Степень электролитической диссоциации




Тема «Степень диссоциации. Реакции ионного обмена в водных растворах и условия их протекания. Гидролиз солей».

 

Степень электролитической диссоциации

Поскольку электролитическая диссоциация - процесс обратимый, то в растворах электролитов наряду с их ионами присутствуют и молекулы. Другими словами, различные электролиты, согласно теории С. Аррениуса, диссоциируют на ионы в различной степени. Полнота распада (сила электролита) характеризуется количественной величиной – степенью диссоциации.

Степень диссоциации (α – греческая буква альфа) - это отношение числа молекул, распавшихся на ионы (n), к общему числу растворенных молекул (N):

Степень диссоциации электролита определяется опытным путем и выражается в долях единицы или в процентах. Если α = 0, то диссоциация отсутствует, а если α = 1 или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. Если же α = 20%, то это означает, что из 100 молекул данного электролита 20 распалось на ионы.

Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, от концентрации электролита, температуры.

1. Зависимость степени диссоциации от природы: чем полярнее химическая связь в молекуле электролита и растворителя, тем сильнее выражен процесс диссоциации электролита на ионы и тем выше значение степени диссоциации.

2. Зависимость степени диссоциации от концентрации электролита: с уменьшением концентрации электролита, т.е. при разбавлении его водой, степень диссоциации всегда увеличивается.

3. Зависимость степени диссоциации от температуры: степень диссоциации возрастает при повышении температуры (повышение температуры приводит к увеличению кинетической энергии растворённых частиц, что способствует распаду молекул на ионы).

 

В растворах электролитов реакции протекают между ионами.

Реакции ионного обмена — окислительно-восстановительная реакция, которая идет в направлении связы­вания ионов, но, при которой не происходит изменения степеней окисления.

Условия течения реакций в растворах электролитов до конца:

1) в результате реакции выпадает осадок:

2) в результате реакции выделяется газ:

3) в результате реакции образуется малодиссоциирующее вещество:

Правила написания уравнений реакций в ионном виде

1. Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.

2. Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ (солей, кислот, оснований), обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение – гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.

3. Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. Получают полное ионное уравнение.

4. Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение.

 

Гидролиз – это взаимодействие ионов солей с водой, приводящие к появлению кислой или щелочной среды, но не сопровождающиеся образованием осадка или газа.

Процесс гидролиза состоит из двух этапов:

1. Диссоциация соли в растворе – необратимая реакция

2. Собственно гидролиз соли – обратимая реакция.

Условия для гидролиза:

А) Наличие воды.

Б) Реакция идет только по первой стадии.

В) Реакция обратима.

Выделяют три типа гидролиза:

1. Соль образованная сильным основанием и сильной кислотой.

NaCl – соль образованная сильным основанием NaOH, и сильной кислотой – HCl.

2. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой. Гидролиз по аниону.

Na2CO3 - соль образованная сильным основанием NaOH, и слабой кислотой H2CO>3.

3. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, гидролиз по катиону.

CuCl2 - соль образованная сильной кислотой HCI и слабым основанием Cu(OH)2

 

Домашнее задание:

1. Изучить §9, 10 учебника, составить конспект (определения, важная информация, примеры реакций), перенести в тетрадь таблицу 2 (стр.202-203).

2. Выполнить задания:

2.1) Даны растворы: а) сульфата цинка и нитрата бария; б) сульфата меди (II) и гидроксида калия; в) сульфата цинка, хлорида магния и фосфата натрия; г) хлорида железа (III) и сульфата магния. При сливании каких растворов реакции обмена пойдут до конца и почему? Составьте уравнения этих реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

2.2) Напишите уравнения гидролиза солей, укажите среду: а) сульфида натрия; б) хлорида меди (II); в) сульфида алюминия; г) хлорида натрия.

(фото конспекта и выполненных заданий скинуть в личном сообщении https://vk.com/id53950897)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: