II. Беседа. Введение в тему мероприятия.




Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Беседа. Введение в тему мероприятия.

- Сегодня мы совершим путешествие в удивительно красивое место, которое называется Гжель. (Слайд) Слово “Гжель” невероятно популярно, с ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и далеко за ее пределами.

(Чтение стихотворения учащимся).

Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая, (Слайд)
И дыхание ветра слышней;
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель...
/П.Синявский /

Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Гжель – это место старинное, а вот что о нем нам расскажут учащиеся.

Сообщение учащихся: (Слайд)

1. Гжель – село в 60 км от Москвы по Казанской железной дороге, а также расположенный вокруг него гончарный район из 30 сел и деревень. (Слайд) Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. (Слайд) За тем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572 – 1578 гг. (Слайд) Слово “Гжель” происходит от слова “жечь”. И, действительно, издавна Гжель славилась своими глинами, которые люди научились обжигать. Крестьяне гжельских деревень и сел делали кирпич, посуду и игрушки.

И, действительно, мастера глину жгли еще VII-VIII веках. Делали необходимую посуду, обжигая ее в печах для прочности, называли ее черепками. Только в конце VIII века мастера стали применять и использовать эмаль – глазурь. Поливали посуду зеленоватой или коричневой глазурью (купали в Глазури), а потом ставили в печь для обжига. После обжига посуда становилась красивой, блестящей, не пропускающей воду. Посуду стали называть “муравленой”. А из глины, что попроще делали кирпичи и черепицу.

Глина в Гжели особенная, везде коричнево-красная, а здесь белая и серая (голубая глина).

Сообщение учащихся: (Слайд)

2. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ: “... во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать Глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”. В 1710 году Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу “для дела алхимической посуды”.

С середины XVIII века Гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины, квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Смело вводились синий, желтый, зеленый и коричневый цвета. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Кувшины, кумганы, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы.

Специально для изготовления аптекарской посуды было доставлено 15 возов глины. Мастера уже осваивали новый вид посуды – “алхимический”. Дети тоже помогали своим родителям, а из остатков глины лепили простые игрушки. Чтобы игрушки были красивыми, нарядными – расписывали их красками. Да и мастера были такие выдумщики, посуду украшали так искусно, ручки – веточки – завитки, на крышечке птичка, и многое другое...да еще и затейливо ярко раскрашено. Разноцветная посуда получила название “майолика”. (Слайд)

В XVI – XVII веках самой лучшей посудой в мире считался китайский фарфор. Он был белый, звонкий, стенки чашек были тонкими, ручки очень изящны. Китайцы никому не выдавали секрета изготовления своей посуды, и была она очень дорогая.

Но однажды случилось непредвиденное обстоятельство – Дмитрий Иванович Виноградов – большой знаток глин и гончарного искусства, пригласил самого знаменитого профессора того времени – Михайло Васильевича Ломоносова в Гжель. И вот что из этого получилось...

Сообщение учащихся: (Слайд)

3. В 1749 году знаток глин Д.И. Виноградов и М.В.Ломоносов дали самую высокую оценку гжельским глинам, смешав оренбургскую и гжельскую глины, получили настоящий чистый и белый порцелин (фарфоровую массу). В 1800-1804 гг. основан первый фарфоровый завод. Фарфоровые и фаянсовые изделия отличаются тонкостью стенок и белизной. Способы украшения их разнообразны.

После 1802 года меняется роспись изделий – вместо многоцветной стали делать одноцветные росписи с применением кобальта (синей краски). (Слайд)

Традиционные изделия – кувшины, кумганы, блюда – дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Посудные изделия дополнила скульптура, изображающая жанровые сцены.

В 1811 году Гжельская посуда считается самой лучшей в России. Гжельские изделия распространились не только по всей России, но и их вывозили и в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, Гжельские мастера создали устойчивый ассортимент “азиатского” фарфора – чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью.

Сегодня объединение “Гжель” - современное предприятие, в состав которого входит несколько производств с персоналом, состоящим из сотен высококвалифицированных рабочих.

Но во всех изделиях, начиная с самых простых и кончая самыми уникальными и сложными, применяют только ручную роспись! Синее изображение на белом фоне.

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Синие птицы по белому небу.
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – Быль или Небыль?
Изделия рук золотых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: