Принципы, структура, аспекты, порядок формирования учетной политики организации




Введение

Актуальность. Учетная политика организации является одним из самых важных основных инструментов управления процессом ведения учета и составления отчетности.

В ней устанавливаются основные правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета организации.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Каждая организация сталкивается с тем, что необходимо формировать свою учетную политику. Хотя у организаций могут быть разные цели, задачи, критерии оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности, но при этом руководствоваться нужно общим для всех организаций законодательством по ведению бухгалтерского и налогового учета.

Кроме того, что с помощью учетной политики возможно рационализировать и оптимизировать учетный процесс, учетная политика организации может стать серьезным помощником при судебных разбирательствах.

Также при формировании учетной политики необходимо учитывать изменения и поправки в законодательстве, регламентирующем бухгалтерский и налоговый учет. Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что данная тема является актуальной.

Основной целью курсовой работы является изучение методологии разработки учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения, раскрытие сущности учетной политики и принципы ее формирования.

Для достижения поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:

- исследование основных принципов разработки учетной политики организации, этапов ее формирования;

- выявление сущности учетной политики для целей бухгалтерского учета, а также ее законодательной регламентации;

- определение особенностей учетной политики для целей налогообложения, и изучение нормативной базы ее регулирования;

- разработка учетной политике на примере конкретной организации.

Объектом исследования выступает учетная политика предприятия в целях налогообложения. Предмет исследования - методическая основа разработки и реализации учетной политики предприятия в целях налогообложения.

Для исследования поставленных задач была использована специальная литература по бухгалтерскому и налоговому учету, общедоступные деловые и периодические издания, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Структура работы включает в себя 3 главы, введение, заключение и список литературы.

В первой главе мы рассматриваем принципы учетной политики, организационно-технические и методические аспекты учетной политики, ее структуру и концепцию по разработке учетной политики организации для целей налогообложения.

Во второй главе на примере ООО «Бэст строй» рассматривается выбор методов и способов ведения налогового учета данной организации. Отражаются пути совершенствования налоговой политики в целях налогообложения.

В заключении приводятся выводы по проведенной работе, основанные на решении поставленной цели и задач и предложения.

 


1. Методология разработки учетной политики предприятия

Принципы, структура, аспекты, порядок формирования учетной политики организации

учетный налогообложение правовой

При разработке учетного процесса необходимо соблюдать основополагающие правила и принципы, которые установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского и налогового учета. Принципы формирования учетной политики, требования, предъявляемые к порядку ее составления, утверждаются соответствующими документами в отечественном и международном законодательстве. К единым принципам, на которых должна основываться учетная политика, как для бухгалтерского, так и для налогового учета относятся имущественная обособленность; непрерывность деятельности; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

В законодательном порядке также установлены требования к учетной политике, которые должны соблюдаться: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность, последовательность, сопоставимость.

В разработке учетной политики выделяют методические и организационно-технические аспекты.

Выбранные способы оценки и методики учета движения имущества, обязательств организации и хозяйственных операций образуют методический аспект учетной политики. [10]

Совокупность условий, позволяющих реализовать требования и правила бухгалтерского учета, и условий, способствующих применению способов оценки и методик учета имущества, обязательств организации и хозяйственных операций, составляет организационно-технический аспект учетной политики.

К организационно-техническим аспектам относятся:

- План счетов бухгалтерского учета;

- Выбор формы бухгалтерского учета;

- Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

- Разработка порядка документооборота;

- Технологические обработки учетной информации;

- Организация работы в бухгалтерии;

- Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

- Объем, сроки и адреса представления отчетности;

- Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с органами контроля и управления.

Учетную политику для бухгалтерского учета и для НДС применяют последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ, п. 12 ст. 167 Налогового кодекса РФ). По другим налогам - из одного налогового периода в другой. Это значит, что «переписывать» учетную политику и утверждать на каждый новый год не надо. В учетную политику можно вносить изменения.

Обновленную учетную политику или поправки в этот документ на очередной год принимают в конце текущего года. Так, чтобы сотрудники, которых затрагивают новые положения учетной политики, успели с ними ознакомиться.

Вновь созданная организация утверждает учетную политику для бухгалтерского учета не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Если организация обязана публиковать бухгалтерскую отчетность, то до первой такой публикации. Это требование, в частности, касается акционерных обществ и страховых компаний. Учетную политику для налогообложения вновь созданная организация утверждает до конца первого отчетного периода. Такая организация применяет свою первую учетную политику со дня государственной регистрации. Изменения в учетную политику вносятся, если:

- законодательством внесены изменения в законодательство о бухгалтерском учете или налогах. Такие поправки вносятся в учетную политику не ранее даты вступления в силу соответствующих изменений в законах;

- организация начинает вести новые виды деятельности. Если это требует внедрения новых способов учета, то внести изменения в учетную политику можно в любой момент;

- организация решила изменить применяемые способы учета. Если законодательство позволяет их менять, то поправки в учетную политику вносят только с начала года, в том числе и для НДС или налогового периода.

Рассмотрим содержание условий, совокупность которых составляет организационно-технический аспект учетной политики организации.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, разрабатывается организацией в зависимости от совокупности счетов синтетического учета, содержащихся в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению; и групп хозяйственных операций, характерных для организации.

Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических счетов (счетов первого порядка), субсчетов (счетов второго порядка) и аналитических счетов. Организация может вводить дополнительные синтетические счета для учета специфических операций по согласованию с Министерством финансов РФ.

Каждый факт хозяйственной жизни предприятия должен быть отражен в первичных документах. Организация использует типичные унифицированные формы первичных документов и имеет право самостоятельно разработать формы первичных документов, по которым законодательством типовые формы не предусмотрены. При этом, чтобы обладать юридической силой они должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, измерители в натуральном и денежном выражении, должностные лица, ответственные за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи этих лиц.

В приказе руководителя об учетной политике утверждаются состав и формы бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за ее составление, потенциальные пользователи отчетности. Виды форм внутренней бухгалтерской отчетности и их содержание устанавливаются организацией самостоятельно исходя из общих требований их формирования. [10]

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49. В учетной политике организации приводится порядок проведения инвентаризации:

- количество инвентаризаций в отчетном году;

- даты проведения инвентаризаций;

- перечень имущества и обязательств, наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации;

- порядок урегулирования выявленных расхождений и др.

Кроме этого, в учетной политике фиксируется порядок обязательных инвентаризаций в соответствии с законодательством.

В учетной политике должна быть определена форма системы учетных регистров. Предлагаются следующие варианты:

- Автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета (с помощью определенной бухгалтерской программой);

- Журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий;

- Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших организаций и хозяйственных обществ;

- Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, организация учетной работы предприятия включает в себя выбор структуры бухгалтерского подразделения, выделение участков учетной работы, подчиненность специалистов и другое.

Учетной политикой определяется порядок контроля. Он включает в себя содержательную проверку по существу хозяйственных операций, оформленных первичными учетными документами и отраженных впоследствии в регистрах бухгалтерского учета, с позиций законности, экономической целесообразности, соответствия принципам, требованиям и правилам бухгалтерского учета. Последующий контроль ведется в соответствии с установленными учетной политикой правилами с назначением ответственных за контрольные действия и выделением центров контроля над всеми стадиями технологического процесса обработки учетной информации.

В учетной политике следует выбрать способ определения даты реализации товаров (услуг), предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблагаемых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета. Перечень разделов учетной политики может быть расширен или уменьшен в зависимости от направления деятельности и величины организации.

В учетной политике необходимо также отразить порядок организации бухгалтерии, под которой понимается структура бухгалтерской службы в организации. Бухгалтерская служба выполняет функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета. Руководители организаций могут:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера (одного главного бухгалтера);

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии;

- вести бухгалтерский учет лично.

Если в организации бухгалтерия выделена в отдельную службу, то в учетной политике необходимо отразить ее структурное строение.

Процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации представлен двумя основными этапами:

- непосредственно самим формированием учетной политики;

- раскрытием учетной политики.

Раскрывать учетную политику обязаны только те организации, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность.

Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения, обычно состоит из трех частей: общие положения, методический раздел и организационный раздел. В разделе «Общие положения» содержатся сведения об организации, нормативной базе, послужившей основой разработки учетной политики, основных принципах ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности, случаях отступления от них.

В «Методическом разделе» устанавливается порядок учета хозяйственных операций, по отдельным участкам учета. Здесь отражаются только те учетные аспекты, которые относятся к деятельности конкретной организации и для которых предусмотрен выбор способа учета, либо данный способ необходимо разработать самостоятельно.

В «Организационном разделе» устанавливаются условия позволяющие реализовать требования и правила бухгалтерского и налогового учета (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, порядок и сроки проведения инвентаризации, уровень централизации учета, правила документооборота и технология обработки учетной информации и т.д.).

Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учетной политики. Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них - графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания - оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики.

Таким образом, учетная политика организации приобретает юридическую силу после утверждения приказа об учетной политике руководителем.

Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия. Различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, организационные и технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя предприятия.

Таким образом, только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов поможет правильно подойти к обоснованию учетной политики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: