Особенности развития русской философии. Философия в России начала ХХ века.




19 в. характеризуется наличием борьбы: западничества и славянофильства. З. стремились к европеизации Р., к переходу рус. жизни на западно-евр. образцы, а С отстаивали традиц. формы нац. жизни Рос. и боролись за ограждение их от ин. влияния. З.: Петр Чаадаев (антирус. позиция). Эту идеологию поддерж. Герцен, Грановский (считал Рос. духовно единой с З. Евр.), Огарев (прокламировал крест. революцию), Белинский (был сторонником реформат. пути, противником револ. насилия) и Чернышевский (желал движ. Рос. к социализму на основе крест. общинности, которую следует сделать осн. способом производства, отменив крепостничество). С.: Алексей ХОМЯКОВ - отсутствием Правосл. в зап. обществе обосновывал тезис о разложении Евр., Иван КИРЕЕВСКИЙ, Юрий САМАРИН (поддерж. идею об отпадении дворянства и интеллиг. от народн. корней). В 50-60 годах 19 в. сложился «рев. демократизм» – направление, которое соединяло в себе идею крест. революции с утопическим социализмом (Ник. Чернышевский, Дмитрий ПИСАРЕВ). Р еволюц. народники - верили в сближение интеллиг. с народом и вовлечение народа в рев. движение с целью не только его освобождения, но и для противодействия бурж. развитию общества. В их рамках сложились 3 направл. – пропагандистское (Петр ЛАВРОВ – движ. силой ист. считал критич. мыслящих людей), бунтарское (Михаил БАКУНИН) и заговорщическое (Петр ТКАЧЕВ, проповедовал все виды террора). Религ. фил-я: (В. Соловьев, Ник. Бердяев - «Русская идея»; Серг. Булгаков, Пав. Флоренский, Трубецкие) - стремятся познать действительность как некое цельное единство. Русск. рел. фил. со своими традициями всеединства и софиологии была прервана полит. изменен. в гос. устройстве Рос. Часть фил-в была выслана за границу, часть эмигрировала, часть репрессирована. Космизм: (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский – влиян. солн. активности на земн. жизнь, В.И. Вернадский - биосфера) – направл. мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением чел. с космосом. Марксист. фил.: Легальные марксисты отриц. любое насилие в полит. процессе (Петр СТРУВЕ, Мих. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ - проблемы эффективн. сбыта произвед. продукции при капитализме); экономисты – эк. формы борьбы): револ. марксизм (Георгий ПЛЕХАНОВ, РАДИКАЛЫ-ЛЕНИНЦЫ) – рев. формы полит. борьбы на базе социал-демокр. программы. С 20-х до н. 90-х гг. 20 в. легальная рус. фил. развив. как советск. фил-я: 3 этапа: 1917 – 30-е гг. – марксизм-ленин.; 30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации; 50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельности советск. фил. Среди имен, оставивших наиболее яркий след в сов. фил.: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем – "тектология"); А.Ф. Лосев (проблемы человека, ист.); A.M. Деборин (творч. понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы ист., этногенеза); Ю. Лотман (общество, фил., ист.).

Герменевтика.

Гермене́втика (искусство толкования) - направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания. Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу современных философов-герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913). Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется "дух языка", с помощью второго – "дух автора". Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): дивинации – искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения; сравнения – сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах – условиях человеческого существования. Их два – положенность и понимание. Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтично (основано на понимании). Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики). Центральное понятие философии Поля Рикера – личность. Личность – творец всей человеческой культуры. Цель философии – разработать метод понимания человеческой субъективности. В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения – прошлое, настоящее, будущее. По Рикеру, человеческая личность телеологична – направлена в будущее.

Феноменология.

Это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралистических установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта.Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Для Гуссерля феноменология – это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания. Феноменология основывается на понимании феномена не как явления чего-то иного, а как того, что само себя обнаруживает и непосредственно является сознанию. Главным методом феноменологии является интуитивное усмотрение идеальных сущностей. В таком познании есть несколько слоев: 1) языковые средства выражения; 2) психические переживания; 3) смыслы как инвариантные структуры языковых выражений.Предметное бытие обретает смысл, будучи соотнесенным с сознанием. По Гуссерлю, этим оно обретает еще и объективный смысл. В поиске этого соответствия просматривается одна из главных задач познания. Тогда, когда предметное бытие и сознание соотносимы, бытие становится феноменом, а сознание познает бытие. Феномен представлен в сознании, а сознание предстает в феномене как двуединство, включающее в себя познавательные акты и предметное содержание. Задача феноменологии в раскрытии смысла предмета, который затемнен мнением, поверхностным суждением, неточным словом, неправильной оценкой. Для достижения этого требуется отказаться от натуралистических установок, которые противопоставляют бытие сознанию. Предмет феноменологии – достижение чистых истин, априорных (доопытных) значений, реализованных в языке и психологическом переживании. Эти истины, мыслимые в сознании, – удел философии, которая определяется Гуссерлем как первая философия. Это наука о чистых принципах сознания и знания, это универсальное учение о методе и методологии. Познание рассматривается как поток сознания, независимый от конкретных психических актов, от конкретного субъекта познания и его деятельности. Это главная феноменологическая установка, и на пути ее реализации достигается понимание субъекта как трансцендентального субъекта, как вместилище общезначимых априорных истин. Этими истинами он как бы наполняет смыслом предметы реальности, являющиеся объектами познания; эти предметы приобретают смысл и становятся такими, которые корреспондируют с сознанием, т. е. становятся феноменами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: