Семинарское занятие № 1. « Развитие взглядов на психику в отечественной психологии».




Теоретические вопросы

 

1. Становление и основные этапы развития психологии в России.

2. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.

3. Теория деятельности в трудах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна.

4. Современная отечественная психология.

Практическое задание

Разработать сравнительную таблицу по основным направлениям психологии.

Рекомендуемая литература

 

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.

2. Ждан А.И. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов – 5-е изд. – М.: Академический проспект, 2004. -576с.

3. Марцинковская Т. Д. История психологии: учеб. для студ. псих. и пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. - 5-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2006. - 539 с.

4. Общая психология []: в 7 т. Т. 1. Введение в психологию / Е. Е. Соколова; под ред. Б. С. Братуся. - М.: AcademiA, 2008. - 352 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2008.

6. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с коммент. по курсу "Введение в психологию" / Е. Е. Соколова. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 652 с.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб., 2010.

8. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии/ Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.

Семинарское занятие № 2. «Психология как наука о человеке.»

Теоретические вопросы

 

1. Предмет психологии.

2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

3. Психологическая наука и практика.

Практическое задание

Подобрать примеры пословиц, выделить признаки обыденного психологического знания.

Рекомендуемая литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (курс лекций): Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005, 2008 - 334 с.

2. Дорфман, Л, Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл: AcademiA, 2005. – 287с.

3. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. - М., 1994.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

Семинарское занятие № 3. «Методология научно-психологического исследования.»

 

Теоретические вопросы

1. Организация психологического исследования. Методы психологии.

2. Этапы. Модель эксперимента.

Практическое задание

Решение задач на отработку исследовательских умений: формулировка проблемы, гипотезы, выделение объекта, предмета, цели.

 

Рекомендуемая литература

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по гуманит. спец. / П. Я. Гальперин. - 6-е изд. - М.: КД "Университет", 2006. - 330 с.

2. Дорфман Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл: AcademiA, 2005.

3. Никандров, В. В. Экспериментальная психология [Текст]: учебник для студ. вузов / В. В. Никандров. - 2-е изд., доп. - СПб.: Речь, 2007. - 512 с.

4. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2008.

6. Столяренко, Л. Д. Психология: учеб. для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2008. - 591 с.

7. Шаров А.С. О - граниченный человек. - Омск, 2000.

8. Шаров А.С. Психология познания человека.- Омск, 1994.

 

Семинарское занятие № 4. «Подходы к пониманию человека в зарубежной и отечественной психологии.»

Теоретические вопросы

 

1. Структурные элементы теории личности.

2. Понимание личности в различных направлениях зарубежной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).

3. Понимание личности в отечественной психологии.

Практическое задание

  1. Провести самоисследование уровня самоактуализации с помощью методики «Краткая шкала измерения самоактуализации».

 

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Психология" / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл: AcademiA, 2007. - 526 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "Психология", "Клиническая психология" / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл: AcademiA, 2005. - 346 с.

3. Олпорт Г. Становление личности []: избр. труды / ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 462 с. - (Живая класссика).

4. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Психология" / А.Б. Орлов. - М.: AcademiA, 2002. - 271 с.

5. Психология личности в трудах отечественных психологов.: хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2002. - 476 с. - (Хрестоматия по психологии).

6. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы, исследования, практикум / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 255 с.

7. Хьелл Л. А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 606 с.

 

Семинарское занятие № 5. «Темперамент и характер человека»

Теоретические вопросы

 

1. Типичное в поведении людей как основание для типологизации.

2. Типы темперамента, их физиологическая основа и психологическая характеристика.

3. Понятие и структура характера. Акцентуации характера.

Практическое задание

Решение психологических задач

Самодиагностика: Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых (EPQ)

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: научное издание / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.

2. Батаршев А. В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 334 с.

3. Гиппенрейтер Ю. Ба. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2005.

4. Государев Н. А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах: учебное пособие / Н. А. Государев. - М.: Ось-89, 2006.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности: практикум / О. П. Елисеев. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 508 с.

6. Кречмер Э. Строение тела и характер []: научное издание / Э. Кречмер. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 331 с

7. Психология индивидуальных различий: хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 775 с.: рис. - (Хрестоматия по психологии).

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для студ. вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 711 с.

9. Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 446 с.

 

Семинарское занятие № 6. «Способности.»

Теоретические вопросы

 

1. Понятие о способностях. Признаки способностей. Задатки.

2. Виды и структура способностей.

3. Развитие способностей. Творческая личность, талант, гений.

Практическое задание

 

Решение психологических задач

Самодиагностика Краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика)

 

Рекомендуемая литература

1. Индивидуальные различия в развитии способностей человека: сб. науч. трудов / отв. ред. В. А. Сальникова. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. - 112 с

2. Калмыкова З.И. Методика диагностики обучаемости школьников. //Проблемы диагностики умственного развития учащихся.-М., 1975.

3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.-М., 1971.-С.133-162, 163-182, 183-200.

4. Психология индивидуальных различий: хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 775 с.: рис. - (Хрестоматия по психологии).

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для студ. вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 711 с.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2-х т.-М., 1985.-Т.1.-С. 42-71.

7. Теплов Б.М. Способности и одаренность //Хрестоматия по психологии.-М., 1987.-С. 281-286.

 

Семинарское занятие № 7. «Самосознание.»

Теоретические вопросы

 

1. Самосознание как осознание “Я”, функции самосознания.

2. Составляющие элементы самосознания.

3. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Самооценка и уровень притязаний. Их роль в становлении самосознания человека.

Рекомендуемая литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]: пер. с англ. / Р. Бернс; ред., авт. предисл. В. Я. Пилиповский. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч. – Т.1. -М., 1982. – С. 78-98.

3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее сознание. - М., 1984.

4. Психология личности: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. "Психология" / ред.: П. Н. Ермаков, В. А. Лабунская. - М.: ЭКСМО: Наука-пресс, 2008. - 653 с.

5. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы, исследования, практикум / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 255 с. - (Психология: лучшее).

6. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

 

Семинарское занятие № 8. « Память.»

Теоретические вопросы

 

1. Определение памяти. Механизмы и закономерности памяти в психологии. (Эббингауз, Зейгарник …).

2. Процессы, виды памяти.

3. Рациональные приемы запоминания.

Практическое задание

 

Исследование индивидуальных особенностей памяти: продуктивность, объем кратковременной памяти.

Решение психологических задач

Рекомендуемая литература

  1. Блонский, П. П. Память и мышление: научное издание / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001. - 287 с. - (Психология - классика). -

2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб, 2002.

3. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. СПб,2002.

4. Общая психология [Текст]: в 7 т.: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Психология", "Клиническая психология" / ред. Б.С. Братусь. - М.: Академия. - (Университетский учебник по психологии). Т. 3: Память / В. В. Нуркова. - 2-е изд., стер. - 2008. - 318 с.

5. Психология памяти. / ред Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.,2000.

6. Черемошкина Л. В. Психология памяти: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. "Психология" / Л. В. Черемошкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 318 с.

 

Семинарское занятие № 9. «Мышление и воображение.»

Теоретические вопросы

 

1. Понятие о мышлении. Виды мышления. Социальная природа мышления человека.

2.Умственные операции и формы мышления.

3. Мышление как процесс решения задач. Этапы решения проблемы.

4. Понятие о воображении. Виды и механизмы воображения.

5. Мышление и воображение.

Практическое задание

 

Решение психологических задач.

Самоисследование: логическое мышление, обобщение, творческое воображение, проявление различных качеств ума в процессе решения задачи.

Рекомендуемая литература

1. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информ.- метод. пособие к курсу "Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Пед. о-во России, 2006. - 275 с.

2. Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987.

3. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. В. Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов).

4. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. - 9-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 703 с.

5. Тихомиров О. К. Психология []: Учеб. для студ. вузов / О. К. Тихомиров. - М.: Высшее образование, 2006. - 538 с. - (Высшее образование).

 

 

Семинарское занятие № 10. «Эмоционально-волевая сфера личности.»

Теоретические вопросы

 

1. Понятие воли. Этапы волевого действия.

2. Волевые качества личности и их формирование. Самовоспитание воли.

3. Воля и эмоциональная сфера личности.

4. Внешнее выражение эмоций и чувств.

Практическое задание

 

Самоисследование: Методика А.С.Шарова Волевые качества личности, методика А.А.Реана Мотивация успеха и избегания неудачи.

 

Рекомендуемая литература

1. Додонов Б. И. Эмоция как ценность [Текст]: научное издание / Б. И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

2. Изард К. Э. Психология эмоций: научное издание / К. Э. Изард. - СПб.: Питер, 2006. - 460 с. -

3. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 280 с.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 782 с.

5.Психология мотивации и эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / под ред Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - 2-е изд., стер. - М.: ЧеРо, 2006. - 751 с. - (Хрестоматия по психологии).

6.Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с. - (Хрестоматия по психологии).

7. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты []: научное издание. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара: СамИКП, 2002. - 168 с.

 

 

Семинарское занятие № 11. «Самопознание и стратегия жизни.»

Теоретические вопросы

 

1. Познай самого себя (аспекты, механизмы, целостность, я-как система).

2. Человек в поисках смысла.

3. Самоактуализация и самопрограммирование личности.

4. Жизненная стратегия: как ее строить?

Практическое задание

 

Обработка, интерпретация, обсуждение результатов самоисследования.

Краткая шкала измерения самоактуализации.

Рекомендуемая литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., 1991.

2. Богданов В.А. Психология жизненного пути.-СПб., 1994.

3. Методы исследования самосознания: Метод. рек. для студентов пед. ун-та / Омск. гос. пед. ун-т; сост. В. В. Лемиш. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 40 с.

4. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М.,1987.

5. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: пер. с англ. / Дж. Рейнуотер; Общ. ред. и послесл. Ф.Е.Василюка. - М.: Прогресс, 1992. - 240 с.

6. Франкл В. Воля к смыслу: научно-популярная литература / В. Франкл. - М.: ЭКСМО, 2000. - 368

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: