Во второй половине XX в. в период холодной войны и после ее окончания появился ряд исследований, в которых была сделана попытка дать общую схему развития человечества и показать перспективы процесса цивилизационного мироустройства.
Слайд 17. Попытка - дать общую схему развития человечества и показать перспективы процесса цивилизационного мироустройства. Америк.социолог У.Ростоу делит историю человечества на пять стадий экономического роста: 1)традиционное общество, 2)переходное общество, 3)стадия сдвига или промышленная революция, 4)стадия зрелости и 5) эра высокого массового потребления.
Американский социолог Уолт Ростоу (1916) в 1960 г. предложил социально-экономическую концепцию исторического развития, сформулированную в книге Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест.
Он делит историю человечества на пять стадий экономического роста: 1)традиционное общество, 2)переходное общество, 3)стадия сдвига или промышленная революция, 4)стадия зрелости и 5) эра высокого массового потребления.
По мнению Ростоу, в развитии общества решающую роль играют технико-экономические показатели.
Идея технологического детерминизма лежит в основе теории индустриального общества. Один из создателей этой теории французский социолог Раймон Арон (1905-1983) в 1964 г., предложил неидеологическую теорию общества, единственно верную, т.к. она изучает то, что есть в действительности.
Он выдвинул тезис о взаимодействии техники и общества.
Арон показывает, что социальный прогресс характеризуется переходом от традиционного общества (т.е. аграрного, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия) к передовому индустриальному обществу.
Он полагает, что единое индустриальное общество способно на безграничное прогрессивное развитие.
Однако, уже в 70-х годах XX в. начали разрабатывать идею, согласно которой научно-технический прогресс приводит к трансформации индустриального общества в качественно иное постиндустриальное общество. Одним из основателей этой теории являлся американский социолог Даниел Белл (1919).
История, по Беллу, развивается в зависимости от уровня развития техники в обществе. Он выделил три этапа общественного развития.
Слайд 18. Франц. социолог Р.Арон выдвинул тезис о взаимодействии техники и общества, что единое индустриальное общество способно на безграничное прогрессивное развитие. Амер. социолог Д.Белл -История, развивается в зависимости от уровня развития техники в обществе и выделил три этапа общественного развития: 1-й – доиндустриальный; 2-й - индустриальный и 3-й – постиндустриальный.
1-й - доиндустриальный, характеризуется преобладанием сельского хозяйства в сфере экономической деятельности, особой ролью армии и церкви в сфере социальной организации, лидирующим положением феодалов и священнослужителей.
2-й - индустриальный этап. Преобладает промышленное производство, фирма, корпорация и бизнесмены.
3-й – постиндустриальный. В последней трети XX в. происходит переход от товарно-производящей к обслуживающей экономике, ведущая роль в которой принадлежит науке и образовании. В постиндустриальном обществе, университеты становятся центрами формирования новых идей и перспектив развития, ученые лидерами, а интеллектуальный талант и знания превращаются в средства власти.
В 80-90-е гг. XX в. продолжают появляться теории и концепции, которые дают несколько упрощенную и ограниченную схему цивилизационного развития.
По-прежнему эксплуатируется фактор относительной самостоятельности современной научно-технической революции, ускорения и усложнения технического прогресса.
Слайд 19. Большой интерес вызвала концепция третьей волны амер.социолога А. Тоффлера, им предложена следующая общеисторическая схема: Первая волна, как сельскохозяйственная цивилизация существовала до Нового времени. Вторая волна - индустриальная цивилизация. Третья волна - С конца XX в. человечество вступило в грядущей цивилизации, с названием в которой он не определился.
Большой интерес вызвала концепция третьей волны американского социолога Алвина Тоффлера (1928).
В книге «Третья волна», вышедшей в 1980 г. им предложена следующая общеисторическая схема.
Первая волна, как сельскохозяйственная цивилизация существовала до Нового времени.
Вторая волна - индустриальная цивилизация.
Третья волна - С конца XX в. человечество вступило в грядущей цивилизации, с названием в которой Тоффлер не определился. В основе третьей волны, т.е. общества будущего, лежит принцип развития общества - ограниченный и сбалансированный. Путь перехода к нему Тоффлер видит в гуманизации всех сфер жизни современного человека на основе повсеместного внедрения новейшей компьютерной техники.
Созданные в последние десятилетия схемы, концепции и теории исторического развития появились тогда, когда информационная революция и новейшие высокие технологии стали реальностью.
Компьютеризация определяет новый цивилизационный поворот.
Информационные процессы, затрагивая все стороны постиндустриального общества, формируют принципиально иную систему жизнедеятельности этого общества, ее контроля и совершенствования.
Все чаще встречается такое понятие как информационное общество.
Американский исследователь Дж. Несбитт в одной из своих работ замечал: Теперь ясно, что постиндустриальное общество это информационное общество.
Создание, хранение и распространение информации главная тенденция современности.
Информацию Несбитт считает наиболее важным стратегическим ресурсом и в настоящее время, и особенно в будущем.
В конце XX в. были сформулированы и пессимистические теории относительно перспектив цивилизационного развития.
Американский ученый Самуэль Хантингтон в 1996 г. опубликовал книгу Схватка цивилизаций и переустройство мирового порядка.
В ней утверждается, что будущее человечества будет определять конфронтация цивилизаций.
Слайд 20. Амер.ученый С.Хантингтон утверждает, что будущее человечества будет определять конфронтация цивилизаций. Он выделил четыре цивилизации: 1)китайскую, 2)индийскую, 3)мусульманскую и 4) западную. Они возникли на основе мировых религий буддизма,индуизма, ислама и христианства. Современная западная цивилизация слишком агрессивная, к 2025 г. мусульманский мир составит одну треть населения земли и в будущем человечество ждет схватка цивилизаций.
Он выделил четыре цивилизации: 1)китайскую, 2)индийскую, 3)мусульманскую и 4)западную.
Они возникли на основе мировых религий буддизма (4 в. до н.э.), индуизма(в.), ислама (7.в) и христианства (1.в.).
По мнению Хантингтона, современная западная цивилизация воспринимается другими цивилизациями как слишком агрессивная.
К тому же меняется баланс сил: мощь западной цивилизации убывает, и набирают силу другие цивилизации, прежде всего исламская.
Ожидается, как утверждает Хантингтон, что к 2025 г. мусульманский мир составит одну треть населения земли, а в будущем человечество ждет схватка цивилизаций.
Т. о., со времени первых теоретических исследований по проблемам цивилизации, в этой области достигнут значительный прогресс.
По мере усложнения цивилизационных реалий появлялись все более совершенные теории.
Создание новых схем и моделей продолжается и в настоящее время.