Налог на имущество предприятий




 

 

Среди основных налогов Российской Федерации налог на имущество предприятий занимает далеко не последнее место, так как практически всем юридическим лицам приходится иметь с ним дело. Налог на имущество предприятий являет­ся региональным налогом. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в район­ный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения пред­приятия.

Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в частно­сти, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодатель­ством региона.

В России налог на имущество предприятий в его современном виде – это прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица.

При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким образом, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.

При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования. К таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации финансового состояния.

Налог на имущество юридических лиц занимает в настоящее время центральное место в системе имущественного налогообложения России. Однако в доходных источниках бюджета он не играет такой существенной роли, как налог на прибыль и НДС.

Плательщиками налога на имущество являются:

- предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ;

- филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, уч­реждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

- компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарище­ства), образованные в соответствии с законодательством иностранных госу­дарств, международные организации и объединения, а также их обособлен­ные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Не является плательщиком налога на имущество Центральный банк РФ и его учреждения.

Структурные подразделения, являющиеся плательщиками налога на имущество (то есть, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет), представляют налоговые отчеты и уплачивают налог на имущество по месту своего нахождения. При этом на учете в налоговом органе по месту нахождения филиала должно стоять юридическое лицо, его создавшее, на которое налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.

Сумма налога зачисляется в соответствующие бюджеты по месту нахождения этих филиалов или приравненных к ним подразделений. При этом головная организация отражает в своем балансе стоимость имущества, выделенного на отдельный баланс структурного подразделения, на счете 79 “Внутрихозяйственные расчеты”.

Предельный размер ставки налога на имущество предприятия не может превышать 2-х процентов от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов их деятельности, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ (2).

При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка налога. Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается.

Объектом налогообложения являются:

- основные средства (в том числе арен­дованные и арендуемые, если они находятся на балансе предприятия);

- немате­риальные активы;

- запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

Ос­новные средства и нематериальные активы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимос­ти.

Уплата налога на имущество предприятий производится плательщиками по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления годового бухгалтерского отчета.

Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.

Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или должны возвращаться предприятию-плательщику в десятидневный срок со дня получения налоговым органом его письменного заявления.

Обычно зачет налоговые органы делают своевременно, а от возврата, как правило, ищут способы уклониться. Один из таких способов – зачет излишне уплаченных сумм в счет задолженности или очередных платежей по другим налогам. Это следует иметь в виду при планировании денежных потоков предприятия.

 

 

2. 4 Акцизы и налог с продаж

 

 

Важным видом косвенных налогов стали акцизы, раньше в нашей стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем объеме, выполняя налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.

Подакцизными товарами признаются:

1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2. спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов;

3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %;

4. пиво;

5. табачная продукция;

6. ювелирные изделия;

7. автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя более 150 л. с.

8. автомобильный бензин;

9. дизельное топливо;

10. моторные масла.

Подакцизным минеральным сырьем признаются:

А. нефть и стабильный газовый конденсат;

Б. природный газ.

Для предприятий налоговый период устанавливается как каждый календарный месяц.

 

Объект обложения акцизами.

В первую очередь к операциям, которые являются объектом обложения акцизами относятся операции, совершенные на территории России, и в том числе:

- продажа произведенных подакцизных товаров;

- передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

- передача права собственности на произведенные подакцизные товары на безвозмездной основе;

- передача произведенных подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного и новации;

- передача произведенных подакцизных товаров в структуре организации.

Чтобы определить объект налогообложения по алкогольной продукции, обратимся к статье 196 НК РФ, которая гласит:

1. Хранение, транспортировка и поставка покупателям алкогольной продукции, производимой на территории РФ, осуществляется в соответствии с условиями режима налогового склада.

2. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада указанная продукция не считается реализованной и в отношении этой продукции не возникает обязательство по уплате акциза.

Согласно ст. 197 НК РФ, режим налогового склада на территории, где расположены помещения для производства алкогольной продукции, а также акцизные склады: - это специально выделенные и оборудованные помещения, где хранится готовая алкогольная продукция.

Ставки акцизов единые для всей территории России.

Применяется два вида ставок:

Специфические – в рублях за единицу объема, массы, количества товара и адвалорные – в процентах от стоимости товара. Налоговая база по товарам, на которые установлены специфические ставки акцизов, равна объему реализованной продукции в натуральном виде. По товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, налоговая база равна стоимости реализованных товаров (5).

Надо сказать, что адвалорные ставки акцизов устанавливают только на ювелирные изделия, а также на табачное сырье. Причем в соответствии со статьей 24 Закона № 118 – ФЗ с 1 января 2002 года на табачное сырье устанавливаются нулевая ставка акциза.

Для организаций и предприятий предусмотрены налоговые вычеты. Налоговый вычет предоставляется на сумму акциза, которые входят в стоимость сырья, использованного для производства продукции товаров.

Правда, вычеты возможны только в том случае, если на сырье и подакцизные товары, произведенные из него, установлена единая единица с помощью которой измеряют налоговую базу. В противном же случае суммы акцизов, уплаченные по сырью, включаются в себестоимость готовой продукции.

Следует отметить, что согласно пункту 2 ст. 193 НК РФ, на всю алкогольную продукцию, произведенную на территории России, должны быть наклеены региональные специальные марки. Приобретая акцизные марки, организация уплачивает по акцизу авансовый платеж: по 1 руб. за каждую марку на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25 % и по 3 руб. за марку на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 %. На сумму этого авансового платежа по акцизу организации предоставляется налоговый вычет.

Налогоплательщики должны начислять акцизы в день реализации подакцизных товаров. Как же определить дату реализации этих товаров? Для ответа на этот вопрос обратимся к ст. 195 НК РФ. Так, датой реализации моторных масел дизельных и карбюраторных двигателей считается день их оплаты. В свою очередь, дата реализации алкогольной продукции – это день завершения режима налогового склада. А дата реализации всех остальных подакцизных товаров – день их отгрузки.

Но нельзя забывать, что с 1 января 2002 года датой реализации бензина автомобильного с октановым числом до 80 и дизельного топлива будет считаться день их оплаты.

Существуют определенные сроки уплаты акцизов и представления налоговой декларации.

Налогоплательщики, которые продают этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию и пиво, сумму акциза по этим товарам перечисляют двумя равными долями. Первую часть уплачивают не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным, а вторую – не позднее 15-го числа второго месяца следующего за отчетным.

Акцизные склады оптовых организаций, которые реализуют алкогольную продукцию, платят акцизы в следующие сроки:

- не позднее 30-го числа месяца – по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно;

- не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Как мы уже отмечали, налогоплательщики должны представлять налоговые декларации по местонахождению каждого своего филиала. В декларации должна указываться только та часть подакцизных товаров, которую в отчетном месяце фактически реализовало. Это обособленное подразделение. Крайний срок представления декларации по акцизам – последнее число месяца, следующего за отчетным.

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет как собственного производства, так и приобретенных на стороне независимо от организационно-правовой формы продавца и покупателя.

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров, исчисленная исходя из свободных и государственных регулируемых цен, включающих в себя налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров.

Ставка налога с продаж устанавливается в размере 5 % налоговой базы.

Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю.

Пример формирования цены реализации за наличный расчет.

Цена товара включая НДС – 2000 руб.

Ставка налога с продаж – 5 %

Сумма налога с продаж – 100 руб.

Цена реализации товара за наличный расчет – 2100 руб.

Налогом с продаж облагается реализация всех товаров за наличный расчет, кроме льготируемых.

Обложению налогом с продаж по транспортным перевозкам подлежит выручка, полученная за перевозку грузов, пассажиров, багажа. Налогом также облагаются все виды платных услуг, оказываемых пассажирам на вокзалах, в поездах, аэропортах.

Суммы налога с продаж зачисляются в областной бюджет и в местные бюджеты по месту регистрации налогоплательщиков в размере соответственно 40 и 60 процентов.

Распределение налога с продаж между бюджетами возлагается на органы федерального казначейства.

Налогоплательщики и их должностные лица несут ответственность за совершение налоговых правонарушений в соответствии с законодательством РФ.

Контроль за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ. В приложении 5 представлена декларация по налогу с продаж по ОАО Маслосыродельный завод «Сурский»

 

 

2.5 Единый социальный налог и прочие федеральные налоги

 

 

Налогоплательщиками налога признаются:

1. Работодатели, производящие выплаты наемным работникам.

2. Индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.

Налоговые льготы.

От уплаты налога освобождаются:

Организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом 1, 2 или 3 группы.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками – работодателями.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных или самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

По итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период – и соответствующей ставки налога.

Уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 – го числа месяца.

 

Таблица 3

Ставки единого социального налога

Налоговая база на каждого отдельного работника Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования РФ Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязат. Мед. Страхования
До 100 тыс. Руб. 28,0 % 4,0% 0,2 % 3,4 % 35,6 %
От 100001 руб. До 300000 руб. 28000 руб.+ 15.8% с суммы превышающей 100000 руб. 4000 руб.+ 2.2% с суммы превышающей 100000 руб. 200 руб.+ 0.1% с суммы превышающей 100000 руб. 3400 руб.+ 1.9% с суммы превышающей 100000 руб. 35600 руб.+ 20% с суммы превышающей 100000 руб.
ОТ 300001 руб. До 600000 руб. 59600 руб.+ 7,9% с суммы превышающей 300000 руб. 8400 руб.+ 1,1% с суммы превышающей 300000 руб. 400 руб.+ 0,1% с суммы превышающей 300000 руб. 7200 руб.+ 0,9% с суммы превышающей 300000 руб. 75600 руб.+ 10% с суммы превышающей 300000 руб.
Свыше 600000 руб. 83300 руб+2% с суммы превышающей 600000 руб. 11700 руб 700 руб 9900 руб 105600 руб+2% с суммы превышающей 600000 руб.

 

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особое место в системе федеральных налогов занимают два налога, служащие источниками образования федерального и территориальных дорожных фондов. Это строго целевые налоги по использованию средств. Среди них: налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств.

Налог с владельцев транспортных средств.

Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают юридические лица (предприятия, учреждения, организации) – далее организации, имеющие транспортные средства в следующих размерах (с каждой лошадиной силы):

Таблица 4

Ставки налога с владельцев транспортных средств

Наименование объектов обложения Размер годового налога (руб.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л\с 2,00
Свыше 100 л\с 3,50
Мотоциклы и мотороллеры 1,30
Автобусы 5,00
Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя: до 100 л\с 5,00
Свыше 100 до 150 л\с 10,00
Свыше 150 до 200 л\с 12,00
Свыше 200 до 250 л\с 13,00
Свыше 250 л\с 18,00
Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных с\х комбайнов) 5,00

 

Юридические лица, имеющие в своем составе филиалы или представительства, уплачивают налог по месту их нахождения и по ставкам, действующим на территории нахождения этих филиалов или представительств.

Налог с владельцев транспортных средств исчисляется юридическими лицами на основании данных бухгалтерского учета по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего тому, в котором производится уплата налога.

Исчисление налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения, марки транспортного средства и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу, а также размера годового налога с каждой единицы мощности двигателя.

Юридические лица – плательщики налога с владельцев транспортных средств представляют налоговой инспекции, а также организации, ведущей учет поступления налогов, по месту своего нахождения налоговый расчет.

Налог на пользователей автомобильных дорог.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, учреждения, организации.

Объектом налогообложения является выручка от реализации продукции и товарооборот.

Налог уплачивается по следующим ставкам:

1 процент от выручки (валового дохода) – от реализации продукции (работ, услуг);

от товарооборота

Сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности.

В течение квартала плательщики в сроки не позднее 15-го числа каждого месяца производят авансовые взносы налога, рассчитанные на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции, доходах, товарооборотом за предыдущий месяц.

Организации со среднемесячными платежами до 2000 рублей уплачивают налог один раз по квартальным отчетам.

По окончании 1 квартала, полугодия, 9 месяцев и года плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных взносов и вносят ее в соответствующие дорожные фонды по квартальным расчетам, не позднее установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам – не позднее срока, установленного для представления годовой бухгалтерской отчетности. В приложении 6 представлена декларация по налогу на пользователей автомобильных дорог по ОАО Маслосыродельный завод «Сурский»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: