Современные политические и правовые теории, идейно – политические течения и школы.




Политическая теория (от греч. theoria — наблюдение, исследо­вание) — система знаний, идей о политике, отражающая и характе­ризующая процессы и явления политической жизни общества, меж­дународных отношений и определенным образом объясняющая сущ­ность, структуру, механизмы функционирования политических ин­ститутов, их цели и ценностные ориентации.

В ходе исторического развития общественная, в том числе и со­циально-политическая мысль, в развитых странах Запада раздели­лась на два основных направления: консерватизм и либерализм. В своих современных формах (неоконсерватизм) консервативное на­правление представляет собой в области идеологии и политики слож­ный сплав взглядов, идей и концепций, в котором общие черты со­четаются с национально-специфическими особенностями. Консерватизм (от лат. conservare — сохранять, охранять) — со­циально-политическая система идей, взглядов, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм по­литической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных оснований. Возникновение самого понятия "консерватизм" связывают с име­нем замечательного английского мыслителя Томаса Гоббса, совре­менника английской буржуазной революции. Дальнейшее развитие идеи консерватизма получили в Соединенных штатах Америки. Американский тип консервативной идеологии на протяжении всей его истории существовал в нескольких формах, первая из ко­торых—европейский классический консерватизм XVIII —середины XIX вв (так называемый традиционализм). Традиционализм стал главным источником идей американского консерватизма. Основное место заняли в нем положения классического консерватизма: защита частной собственности и частного предпринимательства от вмеша­тельства и регулирования со стороны государства, сохранение тра­диционных ценностей, связанных с семьей, религией и принципами индивидуализма.

Вторая форма — либерализм. Здесь идеи классического консер­ватизма переплетаются и взаимодействуют с идеями классического либерализма, прежде всего с идеями "свободного рынка". Иначе го­воря, либерализм является ничем иным, как "рыночным" консерва­тизмом. Особое распространение он получил на рубеже XIX—XX вв.

Наконец, третья, самая современная форма американского кон­серватизма — неоконсерватизм (70-е годы XX в. знаменуют начало этого направления). В отличие от первых двух форм, неоконсерва­тизм признает необходимость вмешательства государства в эконо­мику и выполнения им ряда функций, однако требует значительного сокращения и ограничения этих функций.

Идейное кредо неоконсерваторов в вопросе о роли государства в обществе формулируется так: «Лучшее правительство то, которое правит меньше».

Возник­новение этой, третьей формы консерватизма и ее утверждение в ка­честве ведущей способствовало падению популярности идей либе­рализма в США, полной девальвации либеральных технократических утопий (в том числе концепции " государства всеобщего благо­денствия") в условиях жесточайшего мирового экономического кри­зиса середины 70-х годов. Подлинное возрождение консерватизма произошло на Западе в 80-х годах. Именно в это время в ведущих западных странах на выс­шие государственные посты были избраны такие консервативные деятели, как Рональд Рейган в США и Маргарет Тэтчер в Великоб­ритании. Позднее в ФРГ канцлером стал Гельмут Коль.

В начале 90-х годов преемниками глав правительств и США, и Англии стали также консервативные лидеры Дж Буш и Джон Мейджор. Вместе с тем было бы ошибочным считать, что уход с полити­ческой сцены того или иного лидера неоконсерватизма (например, Дж. Буша в США) означал бы полный отход от неконсервативного курса внутренней и внешней политики государства.

Сегодня неоконсерватизм на Западе сохраняет свое положение в качестве домини­рующей интеллектуальной тенденции и господствующей политичес­кой силы. На протяжении ряда десятилетий сторонники этого тече­ния в политической науке и философии задают тон в университетах и исследовательских институтах, в средствах массовой информации и в общественном сознании в целом.

Основные принципы внутренней и внешней политики многих стран Запада разрабатываются круп­нейшими учеными неоконсервативной ориентации в "мозговых цент­рах" этих стран.

Все современные идейно-политические тече­ния так или иначе определяют свою позицию относительно такого глобального явления, как научно-техническая революция. Как отно­сятся неоконсерваторы к этому социальному феномену. Это прояв­ляется в концепциях неоконсервативной футурологии Конкретно — в концепциях постиндустриализма. Именно здесь наиболее ярко видна такая характерная черта неоконсерватизма, как ассимиляция идей и концепций, выдвинутых в рамках других идейно-политичес­ких течений (В случае с концепцией постиндустриализма речь идет о теоретических разработках представителей неолиберализма). Крупнейшими представителями идеологии постиндустриализма среди неоконсерваторов являются футурологи Даниэл Белл и Джон Ненсбит. В книге «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл делит развитие общества на три стадии - доиндустриальное, инду­стриальное и постиндустриальное. В целом, в концепциях постиндустриализма неоконсервативных авторов преобладает мажорная тональность. И это не случайно, так как они представляют себе США как мирового лидера, в том числе и в области научно-технического прогресса. Диапазон взаимодействия неоконсерватизма с другими идейно-политическими течениями Запада очень широк от неолиберализма и неосоциализма к крайнему экстремизму и неофашизму.

Социализм как идейно-политическое течение и одно из направ­лений общественно-политической мысли и сегодня остается доста­точно популярным в мире Однако это течение отнюдь не является однородным Единое социалистическое движение перестало сущест­вовать с августа 1914 г, т.е. с начала первой мировой войны В нем сегодня просматриваются три направления умеренное (центрист­ское). олицетворением которого является социал-демократизм: леворадикальное, представленное, в частности, неотроцкизмом и одним из вариантов "христианского социализма" — "теологией освобож­дения".

Третья ветвь социалистической мысли Запада — "неомарк­сизм". Следует сказать, что понятие "кризис марксизма" относится преимущественно к марксизму как идеологической системе. Теория и методология его сегодня и впредь будут находиться в русле ми­ровой общественно-политической мысли. В США в середине 80-х годов оформилось теоретическое направление, названное "аналити­ческим марксизмом", выпускается сборник с аналогичным названи­ем. В Италии на рубеже 70—80-х годов вышел в свет четырехтомный труд «История марксизма», последний том которого назван «Марк­сизм сегодня». Во Франции с конца 80-х годов выходит журнал «Ак­туальный Маркс», в котором регулярно даются обзоры состояния марксистской мысли на Западе.

Современные социал-демократы как представители социалисти­ческой мысли и политической практики конца XX в взяли за основу своей программы действий концепцию "демократического социализ­ма". К началу 90-х годов в мире насчитывалось более 300 социал-де­мократических партий, из которых 30 являются правящими, 70 самых крупных и влиятельных социал-демократических партий объединены в международной организации Социнтерн. (Социал-демократичес­кое идеи не получили распространение только на американском и африканском континентах).

Суть концепции "демократического социализма" состоит в при­оритете государственного регулирования экономической жизни в со­четании со смешанной экономикой. Социал-демократы выступают за участие трудящихся в принятии решений на уровне предприятий, участие профсоюзов в разработке национальной экономической по­литики, самоуправление коллективов рабочих и фермеров, национа­лизацию ряда крупных промышленных предприятий, контроль го­сударства за деятельностью транснациональных компаний, обеспе­чение минимального уровня равенства граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации, разработку согласован­ного международного законодательства по защите окружающей среды и обеспечению политической стабильности в мире.

Социализм в понимании социал-демократов — это не общест­венный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь, причем процесс непрерывный и бесконечный. В современных условиях теория социализма совершенствуется, осо­бый акцент при этом социал-демократы делают на поиске баланса между индустриальным и коллективным началами в жизни общест­ва В России в марте 1998 г. либеральные партии отметили 100-лет­ний юбилей отечественной социал-демократии, но влияние этих пар­тий, в том числе и социал-демократических, на внутриполитическую жизнь нашего общества пока незначительно Еще одним направлением современной политической мысли яв­ляется этнополитическое.

Сравнительный анализ этнополитических идей и концепций позволяет выявить их наиболее общие черты. К ним относятся осуществление права на самоопределение и незави­симое развитие каждой нации, народности, племени, любой соци­альной формы этноса, неограниченное суверенное владение каждым этносом имеющейся у него территорией и ее ресурсами, приоритет этнополитических интересов нации, народности или племени в ре­шении всех общественных проблем. Получается, что самым надежным способом обеспечения инте­ресов даже малых этносов является государственная самостоятель­ность, несмотря на мощные интеграционные процессы, существую­щие в мире Именно эта тенденция привела к возникновению ост­рейших конфликтов между Арменией и Азербайджаном, между Гру­зией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем.

До сих пор эти про­блемы не разрешены в Таджикистане Возникающие противоречия на этнической основе широко используются различными лидерами, партиями часто самой различной идейно-политической ориентации Современные этнополитические идеи, теории повсеместно ока­зывают большое влияние на поиск решения политических проблем, включая самые крупные, так как без прекращения межэтнических конфликтов и достижения баланса интересов всех наций и народ­ностей невозможно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить прогресс человечества.

Можно предположить и с определенной степенью уверенности утверждать, что обострение этнических проблем, крушение многих традиционных светских представлений об окружающем мире, а также разрушение прежних устоявшихся материальных и моральных устоев существенно увеличило количество людей, которые обраща­ются к религии. Это только одна сторона вопроса. С другой стороны, существенно активизировались религиозные учреждения и священ­нослужители, особенно католических и исламских конфессий. В 60—70-е годы появилось еще одно направление общественно-политической мысли — эколого-политическое. Оно возникло как следствие глобального конфликта общества с природой, вызвавшего загрязнение и отравление воздуха, земли, воды, нанесшего колос­сальный ущерб растительному и животному миру, создавшего угрозу для выживания человека как биологического вида. При всем разнообразии возникших эколого-политических течений им присущи общие черты. Наиболее важной из них является признание опасности надвигающегося экологического катаклизма и необходимости его предотвращения усилиями всех государств.

Другая важная черта, которая определилась в результате первых лет функционирования движений и организаций экологического ха­рактера, — приоритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических ре­шений такого переустройства общества, которое обеспечит гармо­низацию его отношений с природой. При всем разнообразии возникших эколого-политических течений им присущи общие черты. Наиболее важной из них является признание опасности надвигающегося экологического катаклизма и необходимости его предотвращения усилиями всех государств.

Другая важная черта, которая определилась в результате первых лет функционирования движений и организаций экологического ха­рактера, — приоритет политических средств и методов решения этой глобальной проблемы, признание необходимости политических ре­шений такого переустройства общества, которое обеспечит гармо­низацию его отношений с природой. Следует признать, что подавляющее большинство эколого-поли­тических концепций пользуются огромной поддержкой обществен­ности Их подхватывают, развивают и пытаются реализовать партии и движения различных идейно-политических ориентации неолиберально-неоконсервативной, демократической, социалистической, на­циональной, религиозной. За последние 20—25 лет эколого-политическое направление общественной мысли добилось заметных резуль­татов. Однако многие проблемы еще не решены. Поэтому это идей­но-политическое направление имеет огромные перспективы. Развитие всех современных идейно-политических направлений осложняется наличием в обществе весьма активного экстремизма.

Экстремистскими называют разные идейно-политические течения: неофашистские и троцкистские, радикальный исламский фундаментализм и камбоджийский маоизм. Экстремистские концепции апеллируют к не самым лучшим чув­ствам людей — зависти, злобе, шовинизму и находят своих привер­женцев в маргинальных, выбитых из привычной колеи жизни слоях населения. Экстремистские идеи враждебны идеям демократизма и либерализма. Наиболее активными в 80—90-е годы оказались троцкистские и неофашистские концепции. Различные троцкистские концепции, по­лучившие распространение во всем мире, сводятся к идее продол­жения мировой социалистической революции силами пролетариата, в состав которого идеологи этой концепции зачисляют всех трудя­щихся. Есть даже случаи, когда они призывают к вооруженному на­силию. Неофашистские концепции, распространенные в Германии, Ита­лии, Америке, заметно отличаются от идей и теорий Гитлера и Мус­солини. Ноу всех этих концепций и их предшественников есть объ­единяющий их показатель: они направлены против демократии и прав человека, обосновывают необходимость диктатуры, тоталита­ризма, насилия, стремятся опереться на национализм. В некоторых странах остаются популярными идеи анархизма, проповедующие индивидуальную свободу в обществе без государст­ва.

Известно, что экстремистские идеи способны толкнуть людей на авантюры, на разрушительные и кровавые, но в конечном счете бес­плодные действия. Все направления и течения общественно-политической мысли в большей или меньшей мере поворачиваются к проблемам кризиса цивилизации или сталкиваются с ними. Способность содействовать преодолению этого кризиса стала основным критерием их оценки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: