4.1. Образовательные технологии (в том числе на занятиях, проводимых в интерактивных формах).
4.2. Контрольно-измерительные (диагностические) материалы для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- вопросы для подготовки к экзамену (зачету)
- Связь игры с важнейшими сторонами культуры и воспитания.
- Народные игры как традиционное явление культуры.
- Национальное и общечеловеческое в традициях игровой культуры народов Бурятии и России.
- Игра как социально-педагогический феномен культуры общества.
- Характеристика современных психолого-педагогических исследований.
- Основные концепции игры.
- Классификация игр, их основание.
- Виды игр дошкольников. Структура игры.
- Игра как форма организации жизнедеятельности.
- Место игры в педагогическом процессе детского сада. Классификация игр.
- Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.
- Структура игровой деятельности. Формирование игровых умений, становление сюжетно-ролевой игры у детей.
- Уровни взаимодействия со сверстниками.
- Организация и проведение игры.
- Значение народных игр в жизни детей.
- Роль игры в формировании личности ребенка.
- Исторические этапы развития научных представлений об игровой деятельности.
- Организация и проведение народной игры.
- Дидактические игры, их особенности и значение.
- Подвижные игры, их виды, значение.
- Игрушка и ее педагогическое значение.
- Характеристика народных игр (подвижные, хороводные).
- Организация и проведение народной игры.
- История возникновения детских народных игрушек.
- Значение игрушки как фактора социализации.
- Классификация и анализ народных игрушек.
- Педагогическая ценность народных игрушек.
- Половозрастные особенности детских игрушек.
- Воспитывающие и развивающие функции игрушек.
- Сравнительный анализ народных и современных игрушек.
- примерный вариант итогового теста
- темы контрольных работ:
1. Игра – традиционное явление культуры
2. Игра как ведущий вид деятельности детей
3. Классификация игр
4. Психолого-педагогическая проблема организации сюжетно-ролевой игры
5. Народные игры
6. Игры с готовым содержанием и правилами
7. О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Классификация игрушек
8. Народные игрушки
9. Игрушки детей разных континентов и культур
- темы рефератов/творческих работ
1. Я.А.Коменский и народная педагогика игры.
2. К.Д.Ушинский о народности в общественном воспитании.
3. Народность и гуманизм в педагогическом опыте В.А.Сухомлинского.
4. Народные пословицы и поговорки. Их применение в народной игре.
5. Особенности воспитания девочек в традиционной культуре народов Бурятии.
6. Особенности воспитания мальчиков в традиционной культуре народов Бурятии.
7. Роль и место загадок в физическом воспитании.
8. Экологическая мудрость в традиционной культуре различных этносов.
9. Народные игрушки: история, значение и возможности применения.
10. Народные игры и их классификация.
11. Народные обряды и ритуалы и их воспитательное значение.
12. Роль игры в организации досуга и занятий.
13. Народные игры в современном воспитании.
14. Методика проведения народных игр.
15. Народные песни и игры.
16. Синтез религии и культуры, влияние его на становление игры.
17. Культ предков народной педагогике игры бурят.
18. Творчество детей в игре как педагогическое явление.
19. Народные виды спорта.
20. Различия и сходства в народных играх.
4.3. Учебно-методические материалы
- методические указания для студентов
4.4. Список литературы:
Основная литература. Учебные издания, учебно-методические издания.
1. Козлова, Светлана Акимовна. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие для сред.пед.учеб.заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 4-е изд.,стер. - М.: Академия, 2002. - 413 с.
2. Программа развития и обучения дошкольника от 1 до 3 лет [Текст] / В. Г. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова. - СПб.: Нева;М.:ОЛМА-Пресс, 2002. - 94 с.
3. Линькова, Нина Петровна. Игры, игрушки и воспитание способностей / Н. П. Линькова. - М.: Педагогика, 1969. - 103 с.
4. Большая энциклопедия игр [Текст] / отв. ред. Е. А. Агеева. - М.: РОСМЭН, 2002. - 351 с.
5. Григорьев В.М. Народная педагогика игры/ Вопросы методологии и теории: В 2 ч./ Григорьев В.М. - М., 1996.
6. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России/ Григорьев В.М. - М., 1994.
7. Детские народные подвижные игры: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ сост.: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 216 с.
8. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
9. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. Шмаков С.А. - М., 1994.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры.– М., 2000.
Дополнительная литература:
1. 150 идей как занять ребенка [Текст]: [Дома,на улице,в дет.саду:Игры и поделки,задания и конкурсы,подарки и поздравления ]. - М.: ОЛМА-Пресс, 2000. - 335 с.
2. Большая книга Рождества, составленная Наталией Будур и Иваном Панкеевым [Текст]. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 863 с.
3. Игрушки из бумаги и картона [Текст]. - СПб: Кристалл;Валери СПб, 1997. - 220 с.
4. Запаренко, Виктор Степанович. Большая книга-игра [Текст] / В. С. Запаренко. - СПб.: Нева;М.:ОЛМА-Пресс, 2002. - 190 с.
5. Жукова, Олеся Станиславовна. Как вырастить умного ребенка [Текст] / О. С. Жукова. - М.: Олма-Пресс; СПб.: Нева, 2003. - 238 с.
6. Топалова, Елена Павловна. 366 развивающих игр для дошкольников [Текст] / Е. П. Топалова. - М.: Айрис-Пресс:Рольф, 2002. - 181 с.
7. Игры на свежем воздухе [Текст] / Авт.-сост. В. Н. Дмитриев. - М.: МСП, 1998. - 237 с.
8. Латий, Евгений Александрович. 365 развивающих игр и затей для маленьких детей. Игры на каждый день для дома и улицы [Текст]: игры на расширение кругозора, развитие интеллекта, воспитание самостоятельности и выработку лидер.качеств / Е. А. Латий. - М.: ЭКСМО, 2003. - 751 с.
9. Русские игры для всех возрастов, составленные Наталией Будур и Иваном Панкеевым [Текст]. - М.: Терра-Книжный клуб, 1999. - 375 с.
10. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст]: для родителей и педагогов дошк.учреждений / под ред. Е. А. Стребелевой; Ин-т коррекционной педагогики, 2-е изд. - М.: Экзамен, 2004. - 159 с.
11. Розанова Е.Г.Праздники в школе и дома: сценарии, викторины, игры [Текст] / Е. Г. Розанова. - М.: РОССМЭН, 2000. - 100 с.
12. Энциклопедия детских праздников [Текст] / рис. В. А. Долгова. - М.: Пилигрим, 1999. - 280 с.
13. Бурдин, Анатолий Олегович. Игры в семейном кругу [Текст] / А. О. Бурдин. - [2-е изд.]. - Пермь: Пермская книга, 1995. - 253,
14. Ромашкова, Е. И. День рождения в семье и школе:(модели праздничного досуга) [Text] / Е. И. Ромашкова. - М.: Сфера, 1999. - 87 с.
15. Венгер, Леонид Абрамович. Домашняя школа [Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 239 с.
16. Никитин, Борис Павлович. Развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. - М.: Знание, 1994. - 189 с.
17. 200 моделей для умелых рук [Текст]. - СПб: Кристалл, 1997. - 220 с.
18. Собкин В.С., Казначеева К.Н., Иванова А.И. Дошкольник у телеэкрана: мнение родителей. Социология образования. Труды по социологии образования.- Т.14.- выпуск 24.- с. 83-95.- Москва. ИСО РАО. 2010
19. Cмирнова Е.О. Ребенок у экрана. Дошкольник в современном мире. Книга для родителей. М. Дрофа.- с. 252-261. 2006
Научная электронная библиотека E-library ООО НЭБ (https://elibrary.ru/) – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн. нацчных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 1400 российских научно-технических журналов, в том числе более 500 журналов в открытом доступе.
Научная литература:
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс] / Л.И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 c. – Систем. требования: Браузер класса Internet Explorer 6.0, Adobe Reader 6.0 и выше. – Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/book/39143/
2. Мид М. Культура и мир детства: Взросление на Самоа. Как растут на Новой Гвинее. Отцовство у человека социальное изобретение. Культура и преемственность и др. [Электронный ресурс] Издательство: М., Директ-Медиа, 2008. - 878 c.- Системные требования: Браузер класса Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/catalog/129/
Периодические издания:
БД «Издания по общественным и гуманитарным наукам» Ист Вью ( https://www.ebiblioteka.ru/browse/udb/4) – доступ к десяткам ведущих российских периодических публикаций по гуманитарным наукам. Используется 13 названий периодических изданий:
1. Педагогика: научно-теоретический журнал [ Электронный ресурс]. – М.: ООО Педагогика, 2006 – 2010. – Систем. требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://elibrary.ru/issues.asp?id=7934
2. Народное образование: общественно-педагогический журнал [Электронный ресурс]. – М.: АНО «ИД «Народное образование», 2007-2010. – Систем. требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://elibrary.ru/issues.asp?id=7908
- Сибирский педагогический журнал [Электронный ресурс]. – Новосибирск: НПГУ, 2005-2010. – Систем. требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://elibrary.ru/issues.asp?id=25192
4. Педагогическое образование и наука: научно-теоретический журнал. [Электронный ресурс]. – М.: МАНПО, 2007-2008 – Систем. требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://elibrary.ru/issues.asp?id=25175
5. Вопросы образования: научно-теоретический журнал [ Электронный ресурс]. – М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2006 – 2010 – Систем. требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://elibrary.ru/issues.asp?id=11977.
6. Гуманизация образования: научно-теоретический журнал [ Электронный ресурс]. – М.: Учреждение Российской академии образования "Институт образовательных технологий", 01. 2009 – 2009. – Систем. требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://elibrary.ru/issues.asp?id=8638.
7. Инновации в образовании: научно-методический журнал [Электронный ресурс] – М.: Негосударственное учреждение издательство "Современного гуманитарного университета", 01.2002 – 05.2010 - Систем. требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://elibrary.ru/issues.asp?id=8731.
8. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус: Научно-методический журнал [Электронный ресурс] – М.: Негосударственное учреждение издательство "Современного гуманитарного университета", 01.2002 – 05.2010 - Систем. требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://elibrary.ru/issues.asp?id=31671
Основная литература:
1. Агамова Н.С. Народные игры для детей/ Агамова Н.С. - М., 1995.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV –ХVIвв./Сост. С.Д.Бабишин и др. М., 1985
3. Бабурин А.К. Ритуал в традиционной культуре/ Бабурин А.К. - СПб., 1993.
4. Батурина Г.Н., Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России/ Батурина Г.Н., Кузина Т.Ф. - М., 1998.
5. Батурина Г.Н., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников/ Батурина Г.Н., Кузина Т.Ф. М., 1995.
6. Большая энциклопедия любимых праздников [Текст]: для мл. и сред. шк. возраста / А. Н. Печерская, Е. Г. Розанова. - М.: РОСМЭН, 2002. - 180 с.
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика/ Волков Г.Н. - М., 1999.
8. Громыко М.М. Мир русской деревни/ Громыко М.М. - М., 1991.
9. Дайн Г.Л. Детский народный календарь [Текст]: приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие / Г. Л. Дайн. - М.: Дет.лит., 2001. - 158 с.
10. Зимина А.Н. Народные игры с пением [Текст]: практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов пед вузов и колледжей / Зимина А.Н. - М.: [Гном и Д.], 2000. - 63 с.
11. Игры народов мира [Текст] / сост. Е. Пальгина. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. - 344 с.
12. История и культура бурятского народа [Текст]: учеб. пособие для учащихся и студентов. - Улан-Удэ: БЭЛИГ, 1999. - 245 с.
13. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские [Текст] / Е. А. Покровский. - М.: Терра; Книжная лавка-РТР, 1997. - 416 с.
14. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
15. Пушкина С.В. Инсценировки русских народных сказок, песен и игр [Текст] / С. В. Пушкина. - М.: Профиздат: Изд-во МГУКИ, 2002. - 64 с.
16. Сарантуяа Б. Монгольская развлекательная игра. Игра в бабки / Б. Сарантуяа. - Улан-Батор: 1997. - 61 с.
17. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1990.
18. Терещенко А.В. Быт русского народа [Текст] / А. В. Терещенко. - М.: Русская книга, 1999 – с. 336.
19. Ушинский К.Д. О народности и общественном воспитании// Пед. соч.: В 6 т./ Ушинский К.Д. - М., 1968. Т 1, С. 245-249.
20. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.
21. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. – М., 1986.
- иные библиотечно-информационные ресурсы
Автор Посходиева Д.В.
Рецензент(ы) _________________________ ______________________________
/подпись рецензента/
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
от «___»_____20__г.
Протокол № __ ______________________________
/подпись заведующего кафедрой/
Рабочая программа одобрена на заседании Учебно–методической комиссии факультета/института/колледжа/филиала
от «___»_______20__ г.
Протокол № __