Период формирования единой русской культуры, складывающейся из достижений культуры народов русских земель.




Характерные черты культуры России XVIв.

1. Распространение публицистики

2. Появление книгопечатания

3. Возникновение шатрового стиля в архитектуре

4. Широкое строительство крупных оборонительных сооружений

5. Значительное влияние церкви на развитие культуры

Период формирования единой русской культуры, складывающейся из достижений культуры народов русских земель.

отражение в культуре процесса укрепления самодержавной власти и становление абсолютизма, Концепция «Москва- 3-й Рим» (послания игумена Филофея Василию III); постепенная секуляризация /обмирщение/ российской культуры, при сильном влиянии православной церкви.

7. развитие культуры во взаимодействии с культурами других стран.

 

В XV в. возрождается общерусское летописание.

Первая летопись, так называемая Троицкая, подчеркивает идею единства Руси, была составлена в Москве.

Была проведена большая работа по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 г. было предпринято составление новой летописи, главной мыслью которой было обоснование необходимости союза московской великокняжеской власти с городским населением местных центров в целях объединения Руси.

Одним из самых значительных произведений стала летопись, составленная в Москве 1479 г.

Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной центральной власти. В них прослеживается идея о том, что Москва является наследницей и преемницей Киева и Владимира. Чтобы подчеркнуть эту идею, все московские летописи начинались с «Повести временных лет».

 

В XV в. развивается новый жанр: повесть. Новый этап развития жанра «Хождения» (описание путешествий): «Хождение» Стефана Новгородца (о своем путешествии в Константинополь в 1348 или 1349 гг.) «Повесть о Меркурии Смоленском» - 2 пол. XV – нач. XVI вв (Меркурий спас Смоленск: по велению Богоматери отправился в татарский стан, истребил многих татар и тем самым спас Смоленск во время нашествия 1239 г.)
«Хождение за три моря» Написал тверской купец Афанасий Никитин. Был в Индии в 1471-1474 гг. Привязанность к своей стране и ее вере сочеталась с отсутствием нетерпимости к другой религии, что позволило ему свблизиться с последователями индуизма в мусульманском государстве Бахманидов. Поницает раздоры между князьями, скорбит о том, что в Русской земле м «мало справедливости». Демонстрирует ег достаточно высокую религиозность верхушки городского населения, т.к. пытался соблюдать посты в других странах, ориентируясь на мусульманский календарь.
Основные события /процессы/ Год/-ы/, суть событий /процессов/
Училища при монастырях и церквах Учились 2 года началам богословия, чтению, письму, иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовались богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики появились только во второй половине XVI в.
Первая книга «Апостол» Иван Федоров –создатель первой типографии в Москве Петр Мстиславец – его помощник 1564 г. Появление печатных книг способствовало распространению грамотности и имело огромное значение для последующего развития культуры
«Часословец» 1565 г.Книга для обучению грамоте
Лицевой летописный свод Записи событий по годам, доказательство избранности правителей России, общерусский характер московской власти. События всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевой, т.к. оформлен роскошными миниатюрами – лицами.
Степенная книга История России: русская история как процесс восхождения русского народа к Богу от Владимира Святого до Ивана IV.
Казанская история История Казанского ханства и завоевания Казани русскими войсками. Борьба Ивана IV с боярами, гимн самодержавию.
Светоч сердец Аднашем Хафиз: о событиях взятия Казани русскими войсками, совет о том, как сохранить самобытность в условиях военного поражения.
Поэмы Мухамедьяра Татарский поэт
Нартский эпос Эпос народов Кавказа
Джангар Эпос калмыков: приключения сказочных героев-богатырей в сказочной стране Бумба
Зародилась публицистика Основная тема – самодержавная власть
«Сказание о князьях Владимирских» Доказывает происхождение московских государей от императора Августа О передаче византийским императором князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху царских регалий, которыми тот венчался на царство – обоснование царского титула
Иван Пересветов «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмете-салтане» Отстаивал самодержавную власть государя, опирающуюся на дворянство.
Андрей Курбский, вел переписку с Иваном Грозным. Курбский был приближенным Ивана Грозного, входил в состав Избранной рады. В начале Ливонской войны был военачальником, перебежал на сторону Литвы, выдал военные секреты, воевал против России. Бегство Курбского произошло до начала преследований Грозным бывших соратников по Избранной раде. В своих письмах Грозному отстаивал права на участие бояр в управлении. Иван Грозный отстаивал права на самодержавную неограниченную власть: «Горе царствам, коими владеют многие.»
Хронограф Сборник рассказов по всемирной истории
Четьи-минеи (чтения ежемесячные) Рассказы для чтения (все произведения распределены по месяцам и дням; вобрали все книги, читавшиеся на Руси)
«Домострой» Сильвестра Рациональное хозяйствование; семья подчиняется ее главе; правила наказаний домашних главой семьи
Архитектура
Создание Царь-пушки 1586 г. в России была отлита как боевое орудие, самая большая для своего времени пушка в мире, весом около 40 тонн – литейщик Андрей Чохов
Московский Кремль – Иван III Итальянские зодчие
Грановитая палата. – Иван III Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари
Архангельский собор Московского Кремля – Иван III 1505-1508 гг. Алевиз Новый – усыпальница царей
Храм Рождества Иоанна Предтечи, Москва Не существует сейчас.
Колокольня Ивана Великого Бон Фрязин
Стены и башни Китай-города 1535-1538 гг. Петрок Малый. Примыкала к Кремлю со стороны Красной площади. Была построена с целью защиты посада.
Шатровый стиль  
Церковь Вознесения в Коломенском 1528-1532 гг. – в честь рождения будущего царя Ивана Грозного – первый шатровый храм
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву /храм Василия Блаженного/ 1555-1561 г. Барма и Посник. В память о взятии Казани
Смоленская крепостная стена   Белый город 1585-1591 гг. Федор Семенович Конь.   В границах Бульварного кольца Москвы
Земляной вал вокруг Москвы Конец XVI в.
Живописцы  
Бытийное письмо  
Дионисий Иконы и фрески Успенского монастыря – главный кафедральный собор, там венчали на царство, усыпальница патриархов Расписал Ферапонтов монастырь
Икона «Церковь воинствующая» - посвящена взятию Казани Военный успех истолкован как результат покровительства высших сил
             

 

Изобразительное искусство.
Феофан Грек: прибыл из Византии, был очень образован. Фрески сохранились лишь в церкви Новгорода «Спаса на Ильине улице» (1378 г.) Панкратор   Донская Богоматерь Благовещенского собра Москвы. Расписал вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца Благовещенский собор Москвы в 1405 г.     Представителем школы московского зодчества первой половины XV в. является Андрей Рублев. В его творчестве получает свое логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийкой суровости и аскетизма. В своих произведениях они создавали образы живых людей, передавали душевные переживания и настроения ресского человека того времени. Самая известная икона Рублева – Троица, создана для Троице-Сергиевого собора. Украсил фресками собор Троице-Сергиева монастыря. Между 1408-1425 гг. Расписал вместе с Даниилом Черным Успенский собр во Владимире (1408 гг.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: