Задание 5. Определите, какие законы логики нарушены в высказываниях. Отредактируйте предложения.




1. В результате отравления хлорным газом госпитализированы 16 жителей. 2. Кроме прочих титулов Демидов числился и российским посланником во Франции. 3. В этом общем каравае есть капли пота Максима, его трудовые мозоли. 4. Тема быстро развивалась и через несколько дней переплюнула по популярности самые выдающиеся вечеринки недели. 5. На основе проведенного мной опроса студентов, мирно стоящих около деканата, получилась вполне ожидаемая картина. Самым популярным местом быстрого питания и веселого общения оказался McPeak, далее Sanday, Freeday, Кофе Бум и, как это не странно, столовая ГУКа. Ночи наши студенты проводят в Ra, Луне-2000, Метрополии, Карабасе (признаюсь, результаты здесь для меня оказались неожиданными). 6. Самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары. 7. В связи с проведением данного мероприятия правительство России обязано выделить мэрии Санкт-Петербурга помещение и сумму в количестве 1,5 миллиона рублей из бюджета мэрии для проведения данного мероприятия. 8. Голова у зверя круглая, с выпуклым лбом, с косым разрезом крупных глаз, черным носом, со щеткой жестких усов, с длинным пушистым хвостом. (Популярная биологическая статья). 9. Были песни, танцы, хохот. Но мы чувствовали, что веселье сегодня нам обеспечено 10. Весна только входит во вкус. Изредка пахнёт с юга талым снегом. Набухают почки багульника и всё же чувствуется, что весна не за горами.

 

Задание 6. Прочитайте приведённые слова и словосочетания. Какие из них относятся к разговорным, а какие нет. Свой выбор обоснуйте.

Бедненький, бедный, бедолага, во даёт, вот это да, да, да ну, задать вопрос, задам, корячиться, красивый, красавЕц, лузер, мутить, мутный, надо, ничего, привет, прошвырнуться, уши греть, хоть бы что, хотя, шагать, шествовать.

Задание 7. Составьте по два предложения с данными ниже словами, так чтобы каждое выступало как нейтральное и как разговорное.

Классный, клевать, копать, мировой, отец, сухарь, тачка, фонарь.

Задание 8. Прочитайте мнение об одном из слов паразитов, частых в современной разговорной речи, и о тех, кто их употребляет. Согласны ли вы с этим мнением? Выскажите собственное мнение о таких словах-паразитах: блин, короче, типа.

Выражение «как бы» закрепилось в речи людей, которым свойственна неуверенность в себе и в окружающем их мире. Они живут в атмосфере неопределённости, множества возможностей, но их реализация представляется им маловероятной. Эти люди внутренне сомневаются в объективности мира, в собственных знаниях об этом мире, они не могут ничего точно утверждать или отрицать, но при этом претендуют на глубину осведомлённости.

Задание 9. Ознакомьтесь с некоторыми приёмами контроля над речевой агрессией. Смоделируйте ситуации, в которых целесообразно ими воспользоваться. Какие приёмы, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными?

1) Игнорирование грубости или бестактности;

2) переключение внимания;

3) использование положительных оценочных высказываний;

4) открытое словесное разоблачение агрессии и её порицание;

5) использование юмора;

6) убеждение.

Задание 10. Соотнесите приведённые ниже высказывания с приёмами контроля над речевой агрессией.

1. Я полностью согласен с тобой, зачем же так агрессивно? 2. Давай обсудим это завтра. 3. В таком тоне я продолжать разговор не буду. 4. Ты же умный человек, что же ты так распаляешься? 5. Мы с тобой как в том анекдоте… 6. Хватит ругаться! Уши вянут! 7. «Ты, Зин, на грубость нарываешься, всё, Зин, обидеть наровишь…». 8 Давай посмотрим на это с другой стороны. 9. Я могу и обидеться. 10. Может, ты отдохнёшь?

Задание 11. Прочитайте предложения. «Снимите» речевую агрессию, перефразировав высказывания.

Образец: «А ну не курить здесь!» - «Простите, у нас не курят».

2. Сто раз тебе повторять? 2. Что за ерунду ты несёшь! 3. Ну и джинсы! Отстой! 4. Я что, обязана что ли за всеми убирать? 5. Опять ты клянчишь деньги! Я в твои годы… 6. Как ты со мной разговариваешь, хам?!

Задание 12. Прочитайте пары предложений, соблюдая нужную интонацию. В каких случаях возможна разная интонация? Как меняется смысл высказывания в зависимости от произношения?

1) Кто это звонил? – Ну и кто это звонил?

2) Вы замужем? – Так вы замужем?

3) Легко у тебя получилось. – Легко же у тебя получилось!

4) Не надо его жалеть. – Ещё и жалеть его!

5) Хороший ты. – Хорош же ты!

6) Это ты пришёл? – Это ты, что ли, пришёл?

7) Возьми такси. – Взяла бы такси!

8) Тебе деньги надо? – Тебе деньги, что ли, надо?

Задание 13. Ознакомьтесь с этикетными формулами отказа. Оцените их с точки зрения: а) ролей коммуникантов (адресат – адресант); б) стилистической окраски; в) сферы употребления; г) степени категоричности; д) частоты употребления.

К сожалению, я не могу; Как назло уже…; Увы, я уже только что…; охотно бы, но не могу…; Мне жаль, но я не могу…; Я не могу…; Извините, я не могу…; Не хочется…; Я вынужден отказать (-ся)…; Что ты!; разве я могу!..; Ни за что!; Об этом не может быть и речи!; Я постараюсь, но не обещаю…; Боюсь, что не получится.

Задание 14. Прочитайте предложения. Определите, в чем их нелогичность (затемнение, искажение смысла, употребление слова в несвойственном ему значении, пропуск или употребление лишнего слова и т. д.).

На столе лежали отобранные книги. Речь героев Толстого отличается от героев других писателей. Сравните данные последнего анализа с предыдущим. Имя Анны Ивановны пользуется у нас большим авторитетом. В городе не хватало не только топлива, но и других продуктов питания. Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи, графики, культуры. Последнее место работы – водитель гендиректора. Причина увольнения – ликвидация гендиректора. Продаю коляску для новорожденного синего цвета. К сотрудничеству приглашается персонал любой профессии: администраторы, преподаватели, ИТР, переселенцы, пенсионеры, менеджеры, офицеры запаса, торговые работники, экономисты. Производятся все виды работ, кроме детей дошкольного возраста. 11. Дети до пятилетнего возраста проходят в цирк на руках. В связи с ремонтом парикмахерской укладка женщин будет производиться в мужском зале. Принимаются заказы на изготовление детских кофточек из шерсти родителей. Правом бесплатного проезда в общественном транспорте пользуются: участники Великой Отечественной войны; инвалиды 1 группы по зрению; инвалиды 1 группы по общему заболеванию; проездные билеты. В заповеднике живут звери, которые уже вымерли.

Задание 15. Определите, чем вызвано нарушение логики в предложениях.

1. Вы будете сдавать зачет в декабре, ближе к маю. 2. Л.Н. Толстой достоверно описал весь образ жизни праздной и светской молодежи в романе «Война и мир». 3. Наша гимназия имеет три направления. 4. Завтра, 27 ноября, осадков не ожидается. Утром и вечером возможен небольшой дождь. 5. В связи с тем, что наши дети быстро усваивают материал, то нашими педагогами разработан интенсивный метод обучения.

Задание 16. Сохранят ли тождество суждения, если выделенные в них слова заменить синонимами?

При обсуждении вопроса выявились различные точки зрения (мнения, взгляды, суждения). Виновность Петрова установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами). За время работы он показал себя инициативным работником (энергичным, активным, деятельным). Через несколько дней преступник был задержан (арестован, взят). Вскоре он свернул в какой-то безлюдный переулок (пустынный, глухой).

Задание17. В приведенных доказательствах найдите тезис, аргументы, определите форму доказательства.

«По-моему, на свете только три несчастья и есть: жить зимой в холодной квартире, летом носить узкие сапоги да ночевать в комнате, где пищит ребенок, которого нельзя посыпать персидским порошком; у меня нет ни первого, ни второго, ни третьего. Следовательно, нет у меня несчастья» (рассуждение Пигасова в романе И.С. Тургенева «Рудин»).

«Позвольте вам заметить, что это предубеждение. Я полагаю даже, что курить табак здоровее, нежели нюхать табак. В нашем полку был поручик, прекраснейший и образованнейший человек, который не выпускал изо рта трубки не только за столом, но даже, с позволения сказать, во всех прочих местах. И вот ему теперь уже сорок с лишком лет, но благодаря Бога, до сих пор так здоров, как нельзя лучше» (рассуждения Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

Задание 18. Проанализируйте логическую и образную структуру суждений.

1) Это политика, в которой интернационализм перестаёт быть дежурным словом или заклинанием сверху, а прорастает снизу: прежде всего как понимание подлинной выгоды совместного ведения народного хозяйства.

2) Засилие импортных продуктов в недавнем прошлом сейчас уравновешивается возрастающим спросом на отечественные товары.

3) Мы нуждаемся в подпорке неформалов.

4) Будущее замечательно тем, что оно неопределённо, то есть не определено никем, кроме нас.

5) Мы выбрали универсальность и пришли к ней, идя за своим клиентом: ему всегда нужен весь возможный спектр услуг. Мы идём за клиентом – и более того, мы идём к нему.

Задание 19. Укажите в приведенных ниже предложениях алогизмы. Выделите сопоставленные слова, определите их значение и объясните, почему их сопоставление невозможно.

1. Одну из важнейших особенностей музыкального ритма русской песни, равно как и многих других наро дов, составляет его неподчиненность привычным для нас закономерностям тактового ритма. 2. Характеру Аркадия Кирсанова – «либерального барича», как и его отцу, свойственна сентиментальность и мягкость. 3. Семена капусты (мелкие) являются основным способом размножения. 4. Мы убеждены, что полезное применение чайного гриба далеко еще не исчерпано приведенным списком заболеваний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: