Требования к личности и профессиональной деятельности педагога.




Педагог выступает субъектом педагогической деятельности, в связи с чем к нему предъявляется целый ряд требований.

Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности

Содержание профессиональной готовности аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

В профессиограмме учителя с точки зрения В. А. Сластенина профессиональные требования объединены в три группы:

• общегражданские качества;

• качества, определяющие специфику профессии учителя;

• специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Ученые выделяют шесть групп профессионально важных качеств:

1. свойства личности, отражающие общую и профессионально-педагогическую направленность: ответственность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, благородство, доброта и принципиальность, правдивость и добросовестность, трудолюбие и аккуратность, стремление к творческой деятельности и самостоятельность, скромность, физическое совершенство и обаяние;

2. особенности интеллектуальной сферы личности: любознательность, находчивость, сообразительность, эрудированность и умение выделять главное, логичность мышления и развитая речь;

3. эмоционально-волевые свойства: выдержка и самообладание, настойчивость и организованность, жизнерадостность и решительность, требовательность к себе, к учащимся, целеустремленность;

4. социально-психологические особенности: общительность и обязательность, вежливость и деловитость, организаторские способности и тактичность, справедливость и доброжелательность;

5. сенсорно-перцептивные свойства личности: распределение внимания и наблюдательность, память на лица, имена, фамилии и педагогическое воображение, способность видеть мир глазами ребенка и художественный вкус, эмпатия, фантазия и выдумка, чувство юмора и чуткость;

6. особенности самосознания личности: самокритичность, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

 

2. Уровни профессионально-педагогической готовности к преподаванию.

Уровни профессиональной готовности.

Житейский уровень, для которого характерна апелляция к здравому смыслу. Внимание педагога сосредоточено на содержании преподаваемого предмета. Он полагает, что если хорошо знает материал, то получит от учащихся хорошие результаты, а если нет, то причина в самих учащихся, ведь они недостаточно учат заданный материал.

Низкий профессиональный уровень определяется видением педагога отдельных педагогических явлений, но остаются незамеченными связи между ними. Преподаватель организует свои действия на основе неполной информации об отдельных педагогических явлениях, полученной путем наблюдений и бесед.

Ситуативный уровень характеризуется тем, что преподаватель понимает суть педагогических явлений, стремится найти их причины, однако уровень обобщения невысок из-за того, что педагог считает планирование работы пустой формальностью. Его старания поддержать познавательную активность учащихся проявляются через опору на тех, кто уже проявил себя.

Предмоделирующий уровень определяется четким пониманием взаимосвязи и взаимозависимости явлений, стремлением их установить, объяснить возникновение появившейся педагогической ситуации, наметить характер воздействия на ее развитие. Действует педагог как бы вслед за событиями, стремится к развитию, проявляет активность, но результат не достигается из-за нечеткого представления о функциях совместной деятельности.

Моделирующий уровень предполагает, что педагог устанавливает причинно-следственные связи, правильно выбирает средства педагогического воздействия, поэтому студенты отличаются высокой познавательной активностью, а в учебном процессе преобладают творческие задания. Педагогический процесс у педагогов на этом уровне отличается: устойчивостью нарастания качества учебно-воспитательной работы по основным показателям; коллективным, кооперированным характером деятельности студентов на учебных занятиях; активным участием учащихся во всех сферах деятельности; устойчивостью развития и формирования коллектива.

 

Профессиональная готовность есть не только результат, но и цель профессиональной подготовки, которая реализуется за счет определенного структурирования содержания профессионально-педагогического образования и имеет четыре компонента:

1. профессионально-педагогические знания, овладение которыми реализуется последовательно на четырех этапах: восприятие, понимание, запоминание профессионально значимых знаний и соответственно применение их в знакомой и новой педагогической ситуации;

2. опыт осуществления профессионально-педагогической деятельности, который выражается в овладении практическими умениями и навыками в ходе эмпирической практики, в деятельности по образцу в типичных ситуациях, в совершенствовании способов профессиональной деятельности в незнакомых ситуациях;

3. опыт творческой педагогической деятельности, процесс владения которым проходит такие этапы, как выявление педагогической проблемы, ее осознание и формулировка, частично-поисковая и исследовательская деятельность;

4. опыт ценностно-эмоциональной ориентации в процессе педагогической деятельности, который включает в себя три этапа: формирование внутренней мотивации поведения преподавателя, профессионально- педагогическое поведение на основе этой модели, творческую направленность педагогической деятельности.

Таким образом, совокупность критериев готовности педагога к реализации целостного педагогического процесса можно выразить следующей схемой:

 теоретическая готовность;

 практическая готовность;

 опыт творческой деятельности;

 опыт мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии.

Итак, профессиональная готовность является комплексным явлением, осуществляемым на основе личностного подхода в процессе подготовки преподавателя к педагогической деятельности, характеризует его умение четко и оперативно принимать решения, проявлять высокий интерес к своей работе, поддерживать контакт со своими студентами, владеть эффективными приемами педагогического взаимодействия.

2 задание.

Я считаю, что у учителя самая важная задача – формирование человека, личности. Учитель всегда стремится выпустить в жизнь воспитанного, умного, подготовленного человека. Учитель всегда идёт в ногу со временем.

Мы живём в стремительно меняющемся мире. Что самое главное для учителя, работающего в 21 веке? Современный учитель. Какой он? На мой взгляд, современный учитель — это тот учитель, который может реализовывать себя в выбранной профессии в современном обществе с современными детьми. Так каким же он должен быть в наше время? Каждый человек ответит на эти вопросы по-разному.

По моему мнению современный учитель должен быть образованным, в совершенстве знать свой предмет, его теорию, методику и передавать свои знания детям. Помочь раскрыться личности ребенка, раскрыться – вот истинное предназначение современного учителя. И не важно, какой предмет он ведет, сколькими годами исчисляется его педагогический стаж; главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек – УЧИТЕЛЬ.

В своей педагогической деятельности учитель должен учить воспитанников мыслить, слушать и слышать, чувствовать и переживать, искать и познавать, постигать себя и своё место среди людей. Поэтому учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, тренером интеллекта и памяти... Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Педагог должен стремиться к профессиональному росту, постоянно заниматься самообразованием, быть творческой личностью, уметь получать знания из разных источников, владеть новыми технологиями, но современный учитель не только должен учить детей, но и сам должен быть способен учиться у своих учеников.

Миссия современного учителя заключается в том, чтобы не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Важно сформировать у ребёнка желание учиться, а потом, используя различные средства, учить, потому что главной задачей учителя по моему мнению является передача своих знаний детям.

У читель - это творческая, независимая, конкурентоспособная, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Это человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных именно поэтому я считаю, что самое ценное качество – это увлеченность, влюблённость в свою профессию и к ученикам. Я согласна с высказыванием известного писателя Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель ». Такой учитель всегда современен, в таком всегда нуждаются. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда.

Задание

Анализ статьи Л.В.Воронина «Развитие младших школьников в процессе формирования у них математической культуры», журнал «Начальная школа»

Л. В. Воронина в своей статье «Развитие младших школьников в процессе формирования у них математической культуры» [7] пишет о том, что для полноценного формирования математической культуры у младших школьников, необходимо развивать все её компоненты. Автор раскрывает содержание работы над каждым компонентом математической культуры.

Например, для закрепления вычислительных приёмов на все арифметические действия (когнитивно-информационного компонента) Л. В. Воронина рекомендует использовать таблицы, по которым можно выполнять индивидуальные вычисления, работать в паре и по цепочке, делать вычисления по заданному алгоритму, находить выражения с заданными значениями, осуществлять вычисления на время (дети записывают только ответы за определённое время).

Для формирования вычислительных навыков на уроках математики можно применять дидактические игры.

Для развития математического мышления полезно создавать проблемные ситуации.

Для формирования рефлексивно-оценочного компонента необходимо проводить работу по развитию у учащихся умения производить контроль, самоконтроль, давать оценку, самооценку, делать самоанализ выполненной работы. В образовательном процессе для организации автор предлагает использовать такие приёмы, как сверка результатов выполненной работы с эталоном (эталон дан на доске, карточке, слайде или проговаривается устно), использование средств обратной связи при проверке работы (сигнальные карточки), проверка заданий с ошибками (найдите ошибки и исправьте их; посоветуйте, на что нужно обратить внимание).

Например, при изучении сложения и вычитания любых двузначных чисел, указывают авторы, можно усвоить ход рассуждений, используя схемы, показанные на рисунке:

25 + 3 = 28

?? +? =??

или

43 + 5 = 48

43 + 20 = 63

Уже при первом знакомстве с записью в столбик для случаев сложения и вычитания двузначных чисел полезно использовать памятку:

 
Пишу … Складываю единицы … Складываю десятки … Читаю ответ …

Такие памятки должны быть демонстрационными -- когда они в виде таблицы вывешиваются в классе, и индивидуальными -- у каждого ученика. Предлагая памятку, учитель должен обучить детей работе с ней.

Автор считает, что ребёнок с любым уровнем математической подготовки сможет найти среди выдвинутых предположений то, которое доступно и понятно ему. Опираясь на данный выбор, младший школьник решит задачу «по-своему» и удовлетворит в определённой мере собственные познавательные потребности.

В современном курсе математики для начальной школы встречаются примеры включения приёма предположения. В качестве примера в статье приводятся формулировки учебных заданий типа: «Догадайся», «Продолжи рассуждения (решение, вычисление, построение)», «Объясни решение» и т. п. Наиболее ярко выражены возможности применения приёма предположения при изучении вычислений, поиске рациональных способов действий, контроле результатов вычислений через предварительную прикидку.

Составление алгоритма на уроках математики, как указывает автор, позволяет детям не только научиться решать примеры, но и контролировать свои действия. Дети, участвуя в составлении алгоритма, настолько увлекаются процессом пошаговых действий, что при его использовании ошибочных ответов почти не допускают.

Проанализировав лишь небольшую часть статей по вопросу использования дидактических методов при изучении приемов сложения, можно сделать вывод о проблеме поиска эффективных методов обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. Это и различные наглядные методы, методы проблемного изложения, исследовательский метод и другие.

Выбор метода, прежде всего, определяется целями обучения. Если четко продумана последовательность целей на уроке, значит, и методы должны соответствовать требованиям этих целей. В не меньшей мере выбор метода зависит от особенностей содержания изучаемого материала, от возрастных особенностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: