Содержание учебного предмета. 2 класс (67 ч)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Проект: «Родной город»
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: В гости к осени. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Приемы ухода за комнатными растениями.
Проект: «Красная книга» или «Возьмем под защиту»
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: В гости к зиме. Зимние изменения в природе.
Проект: «Профессии»
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Отработка действий при сигнале «Внимание всем!» Составление своего режима дня.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Проект: «Родословная»
Путешествия (17 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: В гости к весне. Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Проекты: «Города России» «Страны мира»
Календарно– тематическое планирование курса «Окружающий мир», 2 класс
№ п/п | Тема раздела/ урока | Кол-во часов | Тип/форма урока (с указанием практических/лабораторных работ) | Виды деятельности | Вид/форма контроля | Дата | |
Где мы живём? (4 ч) | |||||||
1. | Родная страна | Урок усвоения новых знаний | Работа с с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 01.09 | ||
2. | Город и село. Проект «Родной город» | Урок актуализации знаний и умений | Работа с периодической печатью, Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 04.09 | ||
3. | Природа и рукотворный мир. | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 08.09 | ||
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». | Урок комплексного применения знаний и умений | Работа с учебником | Проверочная работа | 11.09 | ||
Природа (20 ч) | |||||||
5. | Неживая и живая природа. Экскурсия | Урок усвоения новых знаний | Экскурсия | 15.09 | |||
6. | Явления природы. Практическая работа «Измерение температуры воздуха и воды». | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 18.09 | ||
7. | Что такое погода | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 22.09 | ||
8. | В гости к осени. Экскурсия | Урок усвоения новых знаний | Экскурсия | Экскурсия | 25.09 | ||
9. | В гости к осени | Урок усвоения новых знаний | Экскурсия | Внешний контроль, самоконтроль | 29.09 | ||
10. | Звёздное небо | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 02.10 | ||
11. | Практическая работа на тему «Заглянем в кладовые земли» | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с учебником | Практическая работа | 06.10 | ||
12. | Про воздух… | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 09.10 | ||
13. | Про воду | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 13.10 | ||
14. | Какие бывают растения | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 16.10 | ||
15. | Какие бывают животные | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 20.10 | ||
16. | Невидимые нити | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 23.10 | ||
17. | Дикорастущие и культурные растения | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 27.10 | ||
18. | Дикие и домашние животные | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 30.10 | ||
19. | Комнатные растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями» | урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с учебником | Практическая работа | 10.11 | ||
20. | Животные живого уголка. Практическая работа «Содержание животных живого уголка». | урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с учебником | Практическая работа | 13.11 | ||
21. | Про кошек и собак | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 17.11 | ||
22. | Красная книга | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 20.11 | ||
23. | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | Урок актуализации знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 24.11 | ||
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | Урок комплексного применения знаний и умений | Работа с учебником | Проверочная работа | 27.11 | ||
Жизнь города и села (10 ч) | |||||||
25. | Что такое экономика | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 01.12 | ||
26. | Практическая работа на тему «Из чего что сделано» | урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с учебником | Практическая работа | 04.12 | ||
27. | Как построить дом. | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 08.12 | ||
28. | Какой бывает транспорт | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 11.12 | ||
29. | Культура и образование. | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 15.12 | ||
30. | Все профессии важны. Проект «Профессии» | Урок актуализации знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 18.12 | ||
31. | В гости к зиме. Экскурсия | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Экскурсия | 22.12 | ||
32. | В гости к зиме | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 25.12 | ||
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | Урок комплексного применения знаний и умений | Работа с учебником | Проверочная работа | 29.12 | ||
34. | Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села” | Урок актуализации знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 12.01 | ||
Здоровье и безопасность (9 ч) | |||||||
35. | Строение тела человека | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником таблицы | Внешний контроль, самоконтроль | 15.01 | ||
36. | Если хочешь быть здоров… | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником таблицы | Внешний контроль, самоконтроль | 19.01 | ||
37. | Берегись автомобиля! | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Практическая работа | 22.01 | ||
38. | Школа пешехода. Практическая работа «Соблюдение правил безопасности» | урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 26.01 | ||
39. | Домашние опасности | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 29.01 | ||
40. | Пожар! | Урок комплексного применения знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 02.02 | ||
41. | На воде и в лесу | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 05.02 | ||
42. | Опасные незнакомцы | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Проверочная работа | 09.02 | ||
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | Урок комплексного применения знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 12.02 | ||
Общение (7 ч) | |||||||
44. | Наша дружная семья | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 16.02 | ||
45. | Проект «Родословная» | Урок актуализации знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 19.02 | ||
46. | В школе | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 26.02 | ||
47. | Правила вежливости | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 02.03 | ||
48. | Ты и твои друзья Практическая работа «Правила поведения за столом». | урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 05.03 | ||
49. | Мы – зрители и пассажиры | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 09.03 | ||
50. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | Урок комплексного применения знаний и умений | Работа с учебником | тест | 12.03 | ||
Путешествия (19 ч) | |||||||
51. | Посмотри вокруг | Урок усвоения новых знаний | экскурсия | Внешний контроль, самоконтроль | 16.03 | ||
52. | Ориентирование на местности | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником компасом | Внешний контроль, самоконтроль | 19.03 | ||
53. | Ориентирование на местности. Практическая работа «Ориентирование по компасу». | урок изучения и первичного закрепления знаний | работа с компасом | Практическая работа | 30.03 | ||
54. | Формы земной поверхности | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 02.04 | ||
55. | Водные богатства | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 06.04 | ||
56. | В гости к весне. Экскурсия | Урок усвоения новых знаний | экскурсия | Экскурсия | 09.04 | ||
57. | В гости к весне | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 13.04 | ||
58. | Практическая работа на тему Россия на карте. | урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с учебником | Практическая работа | 16.04 | ||
59. | Проект «Города России» | Урок актуализации знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 20.04 | ||
60. | Путешествие по Москве. | Урок комплексного применения знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 23.04 | ||
61. | Московский Кремль | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 27.04 | ||
62. | Город на Неве. | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 30.04 | ||
63. | Путешествие по планете. | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 04.05 | ||
64. | Путешествие по материкам. | Урок усвоения новых знаний | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 07.05 | ||
65-66 | Страны мира. Проект «Страны мира» | Урок актуализации знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 11.05 14.05 | ||
Впереди лето | Урок комплексного применения знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 18.05 | |||
68-69 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | Урок комплексного применения знаний и умений | Работа с учебником | Внешний контроль, самоконтроль | 21.05 25.05 | ||