Поэтика романа К.Абе «Человек-ящик» (1973)




1. Проанализируйте субъектную организацию романа: выделите всех субъектов речи и субъектов сознания, представленных в романе, определите их дискурсивные характеристики, ценностные позиции каждого субъекта сознания. Обратите внимание на несовпадение субъекта речи и сознания в рамках одного композиционного фрагмента, на необычные случаи соотнесения субъекта и объекта речи.

2. Проанализируйте композицию романа (как «систему внутритекстовых дискурсов» - В.И. Тюпа).

--- Как соотносятся представленные внутритекстовые дискурсы с «внешней» композицией романа[1]?

 

--- Какую роль играют «вставные тексты» и «вставные жанры[2] («инструкция», «конспект», «судебные прецеденты, опубликованные городским судом Нагой в феврале 1973 года», «не обратили внимания на умершего»), стихотворение («Циферблат часов облез...»: «И ВОТ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЗВОНКА К ПОДНЯТИЮ ЗАНАВЕСА, ДРАМА ЗАКОНЧИЛАСЬ») в композиции романа? Какова роль знаков (***), курсива, кавычек. Почему одни диалоги в тексте приводятся в кавычках, а другие – без кавычек? Роль пометок о цвете чернил и типе иероглифов, комментариев «(Записки по неизвестной причине обрываются)»

---- Каксоотносятся «я» и «ты» в прямой речи пишущего («ЧТО ПРОИЗОШЛО С С.»), как соотносятся «я» и «он» в речи пишущего («Обычно дни человека-ящика, после того как он вышел на улицу, проходят спокойно. С неприятностями он сталкивается чрезвычайно редко»: «СНОВА ВСТАВКА, НА СЕЙ РАЗ ПОСЛЕДНЯЯ»)

 

3. Выберите из ваших собственных читательских наблюдений заинтересовавший вас аспект, выделите из текста цитаты, его представляющие. Вы можете также изучить один из предлагаемых ниже аспектов:

· Внутренний мир человека: из общественного слоя собственного существования к предельно «внутреннему» слою собственного существования

· Касание и прикосновение – слой / оболочка. Аскетизм и гедонизм, чувственный слой человеческого существования

· Особое, неповторимое, единичное -

· Я и другой: зеркало рефлексии, зеркало письма (процесса написания записок)

· Подглядывание / явное рассматривание – демонстрация себя / «другого». Расстояние и близость, отчуждённость и близость, телесная близость персонажей

· Слои и оболочки (одежды, ящика, профессии, социальной роли, дома / комнаты, включенного света, кожи) и обнажённость (нагота, слои наготы). Образ обнажённой Йоко Тояма.

· Отверстие в ящике как рама картины или кадр фотографии: документирование реальности

· Роль детективного сюжета («Единственное, о чем я тебя прошу, — не воспринимай мои записки как детективный роман, допускающий множество различных решений»: «ЧТО ПРОИЗОШЛО С С.»).

· Образ лабиринта

 


[1] ЧТО ПРОИЗОШЛО СО МНОЙ

ЧТО ПРОИЗОШЛО С А.

МЕРЫПРЕДОСТОРОЖНОСТИ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

НЕСКОЛЬКО ДОБАВЛЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ ВЕЩЕСТВЕННОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА — ФОТОСНИМКА, ПРИКЛЕЕННОГО НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ОБЛОЖКИ

НЕ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЯ НА УМЕРШЕГО

ПОТОМ Я ДРЕМАЛ, ПРОСЫПАЛСЯ И СНОВА ДРЕМАЛ

В ЗЕРКАЛЕ

НЕНОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МНОЙ ПИШУЩИМ И МНОЙ ОПИСЫВАЕМЫМ

ЧТО ПРОИЗОШЛО С С.

ПАЛАЧ — НЕ ПРЕСТУПНИК

СНОВА ВСТАВКА, НА СЕЙ РАЗ ПОСЛЕДНЯЯ

ЧТО ПРОИЗОШЛО с D.

ВО СНЕ И ЧЕЛОВЕК-ЯЩИК СНИМАЕТ С СЕБЯ ЯЩИК. ВИДИТ ЛИ ОН СОН О ТОМ, ЧТО БЫЛО ДО ТОГО, КАК ОН НАЧАЛ ЖИЗНЬ В ЯЩИКЕ, ИЛИ ВИДИТ СОН О СВОЕЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОКИНУЛ ЯЩИК...

ЗА ПЯТЬ МИНУТ ДО ПОДНЯТИЯ ЗАНАВЕСА

И ВОТ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЗВОНКА К ПОДНЯТИЮ ЗАНАВЕСА, ДРАМА ЗАКОНЧИЛАСЬ

 

[2] Волкова Т.Н. Вводные (Вставные) жанры// Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий:

«Другие» по отношению к художественному целому «типы высказывания», «оформляющие и завершающие» (М. Бахтин) лишь часть этого целого. Группы жанров: «литературные» (стихотворение), «публицистические» («статья»), «риторические» (судебная речь), «жизненно-практические» (письмо). В зависимости от того, какую часть целого «оформляет и завершает» вставной жанр, он может быть «конструктивным элементом», или же, напротив, может определять «конструкцию романного целого». В качестве конструктивных элементов произведения, вставные жанры значимы в разной степени. Особую смысловую нагрузку несут те из них, которые представлены несколькими вариантами. Вставной жанр, претендующий на завершение целого, «обрамляет» произведение. В качестве «обрамления» могут выступать самые разные жанры: исповедь (А. де Мюссе «Исповедь сына века»), дневник (Л. Андреев «Дневник Сатаны»), автобиография (Э.Т.-А. Гофман «Житейские воззрения Кота Мурра»), письмо (Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза»), роман (Сервантес «Дон Кихот»). Независимо от того, какой жанр определяет «конструкцию романного целого», он обычно выполняет своеобразную роль маски, скрывающей истинные намерения автора. В том случае, когда «обрамляющим» является «внелитературный» жанр, очевидно намерение автора завуалировать эстетическую природу своего произведения, представить его феноменом жизни: перепиской, биографией, дневником.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: