Исследование экспрессивной речи




Характер экспрессивной речи:

4 года _______________________________________________________________________

5 лет ________________________________________________________________________

6 лет ________________________________________________________________________

 

1. Активный словарь

Имена существительные:

· назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам

4 года

игрушки: ____________________________________________________________

посуда: ______________________________________________________________

одежда: _____________________________________________________________

обувь: _______________________________________________________________

5 лет

мебель: _____________________________________________________________

овощи: ______________________________________________________________

фрукты: _____________________________________________________________

птицы: ______________________________________________________________

6 лет

ягоды: ______________________________________________________________

насекомые: __________________________________________________________

животные: ___________________________________________________________

транспорт: ___________________________________________________________

 

· назвать части тела и части предметов (по картинкам)

4 года

ноги ____________ спинка стула ____________

руки ____________ сиденье стула ___________

голова __________ ножки стула ____________

глаза ____________ кузов машины __________

уши ____________ колеса машины __________

5 лет

нос _____________ рукав _________________

рот _____________ воротник ______________

шея ____________ пуговица _______________

живот __________ кабина машины __________

грудь __________ руль ____________________

6 лет

локоть ___________ манжета ____________________

ладонь ___________ петля для пуговицы __________

затылок __________ фары ______________________

висок ____________ мотор _____________________

 

· назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке

4 года

Мяч, кукла, машинка __________________________________________________

Рубашка, платье, шорты ________________________________________________

Тапки, туфли, ботинки _________________________________________________

5 лет

Стул, стол, шкаф ______________________________________________________

Огурец, помидор, морковь ______________________________________________

Яблоко, банан, апельсин _______________________________________________

Воробей, голубь, сова __________________________________________________

6 лет

Клубника, смородина, черника __________________________________________

Муха, комар, бабочка __________________________________________________

Кошка, собака, корова _________________________________________________

Самолет, автобус, машина ______________________________________________

 

· подобрать антонимы (слова «наоборот»)

6 лет

Друг ____________________ добро _____________________

Горе ____________________ горячий ____________________

Легкий __________________ длинный ___________________

Давать ___________________ поднимать _________________

 

Глаголы:

4 года (ответить на вопросы по картинкам):

Что делает мальчик? (ест) ______________________________________________

Что делает девочка? (спит) _____________________________________________

Что делают дети? (играют) _____________________________________________

Что делает птица? (летит) ______________________________________________

Что делают рыбки? (плавают) ___________________________________________

Что делают машины? (едут) ____________________________________________

5 лет (ответить на вопросы логопеда):

Как передвигаются птицы? (летают) _____________________________________

Как передвигаются рыбы? (плавают) _____________________________________

Как передвигается змея? (ползает) _______________________________________

Как передвигается лягушка? (прыгает) ___________________________________

Как передвигается человек? (ходит) ______________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (лает) _______________________________

А как подает голос корова? (мычит) ______________________________________

А как подает голос петух? (кукарекает) ___________________________________

6 лет (ответить на вопросы логопеда):

 

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует) ______________________

А как подает голос волк? (воет) _________________________________________

А как подает голос лошадь? (ржет) _______________________________________

А как подает голос овца? (блеет) ________________________________________

Врач лечит. А что делает учитель? (учит) _________________________________

А что делает продавец? (продает) ________________________________________

А что делает маляр? (красит) ____________________________________________

А что делает швея? (шьет) ______________________________________________

 

Имена прилагательные:

· назвать предъявленные цвета

 

  4 года 5 лет 6 лет
Красный      
Синий      
Зеленый      
Желтый      
Белый      
Черный      
Оранжевый      
Голубой      
Фиолетовый      
Розовый      
Серый      
Коричневый      

 

· назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки)

 

4 года

Мяч какой? (круглый) _________________________________________________

Платок какой? (квадратный) ____________________________________________

 

5 лет

Солнце какое? (круглое) _______________________________________________

Печенье какое? (квадратное) ____________________________________________

Косынка какая? (треугольная) ___________________________________________

Огурец какой? (овальный) ______________________________________________

 

6 лет

Руль какой? (круглый) _________________________________________________

Окно какое? (квадратное) ______________________________________________

Флажок какой? (треугольный

Слива какая? (овальная) ________________________________________________

Одеяло какое? (прямоугольное) _________________________________________


 

2. Состояние грамматического строя речи

· употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

4 года

стол – столы

кот – _____________ дом – ____________ кукла – ___________

рука – ____________ окно – ______________

5 лет

рот – рты

лев – ________ река – _________ ухо – _________ кольцо – __________

6 лет

глаз – глаза

лист – ______ стул – _______ дерево – ________ пень – _______ воробей – ______

 

· употребление имен существительных в косвенных падежах:

4 года

Что есть у мальчика? (мяч) _____________________________________________

Чего нет у мальчика? (мяча) _____________________________________________

Кому мальчик дает мяч? (девочке) _______________________________________

Что ты видишь на картинке? (машину) ___________________________________

Чем рисует девочка? (карандашом) ______________________________________

О ком думает кошка? (о мышке) _________________________________________

 

· образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

5 лет

шаров ____________ ключей _____________ берез ___________

ложек____________ окон ________________

6 лет

карандашей ___________ листьев ____________ книг___________

вилок _____________ ведер ______________

 

· согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

4 года

Красный мяч _____________________________________________________________

Синяя шапка _____________________________________________________________

Желтое ведро ____________________________________________________________

5 лет

Оранжевый апельсин ______________________________________________________

Голубая бабочка __________________________________________________________

Белое блюдце ____________________________________________________________

6 лет

Фиолетовый колокольчик __________________________________________________

Серая ворона _____________________________________________________________

Розовое платье ___________________________________________________________

 

· употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

4 года

Где стоит ваза? (на столе) _________________________________________________

Где лежат фрукты? (в корзине) _____________________________________________

У кого мячик? (у мальчика) _________________________________________________

5 лет

Где сидит снегирь? (на дереве) _____________________________________________

Где стоит машина? (в гараже) ______________________________________________

У кого кукла? (у девочки) _________________________________________________

Где стоит коза? (за забором) _______________________________________________

Где едет машина? (по дороге) ______________________________________________

6 лет

Где лежит мяч? (под столом) ______________________________________________

Где летает бабочка? (над цветком) __________________________________________

Откуда вылетает птичка? (из клетки) ________________________________________

Откуда прыгает котенок? (с кресла) _________________________________________

 

· употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам):

4 года

Два кота _______________________ Пять котов _____________________________

Две машины ____________________ Пять машин ____________________________

5 лет

Два мяча________________________ Пять мячей____________________________

Две розы _______________________ Пять роз ______________________________

Два окна _______________________ Пять окон _____________________________

6 лет

Два пня ________________________ Пять пней _____________________________

Два воробья_____________________ Пять воробьев___________________________

Две шали_______________________ Пять шалей_______________________________

Два ведра _______________________ Пять ведер_______________________________

 

· образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

4 года

стол — столик ______________________ чашка — чашечка_____________________

сумка — сумочка____________________ ведро — ведерочко____________________

5 лет

забор — заборчик____________________ носок — носочек_____________________

лента — ленточка____________________ окно — окошечко ____________________

6 лет

палец — пальчик____________________ изба — избушка_______________________

крыльцо — крылечко_________________ кресло — креслице ___________________

 

 

· образование названий детенышей животных:

4 года

У кошки — котенок

У лисы _______________ У утки _________________ У слонихи _________________

5 лет

У зайчихи _____________________ У волчицы________________________________

У белки _______________________ У козы ___________________________________

6 лет

У медведицы______________________ У бобрихи_____________________________

У барсучихи ______________________ У собаки ______________________________

У коровы _________________________

 

· образование относительных прилагательных:

6 лет

Стол из дерева (какой?) – Деревянный

Аквариум из стекла (какой?) ________________________________________________

Крыша из соломы (какая?) _________________________________________________

Стена из кирпича (какая?)__________________________________________________

Шапка из меха (какая?)____________________________________________________

Носки из шерсти (какие?)__________________________________________________

Сапоги из резины (какие?)_________________________________________________

Крепость из снега (какая?)__________________________________________________

Лопатка из металла (какая?)_________________________________________________

Сок из яблок (какой?)______________________________________________________

 

· образование притяжательных прилагательных:

6 лет

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины

Туфли мамы (чьи?)________________________________________________________

Усы кошки (чьи?)_________________________________________________________

Хвост лисы (чей?)_________________________________________________________

Берлога медведя (чья?)_____________________________________________________

Гребень петуха (чей?)______________________________________________________

 

· образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам):

6 лет

Мальчик выходит из дома__________________________________________________

Мальчик отходит от дома__________________________________________________

Мальчик подходит к магазину. _____________________________________________

Мальчик переходит улицу. ________________________________________________

Мальчик обходит лужу. ___________________________________________________

Мальчик входит в дом. ___________________________________________________


 

· образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):

6 лет

Девочка строит домик.

Девочка построила домик. _________________________________________________

Мальчик красит вертолет. _________________________________________________

 

4. Состояние связной речи

· Пересказ текста из нескольких предложений:

4 года

Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5 лет

· Пересказ текста из нескольких предложений:

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху._______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Составление рассказа по серии картинок:

6 лет

 

5. Исследование фонетической стороны речи

· Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):

4 года

кот __________ вода ____________ стук____________ мост____________________

спина____________ банка____________ фантик___________ ступенька___________

5 лет

самолет ________________ скворец________________ фотограф________________

микстура______________ парашютист___________ погремушка________________

Сестренка развешивает простыни____________________________________________

В универсаме продают продукты ____________________________________________

Парашютисты готовятся к прыжку___________________________________________

6 лет

Тротуар ________________ Градусник________________

Экскаватор _______________________ Виолончелист__________________________

Виолончелист укладывает инструмент в футляр________________________________

Регулировщик руководит движением на перекрестке

_________________________________________________________________________

У фотографа фотоаппарат со вспышкой

_____________________________________________________________________

 

· Состояние звукопроизношения

(отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):

4 года

  а у о и э  
изолированно            
в словах            
в предложениях            
  б п м б’ п’ м’ в ф в’ ф’
изолированно                    
в словах                    
в предложениях                    
  д т н д’ т’ н’ л л’ р р’
изолированно                    
в словах                    
в предложениях                    
  г к х г’ к’ х’   й  
изолированно                  
в словах                  
в предложениях                  
  с з ц с’ з’ ш ж ч щ  
изолированно                    
в словах                    
в предложениях                    
                         

 

5 лет

  а у о и э  
изолированно            
в словах            
в предложениях            
  б п м б’ п’ м’ в ф в’ ф’
изолированно                    
в словах                    
в предложениях                    
  д т н д’ т’ н’ л л’ р р’
изолированно                    
в словах                    
в предложениях                    
  г к х г’ к’ х’   й  
изолированно                  
в словах                  
в предложениях                  
  с з ц с’ з’ ш ж ч щ  
изолированно                    
в словах                    
в предложениях                    
                         

 


 

6 лет

  а у о и э  
изолированно            
в словах            
в предложениях            
  б п м б’ п’ м’ в ф в’ ф’
изолированно                    
в словах                    
в предложениях                    
  д т н д’ т’ н’ л л’ р р’
изолированно                    
в словах                    
в предложениях                    
  г к х г’ к’ х’   й  
изолированно                  
в словах                  
в предложениях                  
  с з ц с’ з’ ш ж ч щ  
изолированно                    
в словах                    
в предложениях                    
                           

 

6. Состояние дыхательной и голосовой функций

  4 года 5 лет 6 лет
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное      
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)      
Продолжительность речевого выдоха      
Сила голоса      
Модуляция голоса      

 

7. Особенности динамической стороны речи

  4 года 5 лет 6 лет
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)      
Ритм (нормальный, дисритмия)      
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)      
Употребление основных видов интонации: повествовательная вопросительная восклицательная      

 

8. Состояние фонематического восприятия,

навыков фонематического анализа и синтеза

· Повторение слогов с оппозиционными звуками:

4 года

ба-па __________ па-ба __________

га-ка __________ ка-га __________

да-та __________ та-да __________

ма-ба __________ ба-ма __________

ва-ка __________ ка-ва __________

ня-на __________ на-ня __________

 

5 лет

ба-па-ба __________ па-ба-па __________

да-та-да __________ та-да-та __________

га-ка-га __________ ка-га-ка __________

за-са-за __________ са-за-са __________

та-тя-та __________ тя-та-тя __________

6 лет

са-ша-са __________ ша-са-ша ___________

жа-ша-жа __________ ша-жа-ша __________

са-ца-са __________ ца-са-ца ____________

ча-тя-ча __________ тя-ча-тя _____________

ла-ля-ла __________ ля-ла-ля ____________

 

· Выделение начального ударного из слов

5 лет

астра __________ арка __________

осень __________ озеро __________

улей __________ уши __________

иглы __________ искры __________

 

· Выделение конечного согласного из слов

6 лет

кот __________ суп __________

сом __________ лимон __________

мох __________ сок __________

 

· Выделение ___________ согласного из слов.

6 лет

мост________ банка __________

пол_________ тапки __________

дом _________ нос __________

вода ________ фартук __________

кот __________ год __________ хлеб __________

· Определение последовательности звуков в слове.

6 лет

кот________ вата __________

дом________ дубы __________

· Определение количества звуков в словах.

6 лет

бык___________ вата __________

Дом __________ банан __________

 


 

Логопедическое заключение

(4 года)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Логопед ___________

Дата ___________ Зав. ГДОУ ___________

М. П.

 

Логопедическое заключение

(5 лет)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Логопед ___________

Дата ___________ Зав. ГДОУ ___________

М. П.

Логопедическое заключение

(6 лет)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Логопед ___________

Дата ___________ Зав. ГДОУ ___________

М. П.

Источник:

Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб.: Детство-Пресс, 2013

Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб: Детство-Пресс, 2015

Весь необходимый для проведения обследования материал можно найти в пособии

Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: