Возникшей на базе Советов, их общегосударственных и региональных объединений и включавшей те политические организации, которые были либо представлены в Советах, либо ориентировались на них. В столице двоевластие проявилось в разделе власти между Петросоветом и Временным правительством, на местах — между Советами и комиссарами Временного правительства и комитетами общественных организаций.
44. Продразвёрстка — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом на зерновые и другие продукты в Российской Империи, Российской Республике и РСФСР проводимая в период с 1916 по 1921 год.
45. Коллективиза́ция —политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные, проводившаяся в СССР в период с 1928 по 1937 год с целью преобразования мелких индивидуальных хозяйств в крупные общественные кооперативные производства для упрощения системы изъятия её продуктов и обеспечения за их счёт роста промышленных производств — индустриализации
46. Абсентеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах, или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрациях и т. д.), но главным образом подразумевается уклонение от своих прямых электоральных функций.
47. Авта́рки́я — система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот.
48. Модернизация – изменение менее развитого общества, в ходе которого она приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу
49. Ярлык — письменное повеление или грамота хана, воплощение законов Ясы. Верительная грамота на великое княжение в XIII—XV веках
50. Баска́к — представитель монгольского хана в завоёванных землях, сборщики налогов.
51. Вассалите́т — система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов от других
52. Вервь — древняя общинная организация на Руси и у хорватов; местная община с определёнными поземельными границами и круговою ответственностью в определённых случаях.
53. Ве́че — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
54. Ме́стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве в 15-17 веках
55. Военные поселения — система организации войск в России в 1810—1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным.
56. Консервати́зм — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.
57. Славянофи́льство — литературно и религиозно-философское течение русской общественной и философской мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада[3], представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути[4], развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов[5]. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии
58. За́падничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века, выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.
59. Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности.
60. Волюнтаризм — политика произвола, не учитывающая объективных факторов
61. Волхвы́ — древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее
62. Во́тчина — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов.
63. Зе́мский собо́р — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
64. Геополитика — направление политической мысли, концепция, о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений
65. Депорта́ция — принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем.
66. Диссидентство – инакомыслие, оппозиция власти в идеологии
67. Дьяк
государственный служащий начальник органа управления или младший чин в боярской думе России XVI — начала XVIII столетий;
церковнослужитель низшего разряда в православной церкви, не имеющий степени священства
68. Еврази́йство — философско-политическое направление в России, акцентирующее на преемстве и кооперации культуры русскоязычных с кочевыми империями степей Евразии
69. Запове́дные ле́та — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день в правлении Ивана 4
70. Зе́мства — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости.
71. Интернационал — международная политическая организация, представленная ассоциацией политических, соц. и ком. партий и организаций.
72. Комитет бедноты (комбед) — орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма», созданный декретами ВЦИКа от 11 июня и Совнаркома от 6 августа 1918 года.
73. Космополити́зм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.
74. Культурная автономия — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни.
75. Маргина́льность — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику
76. Мануфакту́ра — это предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
77. Менталите́т - совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной[1] или этнической группе, нации, народу, народности.
78. Масонство - Религиозно этическое движение, возникшее в начале 18 в. в Англии и получившее распространение в Европе, в США и других странах, ставившее задачей создание тайной всемирной организации для объединения человечества в братском союзе
79. Фаши́зм — обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм, антилиберализм, ксенофобию, реваншизм и шовинизм, антикоммунизм, вождизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию[6], этатизм и, в ряде случаев, синдикализм, расизм и политику геноцида
80. Норманская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства.
81. Пассионарность — это внутренняя жажда деятельности, направленная на осуществление какой-то цели, которую, как правило, человеку сложно контролировать и объяснить самому себе.
82. Патернали́зм — система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного. Патернализм отражает узость перспективы, социальное объединение путём принятия единственного кодекса этики, ограничения интересов и форм опыта теми, которые уже установились как традиционные.
83. Плутократия — политический режим, где решения государственных органов определяются мнением не народа, а группировками богатых людей, что предполагает глубокое социальное неравенство и низкую социальную мобильность.
84. Плюрали́зм — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
85. Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи государственной собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.
86. Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в Петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системы приказов.
87. Прика́зы — органы центрального государственного управления в Русском царстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства в 16-17 веках
88. Сино́д – «Духовная коллегия». Орган управления церкви в 18 – начало 20 веках
89. Просвещённый абсолюти́зм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.
90. Сепарати́зм — политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса автономии.
91. Смерд — категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX—XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.
92. Холо́пство — состояние несвободного населения в Киевской, Удельной Руси и Русском государстве. Отменено Петром I 19 января 1723 года.
93. Сму́тное вре́мя — период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
94. Собо́рность — понятие в русской религиозной философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви.