ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 11 глава




5. Планирование и построении всей туристско-краеведческой деятельности на взаимосвязанных и сменяющих друг друга цикла подготовки, проведения и подведения итогов основных туристско-краеведческих мероприятий.

6. Структура управления и самоуправления туристского объединения, комплекс туристских походных должностей как важнейший элемент реализации принципов самодеятельности и самоуправления туристских групп, обеспечивающий организованность и дисциплинированность коллектива, расширения кругозора и рост туристского мастерства его членов, повышение уровня организаторских качеств и навыков учащихся.

7. «Сетка» традиций, законов, правил, норм туристско-краеведческой деятельности, составляющих основу идейно-нравственного кодекса туриста.

2. Каждый цикл программы предусматривает общественно-полезную деятельность кружковцев:

1 год обучения – общее знакомство с областью, которое предусматривает ознакомление с памятниками, прежде всего, природы и культуры, также особенностями их охраны. Кроме этого идет знакомство с правилами поведения в лесу и на природе, для этого разработаны специальные темы. Ознакомившись с данными темами, ребенок должен понять, что он не царь над природой, а ее малая часть, что он несет ответственность за самые малые свои негативные поступки и дела.

2 год обучения – дальнейшее и более глубокое знакомство с природой и, в частности, горными районами. На данном этапе идет дальнейшая работа с детьми в природоохранном направлении:

- поведение человека на природе;

- поведение человека в пещерах, в спелеопоходе и т.д.

Закрепление этих тем идет во время посещения пещер. Уже само поведение ребенка на природе показывает, насколько он осознал и понял свое предназначение и свою взаимосвязь с природой.

3 год обучения – идет дальнейшее ознакомление с природой своего региона, в частности, с его пещерами, их особенностями. Работа над темами использования и исследования пещер региона с учетом охранной деятельности. Изучаются правила поведения внутри пещеры.

4 год обучения – планируя категорийные походы, обращается внимание на поведение в условиях дикой природы.

5 год обучения – работа в карстовом районе, изучение специфики работ и особенности охранных мероприятий.

 

В путешествиях, походах, экскурсиях прорабатываются и анализируются вопросы, связанные не только со спелеологией, но и с культурой, историей, природой и даже экономикой родного края и того района, где проходит поход или экскурсия. Чем больше человек узнает о малой и большой Родине, тем ближе она ему становится, тем больше стремление к созидательному труду на ее благо. На занятиях, как на практических, так и на теоретических, необходимо поддерживать интерес детей к познанию, к раскрытию тайн природы и истории.

Опыт показал, что изучение отечественной истории и культуры следует сочетать с знакомством с историей и культурой своего края, в том числе, посредством экскурсий, походов, экспедиций. Это не только расширяет кругозор учащихся, но и дает возможность проследить связь региональной культуры и истории с отечественной культурой и историей в целом.

Программа построена на 5 принципах обучения, которые соответствуют 5 годам обучения. Обучение по данной программе идет от простого к сложному. Изучение и исследование начинается с родного края, затем постепенно география походов и экспедиций расширяется: область, соседние области. Обучение идет таким же путем:

1 год обучения – основы туристской деятельности и туристской подготовки, навыки, наблюдения.

2 год обучения – туристская подготовка с элементами горного и спелеотуризма, изучение специфики района похода.

3 год обучения – начальная специальная подготовка спелеотуриста, а также основы судейской подготовки туристских соревнований и навыки исследовательской деятельности по направлениям допрофессиональной подготовки.

4 год обучения – расширенная подготовка спелеотуриста, судейская подготовка спелеосоревнований, начальные азы инструктора по спелеотуризму, исследовательская деятельность в различных формах.

5 год обучения – инструкторская деятельность в спелеотуризме и участие в походе в должности помощника руководителя, самостоятельная исследовательская деятельность.

Каждый год обучения состоит из 5 периодов, в каждом периоде есть три этапа:

1. Формулировка цели, подготовка к ее осуществлению.

2. Реализация поставленной цели.

3. Подведение итогов.

Немаловажная роль в программе отводится принципу самоуправления в объединении. Задачи:

1) Дать навыки саморегуляции, когда воспитанник принимает на себя роль субъекта деятельности. При этом существенно изменяется и обогащается его опыт, используемый в процессах саморегуляции. У него формируется собственное отношение к средствам и способам саморегуляции.

2) Формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе.

3) Развивать личность каждого с учетом индивидуальности и природообразности. Воспитание без участия в нем самого ребенка не существует. Самостоятельная работа ума и чувств, выработка собственного характера и мировоззрения, закалка воли в процессе преодоления своих слабостей – таков путь, который постоянно и неизбежно должен пройти каждый, формируя себя как личность.

Туристское объединение существует по своим законам и правилам, следование которым – прямая обязанность каждого члена. В объединении действует нравственный кодекс туриста-спелеолога:

1) Закон общения с природой: «Не навреди!».

2) Слово руководителя – закон!

3) В опасном месте первым идет руководитель.

4) Первая ошибка – опыт, повтор ошибки – глупость.

5) Учись быть исследователем.

6) Дружбу так проверять нужно – общие недостатки исправили дружно.

7) Один за всех и все за одного!

8) Семеро одного ждут.

9) Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе. Через трудности к победе!

10) Уважай местное население, знай и выполняй его положительные обычаи, законы и традиции.

Обеспечение программы.

Для эффективности реализации образовательной программы «Юные туристы спелеологи» необходимо дидактическое обеспечение:

- конспекты занятий;

- набор карт (физическая, топографическая, спортивная, план пещеры);

- видеофильмы по темам;

- фотоматериал;

- дидактические игры («Азбука спелеолога», «Азбука туриста» «Мы идем в поход») и викторины («Знай свой край» и др.), топографическое и спелеотопографическое лото;

- технические средства обучения (ТСО);

- раздаточный материал (карточки, схемы).

Средства оценки выполнения программы:

- топографический диктант

- самостоятельная работа

- экскурсии

- экспедиции

- соревнования

- туристские игры на местности

- туристские слеты

- походы выходного дня

- сдача физ. нормативов

- сдача спец. нормативов.

Программа обучения рассчитана на 5 лет. Предпочтительный возраст детей для начала обучения – 7 класс, завершается обучение по программе к 11 классу. Набор в объединение идет на добровольной основе. При поступлении в объединение дети должны предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья и письменное согласие родителей.

 

 

Распределение учебной нагрузки по годам обучения

 

№ п/п Разделы программы Часовая нагрузка по годам обучения
         
1. Основы туристской подготовки. Туристская подготовка          
2. Топография и ориентирование. Естественно-географическая подготовка          
3. Краеведение          
4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности          
5. Общая и специальная физическая подготовка          
6. Спелеологическая подготовка.        
7. Факультативные занятия  
Итого:          

 

 

Содержание первого года обучения соответствует базовой программе (первый год обучения) объединения «Юные судьи туристских соревнований», за исключением темы 1.3. Личное и групповое туристское спелеоснаряжение.

Содержание её следующее:

Понятие о личном и групповом снаряжении. Личное снаряжение для одно- трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж.

Особенности экипировки спелеотуриста: костюм для различных условий спелеопутешествия (узкие щели, сырые пещеры, обводненные полости), обувь, каска, индивидуальное освещение, его виды и нормы запаса. Подготовка личного снаряжения к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода. Особенности бивачного снаряжения для различных условий спелеопутешествия.

Практические занятия

Работа с личным и групповым снаряжением, уход за ним, подгонка и ремонт. Укладка рюкзаков.


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПЕЛЕОЛОГИ»

 

2 год обучения

 

№ п/п Наименование тем и разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Основы туристской подготовки
1.1. Туристские путешествия, история развития туризма и спелеотуризма     -
1.2. Личное и групповое туристское (спелеотуристское) снаряжение      
1.3. Организация туристского быта, привалы и ночлеги. Организация полевого лагеря     -
1.4. Подготовка к походу, путешествию     -
1.5. Питание в туристском походе     -
1.6. Туристские должности в группе     -
1.7. Техника и тактика в туристском (спелео) походе     -
1.8. Обеспечение безопасности в туристском (спелео) походе, на тренировочных занятиях      
1.9. Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе     -
1.10. Действие группы в аварийных ситуациях     -
1.11 Подведение итогов туристского (спелео) путешествия   -  
       
2. Топография и ориентирование
2.1. Горный компас, работа с горным компасом      
2.2. Топосъемка в пещерах      
2.3. Камеральные работы      
       
3. Краеведение
3.1. Спелеотуристские возможности родного края      
3.2. Значение и содержание исследований карстовых полостей      
3.3. Охрана природы в подземных полостях      
4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь      
4.1. Походная медицинская аптечка для спелеопоходов I к.с., использование лекарственных растений      
4.2. Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи      
4.3. Приемы транспортировки пострадавшего      
       
5. Общая и специальная физическая подготовка
5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии на него физических упражнений     -  
5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках      
5.3. Общая физическая подготовка   -    
5.4. Специальная физическая подготовка   -  
         
6. Спелеологическая подготовка
6.1. Карстовые явления. Вторичные образования в пещерах (минералы)     -
6.2. Описание подземных полостей.     -  
        -
ИТОГО за период обучения:      

Зачетное многодневное мероприятие (лагерь, слет, поход и т.п.) вне сетки часов.

 

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПЕЛЕОЛОГИ»

 

2 год обучения

 

1. Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия. История развития туризма и спелеотуризма

Роль туристских походов, путешествий, экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма, коллективизма, самостоятельности, углублении знаний и расширении кругозора, приобретении трудовых навыков.

История освоения России, знаменитые русские путешественники и исследователи. Книги, рассказывающие о путешествиях, и их авторы: Обручев, Арсеньев, Федосеев и др.

История развития туризма в России. Влияние государства и общественных организаций в различные периоды на развитие туризма. Современная организация туризма в стране. История развития детско-юношеского туризма в стране и в родном городе, районе. Туристские традиции своего коллектива. Знакомство с опытными туристами-земляками. История развития спелеотуризма в России и за рубежом.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида туризма. Самодеятельный туризм, экскурсионный, международный.

Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью, судейские звания.

1.2. Личное и групповое туристское (спелеотуристское) снаряжение

Требования к туристскому снаряжению: прочность, легкость, безопасность и удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода. Обеспечение влагонепроницаемости рюкзака, палатки. Обувь туриста и уход за ней. Сушка и ремонт одежды и обуви в походе. Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров для похода. Ремонтный набор. Снаряжение для краеведческой работы.

Специальное снаряжение спелеотуриста: личное и групповое.

Практические занятия

Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения.

1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Организация полевого лагеря (соответствует теме 1.3.)

1.4. Подготовка к походу, путешествию (соответствует теме 1.4.)

1.5. Питание в туристском походе (соответствует теме 1.5.)

1.6. Туристские должности в группе (соответствует теме 1.6.)

1.7. Техника и тактика в туристском (спелео) походе

Понятие о тактике в туристском походе.

Тактика планирования нитки маршрута. Разработка плана-графика похода.

Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Разработка запасных вариантов маршрута. Дневки. Заброска продуктов и переноска «челноком».

Изучение, разведка сложных участков маршрута. Определение способов их преодоления. Перестроения колонны при преодолении сложных участков.

Подведение итогов дневного перехода и корректировка плана на следующий день.

Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи и снежники.

Движение группы по дорогам и тропам. Разведка маршрута и, по необходимости, маркировка.

Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту.

Передвижение по тундре, карликовой растительности, стланику, высокотравью, густому кустарнику.

Движение в тайге. Сложности ориентирования. Техника преодоления завалов, густых зарослей, низинных заболоченных участков.

Движение в горах. Основные формы горного рельефа. Передвижение по травянистым склонам, осыпям различного характера, скалам. Правила передвижения в горах (темп движения в зависимости от рельефа местности, правильная постановка стопы, правило трех точек опоры, исключение рывков и прыжков, интервал, движение серпантином и «в лоб», самостраховка альпенштоком, короткие привалы).

Тактика передвижения в карстовом районе и в пещерах. Зависимость тактики от задачи исследования карстовой полости. Примеры тактических планов передвижения в полостях различного типа (вертикальных, горизонтальных, обводненных) при выполнении различных программ исследования (топосъемка, гидрологические исследования, микроклиматические измерения и т.д.).

Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Использование силы трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность. Использование специального снаряжения (страховочная система, веревки, карабины и т.д). Узлы: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой, встречный, схватывающие узлы. Техника вязания узлов.

Броды через равнинные и горные реки: выбор места брода и способ прохождения. Страховка и самостраховка во время переправы вброд.

Практические занятия

Отработка техники движения и преодоления препятствий.

1.8. Обеспечение безопасности в туристском (спелео)походе, на тренировочных занятиях (соответствует теме 1.8.)

1.9. Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе (соответствует теме 1.9.)

1.10. Действия группы в аварийных ситуациях (соответствует теме 1.10.)

1.11. Подведение итогов туристского (спелео)путешествия (соответствует теме 1.11.)

 

 

2. Топография и ориентирование

 

2.1. Горный компас, работа с горным компасом

Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Факторы, влияющие на точность взятия азимута. Взятие азимута на предмет. Угол наклона. Азимут простирания. Условия эксплуатации горного компаса.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута, угла наклона.

2.2. Топосъемка в пещерах

Приборы, применяемые при топосъемке под землей. Задачи различных видов съемки (горизонтальных и вертикальных полостей, соединительной, съемки поверхности над пещерой). Методика топосъемки сухих и обводненных полостей. Состав съемочной группы и распределение обязанностей в ней. Содержание журнала топографической съемки. Маркировка ходов. Определение азимута, угла наклона, расстояний. Зарисовки (абрисы) ходов. Особенности съемки вертикальных полостей и пещер-лабиринтов. Элементы глазомерной съемки. Топографическая съемка залов. Особенности сьемки обводненных полостей.

Практические занятия

Топографическая съемка помещений, местности. Съемка залов, горизонтальных и вертикальных участков в пещерах. Абрис.

2.3. Камеральные работы.

Оценка ошибки топосъемки; план, разрез, сечение, масштаб съемки. Обработка данных съемки, увязка полигонов. Составление сводного плана подземной полости.

Основные сведения о карте: масштаб, координатная и градусная сетки, рельеф и способы его изображения, условные обозначения, рамка и зарамочное оформление. Чтение карты и работа с ней: ориентация, определение масштаба, измерение расстояний, оценка рельефа, копирование. Старение карт.

Практические занятия.

Камеральные работы.

 

 

3. Краеведение

 

3.1. Спелеотуристские возможности родного края

Основные районы карстовых и псевдокарстовых явлений в родном крае. Рекомендуемые маршруты спелеопутешествий на территории родного края и смежных областей. Литература о крае и источники устной информации о нем (краеведы, старожилы и др.)

Практические занятия

Посещение некоторых из районов карстовых и псевдокарстовых явлений. Работа со справочным материалом и литературой по спелеоистории края. Встречи с представителями науки и культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.

3.2. Знание и содержание исследований карстовых полостей

Пещеры – уникальные памятники природы, ценные научные объекты. Крупнейшие пещеры России и зарубежных стран. Использование пещер в качестве экскурсионных объектов в России и за рубежом.

Использование карстовых полостей в народном хозяйстве (строительство, сооружение гидростанций, тоннелей, подземные воды, полезные ископаемые). Изучение карстовых полостей в научных целях (геология, гидрогеология, спелеофауна, палеонтология, археология).

Содержание наблюдений и исследований: спелеометеорология (температура, давление воздуха, движение воздушных потоков, влажность); гидрогеология (подземная гидрографическая сеть, состав воды); геология (трещиноватость, блочность, состав пород); подземная фауна (троглофилы, троглоксены, троглокионты); палеонтология (пещеры-убежища, ловушки); археология (орудия, живопись, другие следы пребывания древнего человека).

Практические занятия

Выполнение заданий государственных и общественных организаций. Проведение различных наблюдений и исследований.

3.3 Охрана природы в подземных полостях

Охрана природы – долг каждого туриста. Законы об охране природы. Правила поведения в пещерах. Пропаганда охраны природы. Недопустимость раскопок без "открытого листа". Правила сбора и хранение реликтовых и других материалов. Пещеры заповедного режима. Работа среди местного населения: участие в общественных мероприятиях, концерты самодеятельности, спортивные выступления, помощь сельским школам и лесничествам.

Практические занятия

Экологические рейды по местам стоянок, по пещерам, по области. Участие в природоохранной работе среди местного населения.

 

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

 

4.1. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений (соответствует теме 4.2.)

4.2. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи (соответствует теме 4.3.)

4.3. Приемы транспортировки пострадавшего (соответствует теме 4.4.)

 

 

5. Общая и специальная физическая подготовка

 

5.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влиянии на него физических упражнений (соответствует теме 5.1.)

5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм (соответствует теме 5.2.)

5.3. Общая физическая подготовка (соответствует теме 5.3.)

5.4. Специальная физическая подготовка (соответствует теме 5.4.)

 

 

6. Спелеологическая подготовка

 

6.1 Карстовые явления. Вторичные образования в пещерах (минералы)

Понятие о карсте и псевдокарсте. Распространение карстующихся пород и карстовых явлений. Районирование карста в России и ближнем зарубежье.

Образование и развитие пещер и шахт коррозионно-нивальные колодцы и шахты, коррозионно-эрозионные шахты и пещеры, вскрытые и эрозионные пещеры.

Понятие о возрасте пещер.

Классификация различных образований. Капельные формы (сталактиты, сталагмиты). Натечные формы (занавеси, ленты, лбы, колонны). Почковидные образования. Кристаллизационные формы (иглы, цветы, друзы, геликтиты). Венцы, ступени, карнизы, плотины. Условия возникновения вторичных образований.

6.2 Описание подземных полостей

Цель описания пещер. Описание пещеры и ее план – основные отчетные документы о спелеопутешествии. Вопросник к описанию карстовых полостей: расположение полости, морфометрическая характеристика, морфологическое описание, характеристики геологическая (надземная и подземная) и гидрогеологическая, микроклимат, археологические находки. Сведения о пещере по литературным и опросным данным. Доступность, возможность использования пещер. Составление карточки пещеры.

 

Минимум знаний, умений и навыков после второго года обучения

 

№ п/п Название разделов Знания Умения и навыки
  Основы туристской подготовки История развития туризма и спелеотуризма в России и за рубежом. Характеристика каждого вида туризма. Состав и требования к личному, групповому и специальному спелеотуристскому снаряжению. Подготовка к походу. Организация туристского быта на земле и в пещерах. Питание в туристском походе. Туристские должности. Техника и тактика спелеопохода. Система обеспечения безопасности в спелеотуризме. Психология группы. Подведение итогов спелеопутешествия. Комплектование, подгонка, изготовление снаряжения. Организация бивака на земле и в пещере. Составление необходимой документации. Составление меню, приготовление пищи. Грамотное преодоление различных препятствий в спелеопоходах. Отработанный навык поведения в экстремальных ситуациях. Самодисциплина. Коммуникабельность. Подготовка и составление отчета о походе.
  Топография и ориентирование. Топосъемка в пещерах: приборы, задачи, методика, состав съемочной группы, камеральные работы. Топосъемка простых полостей, камеральные работы.
  Краеведение. Спелеотуристские возможности родного края. Значение и содержание исследований карстовых полостей. Охрана природы. Проведение различных наблюдений и исследований. Экологические рейды.
  Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Состав и назначение походной медицинской аптечки для спелеопоходов I к.с. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего. Формирование походной аптечки. Умение оказать первую доврачебную помощь. Навык правильной иммобилизации. Различные способы переноски пострадавшего. Изготовление носилок.
  Общая и специальная физическая подготовка. Строение и функции человеческого организма и влияниена него физических упражнений. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом и туризмом. Ведение дневника самоконтроля. Изучение приемов самомассажа. Выполнение нормативов по общей и специальной подготовке.
  Спелеологическая подготовка. Карстовые явления. Вторичные образования в пещерах (минералы). Описание подземных полостей.  

 

В конце второго года обучения учащиеся должны совершить поход I-II-А категории сложности по спелеотуризму и выполнить норматив на III взрослый разряд по спелеотуризму.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПЕЛЕОЛОГИ»

 

3 год обучения

 

 

№ п/п Наименование тем и разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Туристская подготовка
1.1. Личное и групповое туристское снаряжение      
1.2. Привалы и биваки      
1.3. Подготовка к походу, путешествию      
1.4. Питание в туристском походе      
1.5. Передвижение и преодоление естественных препятствий на подходах к пещерам      
1.6. Подведение итогов туристского (спелео) путешествия   -  
       
2. Топография
2.1. Топография и топосъемка в карстовой полости      
2.2. Методика и техника исследования карстовых полостей      
       
3. Краеведение
3.1 Обзор района спелеопутешествия     -
3.2. Общественно полезная работа в спелеопутешествии, охрана природы, памятников культуры, пещер      
       
4. Обеспечение безопасности
4.1. Обеспечение безопасности в спелеопоходе      
4.2. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний      
4.3. Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего      
       
5. Общая и специальная физическая подготовка
5.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм      
5.2. Общая физическая подготовка   -  
5.3. Специальная физическая подготовка   -  
       
6. Спелеологическая подготовка
6.1. Формирование карстовых полостей     -
6.2. Происхождение вторичных образований (минералы)     -
6.3. Организация и техника спуска в карстовые полости      
6.4. Научная и видовая видео-, кино- и фотосъемка      
6.5. Страховка и самостраховка      
       
ИТОГО за период обучения:      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: