Особенности соревновательной деятельности.




Современными исследованиями установлено, что спортивная тренировка должна носить узкоспециализированный характер и строго сочетаться с соревновательной деятельностью спортсменов. Кроме того, отмечается необходимость глубокой индивидуализации как подготов­ки спортсменов, так и учета результативности соревновательной деятельности в целом и каждого компонента ее в отдельности.

Особенности формирования состояния эмоциональной напряженности в гимнастике связаны с рядом факторов:

1) большие межсоревновательные интервалы, во-первых, поднимают значимость соревнований (поскольку их мало), а во-вторых, затрудняют адаптацию спортсменов к условиям выступлений;

2) многостартовость соревнований (5-8 стартов у женщин и у мужчин в течение 2-3 дней), прямо влекущая за собой многосторонность стартовых состояний, имеет и косвенные последствия: психическое утомление, чувство психической напряженности при отсутствии достаточного расслабления после очередного старта;

3) в связи с координационной сложностью упражнений и с продолжительным, меняющимся по интенсивности психическим напряжением, а также при выступлении в непривычном зале, на «необъезженном» помосте, при различном освещении - двигательный самоконтроль в условиях соревнований становится нестабильным и потому не только недостаточно информативным, но и вносящим дезинформацию — это не может не повысить эмоциональную напряженность гимнаста или гимнастки;

4) удачи и неудачи в гимнастике носят иной характер, так как «вес» даже серьезных ошибок часто сравнительно невелик, последствия в большинстве случаев не являются решающими в определении спортивных результатов данных соревнований, поскольку многостартовость и простое суммирование результатов всех стартов позволяют поправить положение дел;

5) специфика спортивной борьбы в гимнастике заключается, как уже было отмечено, в отсутствии не только посредственной прямой борьбы с противником, опосредованности этой борьбы оценкой и некоторыми другими факторами. Большое психологическое давление оказывает и единственность попытки, повышающая вес результата.

6) очень важен контакт и климат в команде, с партнерами, чтобы не было проблем и разногласий в соревновательный период, чтобы партнеры не только знали друг-друга но и чувствовали, ведь бывают казусы во время выступления прямо на площадке и одному надо быстро подстроиться под другого/других, не общаясь и не договариваясь.

7) иногда встречается феномен временных задержек на соревнованиях, когда программа идет не по плану, в таком случае спортсмен может долго ждать, переразминаться и просто - «перегореть»; или также внезапные ранние вызовы на помост еще больше дают стресса, ведь спортсмен не до конца размялся и не настроился на выступление.
Также сложно, когда разные выступления категорий в программе переносят на другую часть дня, и спортсмен не успевает морально перестроиться.
8) Переживания за целостность костюма-замка, прически, факторов, влияющих на сбавку при выступлении – постоянные поправления перед выходом и перепроверка.

9) Волнение за скользкие руки, кроссовки – постоянное протирание их салфетками, магнезией – даже в избыточном количестве, для успокоения и уверенности.

10) Влияние зрителей, группы поддержки и зала. Так как в спортивной аэробике принято громко кричать и поддерживать другого во время его выступления еще и под громкую музыку, то кому-то проще выступать, когда за него болеют и кричат в поддержку, кому-то лучше, когда стоит тишина, и спортсмен может попросить не болеть за него во время выступления. Также наличие родных или близких людей в зале кого-то мобилизует, а кому-то мешает.

11) Иногда случаются при выходя на площадку сбой с музыкой. Либо могут включить другую – не твою, либо спортсмен может долго ждать в начальной позиции сигнала начала своего трека, а его не будет. Это очень тяжело физически и морально ждать в одной позе, так же как и уходить с площадки, чтобы исправили сбой и вызвали тебя заново на помост.

12.) covid 19 – В современное время из-за ограничений можно заметить, что на соревнованиях допускают мало людей, без зрителей. Из-за этого стоят пустые залы без поддержки, что тяжело при выступлении. Также из-за ограничений часто проходят переносы или вовсе запреты соревнований. Из-за этого часто начинают проводить соревнования онлайн, гдекаждый в каких-либо условиях – на траве на даче, в зале без профессионального покрытия и пр. пытается выступать. А также организуется псевдо официальное проведение соревнований, и тогда спортсменам, тренерам, судьям, говорят, что нельзя никому говорить об этом и что-либо выкладывать в социальные сети…

 

Говоря о волевом факторе, ограничимся упоминанием его основных компонентов. Особенности эмоционального регулирования на гимнастических соревнованиях связаны как с уже упоминавшейся многостартовостью, так и с довольно большой продолжительностью смены (1,5—2,5 ч). Особенности реализации психологических установок определяются как особенностями двигательной деятельности, так и спецификой регламента соревнований; как почти постоянной близостью тренера и возможностью его контроля и помощи, так и необходимостью во время соревнований решать все самостоятельно. Особенности психологической настройки — следствие специфики двига-тельной деятельности гимнастов и тактики борьбы. К особенностям управления вниманием относятся задача длительного сохранения высокого уровня его напряжения, сложность его целесообразного распределения и перераспре-деления, борьба с провалами внимания, задача рационального его сужения и т.д.

Следует сказать об особенностях управления этическим поведением хотя бы уже потому, что поведение гимнастов на соревнованиях может служить хорошим примером для представителей других видов спорта, а также потому, что поведение на соревнованиях в гимнастическом коллективе, на людях, когда нервы напряжены, когда личные интересы нередко вступают в противоречие с интересами других, когда возникает необходимость правильно реагировать на эмоционально сложные ситуации, имеет большое значение.

Особенности тренировочной деятельности.

Методика тренировки

Тренировка в аэробной гимнастике, как и в любой другой - это специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов.
Одновременно в процессе тренировки гимнастов решаются задачи всестороннего физического развития и совершенствования занимающихся, воспитания у них высоких нравственных и эстетических качеств. Единство всесторонней и специальной направленности процесса тренировки определяет его содержание (физическая, техническая, психологическая и тактическая подготовка гимнастов). Тренировочный процесс в носит циклический характер. Цикл спортивной тренировки включает три периода: подготовительный (посвященный физической и технической подготовке гимнастов и приобретению спортивной формы), соревновательный (период основных соревнований, в котором достигается наивысшая спортивная форма) и переходный (звено, связующее старый и новый циклы тренировки).

Тренировка в гимнастике строится на основе принципов, общих для спортивной деятельности, но проявляющихся в соответствии со спецификой данного вида спорта: принцип специализации и направленности к высшим достижениям; принцип единства общей и специальной подготовки; принцип непрерывности; принцип единства постепенности возрастания и стремления к максимальным нагрузкам; принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок; принцип цикличности тренировочного процесса.

Принцип специализации и направленности к высшим достижениям предполагает постоянное прогрессирование в овладении программой более высокого разряда или ее усложнение. Поэтому тренировка гимнаста должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. Каждому этапу подготовки соответствует свой механизм, проявляющийся в трудности осваиваемых упражнений и объеме нагрузок.

Принцип единства общей и специальной подготовки реализуется как сочетание педагогических воздействий, обеспечивающих целостность процесса воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма средствами гимнастики. Важным методическим вопросом является определение баланса средств общей и специальной подготовки на разных этапах становления мастерства гимнастов.

Принцип непрерывности тренировочного процесса вытекает из необходимости круглогодичной и многолетней тренировки. В гимнастике особенно важно соблюдать этот принцип, так как образование двигательных навыков требует постоянного повторения, а накопление двигательного багажа — систематичности. Непрерывные занятия — основа, на которой можно строить планы овладения новыми упражнениями и увеличения нагрузок. В результате систематических занятий наступает состояние тренированности как результат приспособления организма к нагрузкам.

Принцип постепенности возрастания и стремления к максимальным нагрузкам логически связан с предыдущим. Сама по себе непрерывность занятий не обеспечит высоких результатов. На этом фоне необходимо постепенно наращивать нагрузки: овладевать все более трудными упражнениями, повышать объем и интенсивность тренировочной работы. На биологической закономерности восстановления и восполнения затрат с выходом на новый, более высокий уровень функциональных возможностей организма и построена тренировка с повышением нагрузок. Максимальные тренировочные объемы возможны и целесообразны только при систематическом наращивании тренированности в диапазоне оптимальных для каждого гимнаста нагрузок. Как правило, ударная нагрузка должна превышать в 1,5—2 раза показатели основной тренировочной работы по количеству выполняемых комбинаций.

Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок учитывает одну из особенностей организма — взаимодействие процессов утомления и восстановления, и обусловлен ритмом физиологических процессов. Многочисленные исследования тренировочного процесса в гимнастике выявили общую закономерность в динамике тренировочных нагрузок, а именно волнообразность, и их периодическое повышение и снижение как в длительных отрезках времени, так и в течение тренировочного микроцикла и даже одного занятия. Отсюда принято различать большие волны, охватывающие несколько этапов подготовки и выражающие общую тенденцию в динамике нагрузок на длительном отрезке времени; средние волны, суммирующие нагрузку нескольких микроциклов; малые волны, характеризующие нагрузку нескольких занятий.

Принцип цикличности тренировочного процесса диктуется необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечивающие образование прочных двигательных навыков, достижение определенного уровня тренированности. На тренировочных занятиях гимнасты повторяют упражнения всех видов программ или одной конкретной но более долго. Каждый такой тренировочный день уже есть малый цикл, замкнутый кругом |задач, типичных для одного дня тренировки. Несколько тренировочных дней в рамках календарной недели образуют микроцикл тренировки, несколько микроциклов в свою очередь образуют более крупные циклы. Такая сменяемость различных циклов тре­нировки не предполагает их замкнутости и изолированности. Для характеристики структуры всего процесса тренировки больше подходит модель развития по спирали, как более точно отражающая его динамику.

Вывод.

Суммируя все сказанное, необходимо подчеркнуть единство всех принципов, которое вытекает из сути спортивной деятельности, многообразной по форме и многофакторной по существу.

Единство процесса воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма обусловливает единство дидактических принципов и принципов тренировки. Согласно этим принципам строится и одно занятие, и многолетний процесс тренировки. Ими следует руководствоваться в работе с начинающи­ми и с гимнастами высокой квалификации. В этом их всеобщность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: