служащий не увольняется с гражданской службы. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы - это не равнозначные понятия.

В ст. 33 Закона №79-ФЗ установлены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы, то есть такие основания, которые могут быть применены ко всем гражданским служащим независимо от замещаемой ими должности гражданской службы, ее категории и группы.

Общие основания прекращения служебного контракта и увольнения с гражданской службы можно разделить на две части.

К первой относятся основания, которые влекут за собой увольнение гражданских служащих с гражданской службы: соглашение сторон служебного контракта (ст. 34 Закона №79-ФЗ); истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35 Закона №79-ФЗ); расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона №79-ФЗ); расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37 Закона №79-ФЗ); отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ст. 31, пп. 6 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29, пп. 7 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья, в соответствии с медицинским заключением либо в связи с отсутствием такой должности в том же государственном органе (ст. 28, пп. 8 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (ст. 28, пп. 9 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); некоторые обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (пп. 10 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); нарушение установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 Закона №79-ФЗ); выход гражданского служащего из гражданства РФ (ст. 41 Закона №79-ФЗ); несоблюдение ограничений и нарушение обязательств, установленных федеральными законами (ст. 16, п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 Закона №79-ФЗ (п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ст. 27, п. 15 ч. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ).

Ко второй группе оснований прекращения служебного контракта, не влекущих за собой увольнение гражданского служащего, относят: перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида (пп. 5 п. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ); случаи приостановления или прекращения контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1 ст. 39 Закона №79-ФЗ).

При переводе государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности, прежний служебный контракт с ним прекращается, но с гражданской службы он не увольняется, потому что с ним заключается новый служебный контракт на основании акта о переводе в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

Заключение

Государственная служба есть:

а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими;

б) неотъемлемое свойство государства. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; а узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

В соответствии с Законом №58-ФЗ, государственная служба РФ определяется как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Институт государственной службы охватывает правовые основы ее организации и особенности правового положения государственных служащих. Правовой массив, регулирующий государственную службу РФ, состоит из Конституции РФ, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных федеральных актов, а также актов субъектов Федерации.

Внедрение новых механизмов в систему управления государственной службой встречает достаточное количество трудностей. Разработка эффективно действующего законодательства требует значительных временных затрат. Поэтому определенная часть подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих государственную службу в России, еще не издана. Поэтому сейчас еще рано делать вывод об успешном создании правовой основы института государственной службы. Это возможно только после издания и вступления в силу всех нормативных правовых актов, необходимых для надлежащей реализации государственной службы.

Институт государственной службы является "живым организмом", все его части взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Опережение на одном участке может обесценить усилия в целом, если сопряженные элементы своевременно не будут доработаны. Необходима нормативно-правовая база, закрепляющая эффективные механизмы обеспечения единства функционирования всех трех видов государственной службы - гражданской, военной и правоохранительной.

Весь механизм публичной власти, вся совокупность государственных и муниципальных органов и других организаций создаются гражданским обществом для решения общих дел, обеспечения общественно значимых (публичных) интересов. Это, а также экономическая, политическая, социальная, правовые основы РФ обуславливают рассмотренные выше основные принципы государственной службы. Их последовательная реализация - необходимое условие ее эффективности.

В современном мире роль государственной службы, ее уровень и объемы выросли и продолжают расти, что, соответственно, сопровождается значительным увеличением контингента государственных служащих. Служебная перспектива реализуется стабильностью служебных отношений; повышением уровня квалификации, что влечет за собой увеличение заработной платы, повышение в звании, категории, предоставление льгот за длительную службу и т.д.; продвижением по службе (перевод на более высокую должность в этой же организации или в другой). В условиях правильной организации работы управленческого аппарата карьера (продвижение по службе) работника, прежде всего, зависит от его добросовестности, квалификации, идейной зрелости и личных качеств. В таких условиях стремление делать карьеру так же нормально, как стремление стать мастером спорта, доктором наук, хорошим художником, музыкантом, поскольку при этом гражданин старается работать лучше, повышать свою квалификацию, т.е. делает очень нужную и для общества работу.

Общество заинтересовано в том, чтобы служащие работали лучше. Значит, их нужно заинтересовать, стимулировать повышение знаний, накопление опыта, проявление инициативы, добросовестное выполнение обязанностей, развитие чувства ответственности. Однако подготовка новых кадров - это самая трудоемкая и длительная часть реформы: новый стиль профессиональной деятельности, этические нормы, новые взгляды на содержание профессии и способы выполнения обязанностей не проявляются сразу. Лишь войдя в практику правоприменения, преодолев давление со стороны прежних традиций, эти нормы станут основой эффективной работы государственной службы в гражданском обществе.

 

 

Нормативные правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 21.01.2009.

2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 04.10.2010)//Собрание законодательства РФ.-1996.-N25.-Ст.2954;2010.-N41(2ч.).-Ст.5199.

3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 3; 2009. - №48. - Ст. 5717.

4.Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. от 11.03.2010) // Российская газета. - 02.04.1998, 15.03.2010.

5.Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 22.07.2010) // Российская газета. - 02.06.1998, 28.07.2010.

6.Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007) // Российская газета. - 28.05.2003, 05.12.2007.

7.Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 14.02.2010) // Российская газета. - 31.07.2004, 17.02.2010.

8.Федеральный закон от 30.06.2006 №90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (ред. от 17.07.2009) // Российская газета. - 07.07.2006; 21.07.2009.

 

 

Список использованной литературы

1.Бабелюк, Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап: [Текст] / Е.Г. Бабелюк // Российский юридический журнал. - 2003. - №3. - С. 35 - 40.

2.Барциц, И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации: [Текст] / И.Н. Барциц // Журнал российского права. - 2008. - №6. - С. 43 - 47.

3.Большой юридический словарь: [Электронный ресурс]

4.Лебедев, В.А., Киреев, В.В. Правовые принципы суверенной демократии: [Текст] / В.А. Лебедев и др. // Конституционное право. - 2007. - №19. - С. 40 - 46.

5.Мамонов, В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной Российской государственности: [Текст] / В.В. Мамонов // Государство и право. - 2004. - №4. - С. 6 - 10.

6.Оценка и профессиональное развитие государственных служащих: [Текст] / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации; под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 299 с.

7.Румянцева, В.Г., Меньшикова, И.В. Генезис института государственной службы в России: [Текст] / В.Г. Румянцева и др. // История государства и права. - 2008. - №8. - С. 41 - 45.

8.Старилов Ю.Н. Служебное право: [Текст] /Ю.Н.Старилов.-М.:БЕК,1996. - 467 с.

9.Старилов, Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы?: [Текст] / Ю.Н. Старилов//Журнал российского права.-2004.-N9.-С.11 - 18.

10.Тонкова, Е.Е. Трансформация юридических форм государственной деятельности в период экономического кризиса: [Текст] / Е.Е. Тонкова. - М.: Изд-во СГУ, 2009. - 345 с.

11.Усанов, В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России: [Текст] / В.Е. Усанов // Государство и право. - 2005. - №12. - С. 5 - 7.

12.Хабриева, Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений: [Текст] / Т.Я. Хабриева // Государство и право. - 2004. - №8. - С. 12 - 15.

13.Хрестоматия по истории государства и права России: [Текст] / под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 2008. - 567 с.

14.Чаннов, С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства: [Текст] / С.Е. Чаннов//Административное право. - 2009. - №2. - С. 33 - 37.

15.Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики: [Текст] / Л.А. Чиканова // Журнал российского права. - 2005. - №4. - С. 29 - 35.

16.Шерипов, Н.Т. Сущность военной службы как особого вида государственной службы: [Текст]/Н.Т.Шерипов//Военно-юридический журнал.-2009.-N6.-С. 23 - 38.

17.Щербаков, Ю.Н. Государственная и муниципальная служба: учебник: [Текст] / Ю.Н. Щербаков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 399 с.

18.Январев, В.А., Семионова, Е.А. Воздействие регламентации деятельности органов власти на эффективность исполнения ими государственных функций (по результатам опроса государственных служащих): [Текст] / В.А. Январев, Е.А. Семионова//Вопросы государственного и муниципального управления.-2009.-N3.-С.78-83.

 

 


[1] Шерипов, Н.Т. Сущность военной службы как особого вида государственной службы: [Текст]/Н.Т.Шерипов//Военно-юридический журнал.-2009.-N6.-С. 23 - 38.

[2] Шерипов, Н.Т. Сущность военной службы как особого вида государственной службы: [Текст]/Н.Т.Шерипов//Военно-юридический журнал.-2009.-N6.-С. 23 - 38.

[3] Шерипов, Н.Т. Сущность военной службы как особого вида государственной службы: [Текст]/Н.Т.Шерипов//Военно-юридический журнал.-2009.-N6.-С. 23 - 38.

[4] Шерипов, Н.Т. Сущность военной службы как особого вида государственной службы: [Текст]/Н.Т.Шерипов//Военно-юридический журнал.-2009.-N6.-С. 23 - 38.

[5] Шерипов, Н.Т. Сущность военной службы как особого вида государственной службы: [Текст]/Н.Т.Шерипов//Военно-юридический журнал.-2009.-N6.-С. 23 - 38.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: