Тилюпо Георгий Владимирович




Трудно и ответственно подойти к воспоминаниям о директоре техникума, Тилюпо Георгии Владимировиче. Наше повествование не претендует на биографические заметки. Слава Богу, есть книга, где подробно описан его трудовой путь, который, нам кажется, достоин того, чтобы называться подвигом. Но и обойти стороной фигуру этого учителя и руководителя в воспоминаниях об учебе группы Л 52 в 1972-1976 гг. в РАТ было бы неправильно.

Георгий Владимирович не проводил занятий в нашей группе, но мы, со слов своих сокурсников, знаем, что он был грамотный и требовательный педагог. Во время учебы нам не приходилось быть с ним в неформальной обстановке, но по слухам он умел и любил пошутить, был демократичен и не держал дистанцию. Нам казалась совершенно естественной связка - Тилюпо и техникум: оба большие, красивые, устремленные вперед и вверх.

И все же мне довелось несколько лет проработать вместе с Георгием Владимировичем Тилюпо. Уйдя с первых ролей, он принял на себя руководство производственной практикой студентов. Я в этот момент работал в Учебно-производственном комбинате «Сатурна», который назывался тогда Рыбинское производственное объединение моторостроения. В круг моих обязанностей входило обучение и повышение квалификации ИТР предприятия, а также практика студентов техникумов и ВУЗов. Признаться, я немного опешил, когда однажды в мой кабинет, распахнув дверь, вошел Георгий Владимирович и презентовал свою новую должность. Широко улыбаясь, он погасил возникшую неловкость крепко пожав руку и стал расспрашивать о моей трудовой биографии. Оказалось, что он помнит меня по техникуму. Несколько общих воспоминаний совсем стерли грани возраста, опыта, положения. Затем начались вопросы по практике: - что хочет завод от будущих специалистов?

- как повысить престиж практики?

- что я, как вчерашний выпускник, хотел бы изменить в программе практики, для того, чтобы лучше подготовить к производству мальчишек и девчонок?

В этот период еще один энтузиаст и реформатор пытался сблизить учебные заведения и завод – это был ректор Рыбинского авиационно-технологического института Вячеслав Феоктистович Безъязычный. Я рассказал об этом Георгию Владимировичу и тот обещал встретиться с коллегой из вуза и разработать совместный план действий. То, что сейчас называется дуальным образованием и преподносится, как передовое достижение Западной цивилизации, зарождалось в Рыбинске раньше, чем в Германии! Мы понимали, что для изменения учебной программы и даже количества часов, отведенных на практику, потребуются месяцы согласований в министерстве образования, но у моих старших товарищей была надежда решить этот вопрос. От меня требовалось убедить в необходимости и выгоде этого проекта руководство предприятия. Спустя некоторое время, я написал служебную записку и привел расчеты.

Нам не повезло со временем, когда должна была реализовываться эта идея. Началась перестройка, вместе с ней стали ломаться хозяйственные связи, производства замирали и сворачивались. Вскоре директор предприятия В.Н.Аникин издал приказ, согласно которому закрывались пропуска всем преподавателям и студентам техникумов и вузов, как следствие, совсем прекращалась производственная и преддипломная практика. Самодурство первого руководителя больно ударило по производству, т.к. ребята производили продукцию и работали порой на самых низкооплачиваемых местах. Вместе с отделом кадров мы придумали ответный ход и стали брать студентов на работу по договору подряда, но это уже не спасало положения дел, так как стройная система подготовки специалистов была разрушена.

Еще некоторое время Георгий Владимирович занимался в техникуме организацией и работой музея. Это было его последнее детище. Еще в период его работы директором там были выставлены интересные экспонаты, сделанные руками студентов, демонстрировавшиеся и отмеченные наградами всесоюзных выставок. Было собрано много альбомов с фотографиями выпускников, подарки, дипломы и грамоты за победы в спортивных соревнованиях самого разного уровня.

Чего только стоил диплом, в котором было написано, что он вручается «сборной команде Советского Союза» за победу над «сборной Чехословакии" в товарищеском матче по волейболу. В дипломе указывались фамилии и имена студентов из техникума, которые за свои результаты были награждены туристической поездкой в Ростов Ярославский: спортсменов, комсомольских активистов, участников самодеятельности. Там судьба свела нас с группой из Чехословакии, которые, помня 1969 год, держались особняком. Организаторы решили разрядить обстановку и предложили провести товарищеский матч по волейболу. У нас не было с собой формы, но мы сняли рубахи и закатали штаны. Чехи, 25 – 30-летние мужики рубились насмерть, но мы победили со счетом 3:2 и привезли в техникум диплом. А потом долго бродили по Кремлю и пели под гитару и баян песни. Чехи, в знак протеста, ушли спать.

Каждую юбилейную дату после окончания техникума мы обязательно шли в музей. На пятнадцатилетии там нас встречал Георгий Владимирович, и мы долго с ним перебирали фотографии, вспоминали учебу, фотографировались у стендов. Последний раз мы были в музее на 20-летии и не узнали его: заламинированные плакаты и ни одного артефакта. Жаль, что не осталось даже фотографии с нашей группой.

Составленные по крупицам юношеских воспоминаний штрихи портрета Г.В. Тилюпо лишь со временем явили всю силу и значимость фигуры этого человека. Техникум для Георгия Владимировича тоже, что моторостроительный завод для Дерунова Павла Федоровича. Они жили в одну эпоху, верили в страну, обрели призвание и беззаветно служили своему делу. Даже часть черт у них были похожи:оба рослые, подтянутые, уверенные, образованные и высоко культурные. Они досконально знали о том, что происходит в их хозяйствах, постоянно шли вперед, создавая и укрепляя материальную базу. Коллектив они собирали по крупицам, опирались на профессионалов и растили молодежь, доверяли, но и спрашивали за порученные дела.

Примерно в одно время Тилюпо и Дерунов реализовали смелые проекты: во дворе техникума появился настоящий истребитель МиК 15, а новый микрорайон Скоморохова гора, который застраивали моторостроители, украсил самолет Ту-104. Новые руководители РАК не сохранили уникальный экспонат, с таким трудом доставшийся Георгию Владимировичу. Вместе с ним техникум потерял часть того, что определяло его, как авиационный.

Они были очень увлеченные люди и немного романтики. Мне посчастливилось в 1977 году слышать выступление Павла Федоровича, когда он говорил, что уже не за горами смелые перспективы развития ждут предприятие в связи с освоением двигателя «ДеБоШ». Чуть раньше Георгий Владимирович рисовал на собрании перед нами планы развития техникума, у которого вслед за новеньким спортзалом «Ракета», должен был появиться 25-метровый бассейн и современные мастерские. Жаль, что эти проекты своевременно не были реализованы, а то, как знать, как бы «рванули» РАК и РМЗ в своем развитии.

Эти руководители были вхожи в высокие кабинеты, с ними считались в городе, в области, в министерствах. Пожалуй, только в одном они существенно отличались, так как Георгий Владимирович горазда чаще улыбался. Он вообще был оптимист и жизнелюб.

Георгий Владимирович Тилюпо и Павел Федорович Дерунов прожили долгую жизнь и оставили о себе светлую память, которая еще долго будет жить, передаваясь от тех, кому довелось жить и работать рядом с ними, к тем, кто захочет понять и перенять лучшие черты этих руководителей, лидеров, учителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: