Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.




Введение.

В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся» подчеркнуто значение охраны здоровья детей и подростков, как важнейшего условия всего населения.

Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, ее характер и масштабность потребует значительного времени. На ближайшие годы первостепенным станет совершенствование действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека.Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и

систематического использования физических упражнений.

Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере: быстрота, сила, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.

Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе, дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность. У многих отмечается низкий уровень общей работоспособности, быстрая утомляемость, особенно это характерно для детей, проживающих в городе.

Место расположения школы, отсутствие вблизи ее лесопарковой зоны не позволяет качественно проводить уроки по развитию такого важного двигательного качества, как общая выносливость.

Многие учителя физкультуры, не имея возможности использовать для развития общей выносливости циклические упражнения, развивают у детей это качество спортивными или подвижными играми, что не всегда оправдано. Отдельными специалистами в области физического воспитания школьников рекомендуется в качестве метода, развивающего общую выносливость, использовать метод круговой тренировки, условия, применения которого не требуют каких-либо особенных условий, большой длительности в работе, позволяют четко контролировать нагрузку на занимающихся.

Исследованию возможности развития общей выносливости на уроках физической культуры методом круговой тренировки и посвящена данная работа.

 

Глава 1. Литературный обзор.

Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.

Средний школьный (подростковый) возраст является переломным в развитии организма. У подростков отмечается преобладание процессов возбуждения над торможением. Наряду с эти нередко появляются временные трудности в образовании условных рефлексов, ухудшается реакция, особенно на словесные раздражители. Эмоциональные переживания часто выражаются с психической неуравновешенностью. Вегетативная нервная система характеризуется повышенной лабильностью. Это проявляется в усиленной потливости, резкой смене сосудистых реакций, колебаниях сердечного ритма. Эти сдвиги носят временный характер и являются следствием изменений в регуляции функций присущих данному возрастному периоду.

Период полового созревания характеризуется усилением гормональной функции половых желез при участии гипофиза и щитовидной железы. В результате изменяется соотношение нервных и гуморальных влияний в организме, характерное для предшествующего периода детства. (№14)

Двигательный аппарат: в ходе развития детского организма происходит процесс окостенения скелета, т.е. замена хрящевой ткани костной. Окостенение различных частей скелета происходит в разные сроки. Окостенение в ключице, лопатке заканчивается в 20-25 лет, костях запястья в 10-13 лет, фалангах пальцев рук в 9-11 лет. У девочек этот процесс начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. Полное формирование скелета завершается к 20-24 годам. С возрастом изменяется химический состав костей: увеличивается содержание солей кальция, фосфора, магния, одновременно повышается прочность костей, совершенствуется кровеносная функция.

Развитие костной ткани в значительной мере зависит от роста и развития мышечной ткани. Относительный вес мышц подростков 13-15 лет больше, чем девочек того же возраста.

Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, меньшими мышцы рук. Темпы роста мышц-разгибателей опережают темпы роста мышц-сгибателей. Быстрее нарастает вес тех мышц, которые раньше всего начинают функционировать.

У подростков 12-14 лет большинство мышц уже укреплено всеми видами соединительно-тканных структур, но в меньшей степени, чем мышцы взрослого. Окончательно нервно-мышечный аппарат формируется позднее.

В связи с процессами полового созревания возрастной период 12-15 лет является критическим в биологическом развитии. Характерная черта этого периода- неодновременность формирования отдельных систем и органов подростка.

Интенсивный рост всего тела, и особенно конечностей, преобладает над приростом мышечной массы. К 13-14 годам у мальчиков и к 11-12 у девочек темп роста мышечной массы резко возрастает. Происходит это в основном за счет гипертрофии мышечных волокон, высокого уровня достигает суставно-связочный аппарат.

Активизация эндокринной системы 12-15 летних детей стимулирует совершенствование центральных механизмов регуляции, повышается их роль в вегетативном обеспечении движений. В этом возрасте усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения, совершенствуется двигательный и вестибулярный анализаторы. По некоторым данным корковые периферийные механизмы двигательного анализатора созревают к 12-13 годам. Эти структурные перестройки позволяют создавать достаточно совершенные и устойчивые системы связей в коре головного мозга.

Существенные изменения претерпевают механизмы сердечно-сосудистой системы; интенсивно растут масса и объем сердца, увеличивается относительный МОК и продолжительность сердечного цикла, усиливается влияние вагусной регуляции. Эти структурные перестройки обеспечивают экономизацию работы сердца подростка в покое и расширяют его адаптационные возможности при физической нагрузке. Вместе с тем слабым звеном сердечно-сосудистой системы в этой возрастной группе остается несовершенство механизмов внутри межсистемной регуляции. В сравнении с юношами и особенно взрослыми сердце подростка имеет меньше адаптационные возможности.(№15)

В 12-15 лет интенсивно идет процесс развития дыхательной системы: перестраивается нервная и гуморальная регуляция; совершенствуется аппарат внешнего дыхания; возрастают дыхательный и минутный объёмы; увеличивается диффузная способность и ЖЕЛ; растут показатели максимальной вентиляции легких. Глубина и спектр структурных изменений кардиореспираторной системы определяют уровень аэробной производительности подростков. Наибольшие темпы прироста МПК и показателя экономичности работы сердца (кислородного пульса) отмечается у мальчиков в 13-14 лет, у девочек –на год раньше. (№4)

Несмотря на высокие темпы, по абсолютным значениям кислородного пульса подростки уступают юношам и взрослым. Этим и объясняется меньшая экономичность кислородных режимов у подростков при мышечной работе. За период полового созревания в большей степени совершенствуются механизмы аэробной выносливости, в то время как способность выполнять мышечную работу в анаэробных условиях у подростков ограничивается кислородным долгом 2000-2500 мл. по некоторым данным, наиболее благоприятными возрастными периодами для воспитания у мальчиков скоростно- силовых способностей является возраст 14-15 лет; быстроты и анаэробной выносливости-13-4 лет; ловкости- 12-13; гибкости -14. Такими периодами для девочек являются: 13-14; 12-13; 12 и 15; 13-14 лет.

Несовершенство механизмов нейроэндокринной регуляции, недостаточная эффективность кислородных режимов, отставание показателей относительной силы, низкие величины максимального кислородного долга ограничивают объем упражнений силовой и скоростной выносливости.

При тренировке в этом возрасте силовых качеств необходимо учитывать отставание силы мышц от прироста мышечной массы. Это положение определяет методы воспитания отдельных компонентов силы. Основным методом тренировки динамической силы по-прежнему остается метод повторных усилий до отказа, но с увеличением веса отягощений, позволяющим выполнять упражнения не более 7-8 раз. (№5)

Периодически следует применять и метод максимальных усилий. Оптимальное сочетание этих методов исключает интенсивное наращивание мышечной массы и тем самым способствует росту относительной силы. (№15) Функциональным возможностям 14-15 летних адекватны и такие упражнения, как метание набивных мячей весом 1-3 кг., кратковременные усилия с небольшими (20-30% от собственного веса) отягощениями, способствующие росту «взрывной» силы. Полезно эпизодически включать в учебно-тренировочный процесс кратковременные (до 5 секунд) статистические напряжения и около предельные отягощения. Для воспитания статистической и динамической выносливости используются снаряды различного веса, эспандеры, вес партнера и т.п. Тренировка различных форм силы связана с режимами низкой, средней и нижних границ высокой интенсивности. Время работы от 10-15 до 25-30 секунд.

В связи с особенностями психо-эмоциональной сферы подростков процесс воспитания анаэробной выносливости должен носить преимущественно игровой характер, следует чаще включать в занятия подвижные и спортивные игры, эстафеты и т.п. Однако нельзя полностью исключать и упражнения циклического характера - бег на дистанции 200-500 метров в отличие от детей младшего возраста в занятиях с подростками следует применять (эпизодически) и интервальный метод тренировки.

Равномерный метод тренировки аэробной выносливости следует сочетать повторным. Независимо от метода используются физические режимы малой и средней интенсивности. (№13)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: