Отрывок из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»




Подготовка к написанию сочинения на фрагмент текста

Композиция сочинения

Содержание   Баллы (24б) На какие вопросы нужно ответить? Клише  
1. Проблема     Над каким вопросом размышляет автор? Писатель размышляет над проблемой(чего)… Что такое...? (какого человека называют..?) Такие вопросы ставит…
2. Комментарий к проблеме с опорой на текст (2 примера-иллюстрации из текста+пояснение+связь между примерами)     На каких примерах автор строит рассуждение? Как развивается ход его мысли? 1. Художественный текст: - писатель изображает… - стоит обратить внимание на (мысли, слова, поступки) героя… - симпатии автора на стороне героя, который… 2. Публицистический текст: - автор спорит с (кем)… - Особого внимания заслуживает мнение автора о … - автор не случайно приводит слова… - автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Связь: противопоставление, сопоставление (сравнение), следствие, причина, уступки…
3. Позиция автора     Как автор отвечает на поставленный вопрос? Автор считает, что… Автор убеждает нас в том, что… Автор подводит к выводу о том, что… Позиция автора может быть сформулирована…
4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Обоснование своего мнения (аргументы)     Соглашаетесь ли с автором? Как бы вы ответили на этот вопрос? Какими примерами из жизни, художественной литературы вы можете подкрепить свою позицию? Я согласен с автором… Не могу не согласиться с мнением автора.
5. Заключение   Какой вывод можете сделать?   Таким образом… Следовательно… В заключение хочу подчеркнуть…

План сочинения ЕГЭ


1. Вступление

2. Проблема

3. Связка

4. Комментарий (1-й пример)

5. Пояснения к комментарию

6. Связка

7. Комментарий (2-й пример)

8. Пояснение к комментарию

9. Связка

10. Позиция автора

11. Собственная позиция

12. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)

13. Заключение


 

2. Виды аргументов (к №4):

- примеры из жизни

- собственные наблюдения и выводы

- ссылки на авторитеты

- примеры из художественной литературы (пословицы, поговорки, афоризмы!)

- примеры из кинофильмов

- примеры из научной литературы

 

Структура аргумента (к №2и №4)

- тезис

- логический переход

- пример

- микровывод

 

Образец сочинения

Отрывок из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»

О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово! Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!»

Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.

А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом. Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты. Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны. Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей. Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт. Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке? Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей. Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой.

В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)

Проблема   В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин.  
Первый пример Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей - мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять».  
Пояснение к пер- вому примеру   Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.  
Связь между при- мерами   Однако долг писателя, свидетеля событий войны, - рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память.
Второй пример Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей...  
Пояснение ко второму примеру   И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.  
Позиция автора   Так автор убеждает нас в том, что война - это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, разруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания.  
Собственное мнение   Трудно не согласиться с автором. Любая война – это потери.
Обоснование своего мнения Многие писатели рассказывали о войне. Например, из рассказа М.Шолохова мы узнаём о герое, у которого война отняла самое дорогое, оставила его совсем одиноким и потерянным, А.Соколов узнает о гибели жены и дочерей во время бомбежки в июне 1942 года. А в конце войны, в день победы, погибает и его сын. Шолохов на примере жизни своего героя показывает трагедию всего советского народа, вставшего на защиту родины. Хочется верить, что подвиг советского народа в Великой Отечественной войне будут помнить всегда, ибо только память способна отгородить, спасти от подобных потерь.  
Вывод Нужно помнить о тех бедах, которые принесла в мир война, чтобы такое не повторялось.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: