КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ШКОЛ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.




 

МОДЕРНИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ – совокупное обозначение наметившихся в последние десятилетия тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. В онтологическом плане феномен модернизма и постмодернизма связан с осмыслением того обстоятельства, что мир противится человеческому воздействию, отвечая на него противодействием; порядок вещей мстит нашим попыткам переделать мир, обрекая на неизбежный крах любые преобразовательские проекты. Из этого следует вывод, что мир не только не поддаётся человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию. Постмодернизм создал совершенно новый тип философствования – философствование без субъекта.

Представители: Лиотар, Бодрийар, Вирилио, Делёз, Гваттари, Деррида, Серр, Батай, Бланшо, Лаку-Лаббарт, Марквард, Кампер, Ваттимо, Рорти, Джеймисон, Краусс, Вельш, Шпаерман, Лёв.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – иррационалистическая философия, предметом рассмотрения которой является не объективная реальность, а внутренний мир человека. Основная задача экзистенциализма – определить содержание человеческого существования. Центральные проблемы: - проблема существования (экзистенции) человека; - проблнема бытия человека и бытия мира; - проблема свободы человека.

Представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, Н. Абаньяно.

 

НЕОТОМИЗМ – наиболее авторитетное учение современной католической философии, базирующееся на учении средневекового философа-схоласта Фомы Аквинского, официальная философская доктрина католической церкви. Центральный принцип – принцип гармонии разума и веры. Неотомисты утверждают, что непротиворечивое единство веры и разума предустановленно свыше. Но разум, по их утверждениям, всё же направляется «светом веры».

Что касается онтологии, то утверждается, что в основе всего лежит чистое божественное бытие, порождающее всё многообразие мира. Божественное бытие невозможно выразить при помощи категорий (понятий), а можно зафиксировать лишь специфическими надкатегориальными определениями – трансценденталиями, к числу которых относятся единство, истина, благо, красота.

Представители: Жильсон, Маритен, Корет, Меснер, Бохеньский, Бруггер, Демпф, Лотц, Мюллер, Пипер, Ранер, де Фриз, Мерсье, Дондейн, Ладрьер, де Реймекер, Ван Стеенберген, К Войтыла (Иоанн Павел II), Кромпец, Ольджати, Падовани, Фабро.

НЕОРЕАЛИЗМ – широкое и неоднородное философское направление конца XIX – начала ХХ века. Возникновение связано со стремлением преодолеть психологизм и субъективизм в трактовке идеальных объектов, не существующих физически, но, в отличие от фантастических образов, обладающих не зависящими от воли субъекта непреложными свойствами. Идеи неореализма получили наибольшее распространение в англоязычных странах.

Представители: Брентано, Мейнонг, Краус, Штаумпф, Хёффлер, Мур, Перри, Монтегю, Холт, Марвин, Сполдинг, Броуд, Александер, Уайтхед, Хартсхорн, Джонсон.

ФРЕЙДИЗМ – возникновение связывается с введением в философию и психологию австрийским психиатром З. Фрейдом понятия бессознательного. С точки зрения З. Фрейда, это определяющий, глубинный план человеческой психики, который функционирует на основе врождённых естественных, генетически первичных явлений. Сознательное же (Я) выступает как посредник между бессознательным (Оно) и внешним миром. Сознание стремится сделать бессознательное приемлемым для мира. В психике человека существует ещё и «Сверх-Я» - внутриличностная совесть. Этот компонет образуется под влиянием общественных запретов. Если «Оно» обусловлено генетически, «Я» - индивидуальным опытом, то «Сверх-я» есть результат влияния других людей

На базе учения Фрейда впоследствии возникает неофрейдизм. И если Фрейд сделал упор на бессознательное, на инстинкты и влечения отдельного человека, то в рамках неофрейдизма была предпринята попытка решить проблему взаимодействия субъекта и общества. Некоторые представители неофрейдизма, как, например, Э. Фромм, призывали обратить внимание на роль социальных факторов в становлении личности.

Представители: Фрейд, Юнг, Адлер, Райх, Фромм, Маркузе, Хорни.

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – исследование феноменов сознания, учение о феноменах. Основные положения этого учения можно свести к следующему: - не существует непосредственного доступа к реальности, контакт с ней возможен только благодаря сознанию; - само сознание необходимо исследовать в его чистоте, в допредметной символической форме; - сознание есть непрерывный поток феноменов: впечатлений, переживаний, идей, образов и т.д.; - в потоке сознания существуют две основные константы: интенция (направленность сознания на что-либо, любое переживание) и длительность (время потока переживания); - синтетическая деятельность сознания осуществляется в двух горизонтах: внешнем (конструирование в пространственно-временных отношениях) и внутреннем (образование смысла, смыслового центра).

Метод исследования феноменов сознания называется «феноменологической редукцией».

Представители: Гуссерль, Хайдеггер, Пфендер, Шапп, Бинсвангер, Франкль, Шелер, Хильдебранд, Гайгер, Ингарден, Дюфрен, Райнах, Штайн, Шюц, Ставенхаген, Херинг, Финк, Беккер, Ландгребе.

 

СТРУКТУРАЛИЗМ – общее название ряда направлений в социогуманитарном познании ХХ века, связанных с выявлением структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Поиск структур осуществляется в разных областях культуры: языке и литературе, социальных установлениях и истории идей, искусстве и явлениях массовой культуры.

Представители: Леви-Стросс, Барт, Лакан, Фуко, Альтюссер.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА – 1)теория и практика истолкования текстов, учение об искусстве истолкования литературных памятников, понимании письменно зафиксированных явлений жизни; 2)течение в современной философии.

Сторонники герменевтики подчёркивают, что текст необходимо понять исходя из него самого, не подменяя его содержание социально-экономическими причинами или культурно-историческими влияниями.

Представители: Шлейермахер, Дильтей, Гадамер, Миш, Вах, Ротхакер, Больнов, Сцонди, Бетти, Хирш, Яусс, Изер, Варнинг, Штайгер, Апель, Рикёр.

 

НЕОМАРКСИЗМ – в некотором роде условный термин, обозначающих совокупность марксистских и марксистски ориентированных течений, характеризующихся критическим отношением как к капитализму, так и к «реальному социализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии. Распадается на два основных и противостоящих друг другу направления: «диалектико-гуманистическое» и «сциентистское». Диалектико-гуманистическое направление стремится поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия. Сциентистское направление оценивало классический марксизм как недостаточно научный. Ставят задачу придать историческому материализму строго научную форму. Надо отметить, что в исследовательской литературе нет однозначного определения неомарксизма. Существуют разнообразные трактовки – отсужения его до одной франкфуртской школы до включения в него всех течений прошлого и настоящего, сколько-нибудь отличающихся от ортодоксального марксизма-ленинизма.

Представители: Лукач, Корш, Грамши, Беньямин, Шмидт, Негт, Хабермас, Райх, Маркузе, Мерло-Понти, Фишер, Марек, Шафф, Косик, Пачи, Пиконе, Хелер, Вайда, Маркуш, Фехер, Хегедуш, Гольдман, Петрович, Бюси, дела Коста).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: