Развитие культуры во второй половине ХХ века




Раз­ви­тие на­уки и тех­ни­ки. Ос­но­вой раз­ви­тия эко­номи­ки пе­редо­вых стран ми­ра во вто­рой по­лови­не XX—на­чале ХХI в. яв­ля­лись дос­ти­жения в сфе­ре на­уки. Ис­сле­дова­ния в об­ласти фи­зики, хи­мии, би­оло­гии поз­во­лили кар­ди­нально из­ме­нить мно­гие сто­роны про­мыш­ленно­го и сельско­хозяйствен­но­го про­из­водс­тва, да­ли тол­чок к дальнейше­му раз­ви­тию тран­спор­та. Так, ов­ла­дение сек­ре­том ато­ма при­вело к рож­де­нию атом­ной энер­ге­тики. Ог­ромный ры­вок впе­ред со­вер­ши­ла ра­ди­оэлек­тро­ника. Дос­ти­жения в ге­нети­ке поз­во­лили по­лучать но­вые сор­та рас­те­ний, по­высить эф­фектив­ность жи­вот­но­водс­тва.

В 70-е гг. XX в. на­чал­ся но­вый этап на­уч­но-тех­ни­чес­кой ре­волю­ции. На­ука сли­ва­ет­ся с про­из­водс­твом, прев­ра­ща­ясь в не­пос­редс­твен­ную про­из­во­дительную си­лу. Еще од­на чер­та дан­но­го эта­па — рез­кое сок­ра­щение сро­ков меж­ду на­уч­ным от­кры­ти­ем и его внед­ре­ни­ем в про­из­водс­тво. Сво­еоб­разный сим­вол это­го вре­мени — пер­со­нальный компьютер, став­ший в раз­ви­тых стра­нах с пос­ледних де­сяти­летий XX в. не­отъем­ле­мой частью как про­из­водс­тва, так и час­тной жиз­ни. По­яв­ле­ние Ин­терне­та сде­лало об­ще­дос­тупным ог­ромное ко­личес­тво ин­форма­ции. Мик­ропро­цес­со­ры на­чали ши­роко при­менять для ав­то­мати­зации про­из­водс­тва, в бы­товых при­борах. Ог­ромные пе­реме­ны про­изош­ли в средс­твах свя­зи (фак­сы, пейдже­ры, мо­бильные те­лефо­ны).

Яр­чайшие дос­ти­жения на­уки вто­рой по­лови­ны XX в. свя­заны с ос­во­ени­ем кос­мо­са. За­пуск в СССР в 1957 г. ис­кусс­твен­но­го спут­ни­ка Зем­ли и по­лет в 1961 г. Юрия Га­гари­на да­ли тол­чок к со­вет­ско-аме­рикан­ской гон­ке в ис­сле­дова­нии кос­ми­чес­ко­го прос­транс­тва.

Дос­ти­жения этой гон­ки: вы­ход че­лове­ка в от­кры­тый кос­мос, сты­ков­ка кос­ми­чес­ких ап­па­ратов, мяг­кие по­сад­ки меж­пла­нет­ных стан­ций на Лу­не, Ве­нере и Мар­се, соз­да­ние ор­би­тальных кос­ми­чес­ких стан­ций и мно­гора­зовых кос­ми­чес­ких ко­раб­лей и т. д. Аме­рикан­цы объяви­ли о по­летах сво­их ас­тро­нав­тов на Лу­ну.

Старт советской ракеты с космодрома Байконур. 70-е гг. ХХ в.

Пос­ле рас­па­да СССР ин­тенсив­ность кос­ми­чес­ких ис­сле­дова­ний за­мет­но сни­зилась, од­на­ко они про­дол­жи­лись. На­чалось соз­да­ние меж­ду­народ­ной кос­ми­чес­кой стан­ции; в этом про­ек­те при­няли учас­тие США, Рос­сия, стра­ны ЕС и Азии.

Но­вые чер­ты культу­ры. В 40—50-е гг. XX в. глав­ной те­мой про­из­ве­дений ис­кусс­тва бы­ла война. Ее со­быти­ям пос­вя­щены па­мят­ни­ки и мо­нумен­ты, ли­тера­тур­ные про­из­ве­дения, фильмы, му­зыка, жи­вопись. Во Фран­ции к те­ме войны об­ра­щались пи­сате­ли Луи Ара­гон, Поль Элю­ар, Ар­ман Ла­ну. В Гер­ма­нии глав­ной ста­ла те­ма пре­одо­ления на­цист­ско­го прош­ло­го («рас­чет с прош­лым»). В ГДР выш­ли та­кие ро­маны, как «Пляс­ка смер­ти» Бер­нхар­да Кел­лерма­на, «Мер­твые ос­та­ют­ся мо­лоды­ми» Ан­ны Зе­герс. В ФРГ с ог­ромной си­лой эти проб­ле­мы бы­ли под­ня­ты в про­из­ве­дени­ях Ген­ри­ха Бёл­ля (ро­ман «Где ты был, Адам?»). Об этом же пи­сали в сво­их про­из­ве­дени­ях не­мец­кие пи­сате­ли, жив­шие в го­ды войны в эмиг­ра­ции (Т. Манн, Э. М. Ремарк). Ро­ман Ре­мар­ка «Вре­мя жить, вре­мя уми­рать» ста­вил ос­трейшую для ФРГ проб­ле­му от­ветс­твен­ности не только на­цис­тов, но и всех нем­цев за прес­тупное ве­дение Гер­ма­ни­ей войны про­тив Со­вет­ско­го Со­юза.

Для всех круп­ных про­из­ве­дений это­го вре­мени ха­рак­те­рен ре­алис­ти­чес­кий под­ход. Ре­ализм от­ли­ча­ет твор­чес­тво аме­рикан­ских пи­сате­лей то­го вре­мени: У­ильяма Фол­кне­ра, Эр­неста Хе­мин­гу­эя.

По­доб­ные яв­ле­ния наб­лю­дались и в ки­нема­тог­ра­фе. Ог­ромную из­вес­тность по­луча­ют итальян­ские фильмы, соз­данные в рам­ках не­оре­ализ­ма. Пер­вым из них стал фильм Ро­бер­то Рос­селли­ни «Рим — от­кры­тый го­род» об учас­тни­ках дви­жения Соп­ро­тив­ле­ния. В 60—70-х гг. XX в. в Ита­лии сни­малось не­мало фильмов, об­ра­щен­ных к ос­трой со­ци­альной и по­лити­чес­кой те­мати­ке. В них ста­вились проб­ле­мы влас­ти и спра­вед­ли­вос­ти, сво­боды и анар­хии.

Все бо­лее из­вес­тным в ми­ре ста­новит­ся ки­но ази­ат­ских стран. Про­рыв здесь был со­вер­шен в 60-е гг. XX в. япон­ским ре­жис­се­ром Аки­рой Ку­роса­вой («Ра­сёмон», «Семь са­мура­ев» и др.).

Важ­нейшую роль в ки­нема­тог­ра­фе иг­ра­ли США. Сре­ди аме­рикан­ских фильмов бы­ло не­мало та­ких, ко­торые об­ра­щались к ак­ту­альным со­ци­ально-по­лити­чес­ким те­мам. Так, мно­гие из них пос­вя­щены войне во Вьет­на­ме («Воз­вра­щение до­мой» X. Эшби, «Апо­калип­сис се­год­ня» Ф. Коп­по­лы, «Взвод» О. Сто­уна). Од­на­ко пре­об­ла­дали все же фильмы раз­вле­кательных жан­ров: вес­терны, бо­еви­ки, де­тек­ти­вы, трил­ле­ры, фан­тасти­чес­кие фильмы, ме­лод­ра­мы, ко­медии. Не­кото­рые из них, сох­ра­няя зре­лищ­ность, зат­ра­гива­ют ос­трейшие проб­ле­мы, в том чис­ле в кри­тичес­ком пла­не оце­нива­ют сос­то­яние аме­рикан­ско­го об­щес­тва (нап­ри­мер, «Крес­тный отец» Ф. Коп­по­лы).

По­пуляр­ны­ми в ис­кусс­тве ос­та­ют­ся раз­личные мо­дер­нист­ские нап­равле­ния. В 40 — 50-е гг. XX в. фран­цуз­ские пи­сате­ли Жан Поль Сартр и Альбер Ка­мю ста­ли про­паган­диста­ми фи­лософ­ско-ли­тера­тур­но­го те­чения в рам­ках эк­зистен­ци­ализ­ма. Они про­пове­дова­ли идеи аб­сур­днос­ти ок­ру­жа­юще­го ми­ра, внут­ренней сво­боды че­лове­ка как воз­можнос­ти сде­лать вы­бор пе­ред ли­цом судьбы, его пра­ва быть единс­твен­ным судьей сво­их пос­тупков. В ос­но­ве се­рии ро­манов Сар­тра «До­роги сво­боды» ле­жали сю­жеты, свя­зан­ные с кон­флик­том меж­ду тре­бова­ни­ями об­щес­тва и убеж­де­ни­ями ге­ро­ев ро­манов. В ро­мане Ка­мю «Чу­ма» ста­вилась проб­ле­ма вы­пол­не­ния об­щес­твен­но­го дол­га в ус­ло­ви­ях бедс­твий.

С 50-х гг. XX в. из­вес­тность по­луча­ют аван­гардист­ские те­чения, свя­зан­ные с по­няти­ем « аб­сурд ». Соз­да­ют­ся про­из­ве­дения, в ко­торых от­сутс­тву­ет сю­жет, рас­ска­зыва­ет­ся о бес­связ­ных ощу­щени­ях и пе­режи­вани­ях ге­ро­ев. По­яв­ля­ет­ся те­атр аб­сурда. В 1953 г. Са­му­эль Бек­кет пос­та­вил в Па­риже пьесу «В ожи­дании Го­до», клас­си­ку те­ат­ра аб­сурда. В этом же нап­равле­нии тво­рил ру­мын­ский дра­матург Эжен И­онес­ко. Ге­ро­ем аб­сурдист­ских пьес яв­лялся «ма­ленький че­ловек» с его бес­по­мощ­ностью пе­ред судьбой, па­ничес­ки­ми нас­тро­ени­ями.

Ус­пе­хом пользо­вались аван­гардист­ские про­из­ве­дения пи­сате­лей и по­этов Ла­тин­ской Аме­рики (Х. Бор­хес, X. Кор­та­сар, Г. Мар­кес и др.).

Од­но из гос­подс­тву­ющих по­ложе­ний в ли­тера­туре за­нял жанр фэн­те­зи, в ко­тором ав­то­ры по­меща­ют сво­их ге­ро­ев в при­думан­ный ими мир. Сре­ди та­ких про­из­ве­дений осо­бо сле­ду­ет вы­делить се­рию ро­манов «Влас­те­лин ко­лец» ан­гли­чани­на Джо­на Ро­нальда Тол­ки­ена, а так­же по­явив­ши­еся на ру­беже XX—XXI вв. ро­маны о мальчи­ке-вол­шебни­ке Гар­ри По­тере Джо­ан Ро­линг.

Мо­дер­нист­ские нап­равле­ния гос­подс­тво­вали и в изоб­ра­зительном ис­кусс­тве. Здесь на­чал­ся этап пос­тмо­дер­низма. В от­ли­чие от мо­дер­низма, ко­торый сле­довал оп­ре­делен­ным эс­те­тичес­ким нор­мам и стан­дартам, пос­тмо­дер­низм ос­но­ван на сме­шении раз­ных сти­лей, ху­дожес­твен­ных форм и при­емов, пред­став­ле­нии об от­сутс­твии раз­ни­цы меж­ду ре­альностью и вы­мыс­лом.

Образец архитектуры постмодернизма — «Здание-робот» в Гонконге. Архитектор Дж. Симет

В 60—70-е гг. XX в. воз­ник поп-арт (по­пуляр­ное ис­кусс­тво). В рам­ках поп-ар­та лю­бая вещь мо­жет стать пред­ме­том ис­кусс­тва. Ху­дож­ник не соз­да­ет свое про­из­ве­дение, а со­бира­ет, сос­тавля­ет, конс­тру­иру­ет его из раз­личных ма­тери­алов. По­лучив­ше­еся «неч­то» объяв­ля­ет­ся «фак­том ис­кусс­тва».

По­мимо изоб­ра­зительно­го ис­кусс­тва поп-арт за­нял гос­подс­тву­ющее по­ложе­ние и в дру­гих жан­рах. Имен­но с ним свя­зано по­яв­ле­ние в 60-е гг. XX в. рок-н-рол­ла. В му­зыкальной сфе­ре его клас­си­ками яв­ля­ют­ся аме­рикан­ский пе­вец Эл­вис Прес­ли, ан­глийские груп­пы «Битлз» и «Рол­линг Сто­унз».

В це­лом для культу­ры вто­рой по­лови­ны XX в. ха­рак­те­рен про­цесс гло­бали­зации. Еди­ные эс­те­тичес­кие вку­сы, стан­дарты, сте­ре­оти­пы на­чина­ют гос­подс­тво­вать в культу­ре раз­ных стран и на­родов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: